Расписание богослужений

K6b2rGC0w0QПослание к Евреям святого апостола Павла XI, 24-26, 32 - XII, 2.

Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

Когда человек впервые приходит в Церковь, он нередко испытывает страх перед неизвестной традицией, перед людьми в специальных облачениях, и даже перед Богом и святыми. С одной стороны, это вполне естественно, незнакомое место, незнакомые люди... Но к какому ощущению в итоге должен прийти человек? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 11-й и 12-й глав послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Главное слово, которое звучит в отрывке, который мы сейчас услышали, — это слово «вера». Каждому из нас оно кажется прекрасно знакомым, ведь все имеем опыт веры — веры в Бога, веры своим близким, веры тем или иным специалистам — врачам, учителям и многим другим. Всё это, конечно, разные виды веры, и всё же их объединяет нечто важное. Веря другим людям, мы вверяем себя в их руки — доверяя врачам, прислушиваемся к их рекомендациям, вверяя своих детей учителям, — верим, что они дадут им необходимые знания... Вверяя себя Богу, мы верим, что Его заповеди могут исцелить и исправить нашу жизнь, причём не только внешне, но и изменить её к лучшему внутренне. Мы верим, что Господь, как Тот, Кто любит нас, желает нам добра. Самое главное, что доверие предполагает отсутствие страха. Уважение, почтение, даже трепет — всё это может наполнять наше сердце, но не боязнь. И если людям, как существам несовершенным, нам сложно довериться вполне, Богу мы призваны доверять именно так. В нас не должно быть ни тени сомнения в том, что Он рядом и ведёт нас по жизненному пути.

Легко говорить о доверии, когда всё хорошо, вы попробуйте говорить о нём, когда трудно, скажет кто-нибудь. Не тогда, когда вокруг мир и благополучие, не тогда, когда ты сыт и одет, а в тяжёлые времена испытаний.

Что ж, сегодняшнее чтение именно об этом. Разве было легко Моисею, который ради верности Богу отказался называться сыном дочери фараоновой и был готов страдать с народом Божиим в пустыне, вместо того чтобы жить во дворце? Разве было легко пророкам, которые испытывали побои, были вынуждены скитаться и терпеть лишения и многое другое, только из-за того, что жили по заповедям и призывали к этому других.

Впрочем, было бы неправдой сказать, что их жизнь была сплошным испытанием. Любой, кто живёт в доверии Богу, может свидетельствовать, что плодами веры является внутренний мир и помощь Божия, которая подаётся обильно в разных ситуациях. И самое главное — ощущение, что ты Богу становишься своим, становишься своим для святых и для всей Церкви. Ты можешь жить в любое время и в любом месте, в годы гонений или в спокойные времена... Это становится не так важно, ведь доверяя Богу, ты оказываешься причастен Его благой вечности.

священник Стефан Домусчи.

Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 43-51

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Если мы посмотрим на личности апостолов, то увидим, что с внешней точки зрения у этих людей было мало общего между собой. Кто-то из них до призвания к апостольству был рыбаком, кто-то сборщиком податей, кто-то ревностным фарисеем, о ком-то мы и вовсе почти ничего не знаем. Если же смотреть не на внешние характеристики, а на внутреннее состояние, то общее обнаружить удастся. Но что же это? Ответ нам даёт тот отрывок из 1-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.

Евангелие от Иоанна, рассказав о призвании Нафанаила к апостольству, сохранило тайну: мы можем лишь догадываться, почему слова Христа о том, что Он прежде знакомства с Нафанаилом видел его под смоковницей, столь сильно повлияли на будущего апостола. Конечно, христианская экзегетическая традиция имеет свой ответ, к примеру, святитель Иоанн Златоуст общую для многих авторитетных толкователей мысль выразил в таких словах: «Знал Он и прежде благонравие Нафанаила, не как человек, следивший за ним, а как Бог. И ныне „Я видел тебя под смоковницею", когда никого там не было, а был только Филипп и Нафанаил и между собою об этом говорили». То есть речь здесь идёт о частной беседе Нафанаила с Филиппом, содержание которой Спаситель не мог знать как человек, но мог знать как Бог. Впрочем, есть и ещё одно предположение относительно обращённой к Нафанаилу фразы Христа, оно состоит в том, что Господь видел уединённую молитву Своего будущего апостола, содержанием которой было воззвание к Богу о скорейшем пришествии Мессии.

Прежде же чем произнести слова о смоковнице, Спаситель сказал другую фразу, крайне любопытную фразу, Он указал на Нафанаила, как на того израильтянина, «в котором нет лукавства». Эти слова можно понимать как минимум двумя путями: как указание на внутреннее состояние Нафанаила, так и как утверждение, что в истинном израильтянине не может быть лукавства, или, иначе, притворства. Отсутствие притворства и вытекающая искренность, пожалуй, и есть то, что было общим у апостолов. Все они, вне зависимости от своего происхождения, возраста или же социального статуса были людьми предельно искренними. Конечно, искренность не была гарантом отсутствия ошибок, мы знаем, что ученики Христовы ошибались и ошибались иной раз сильно, достаточно вспомнить об их упорном неприятии слова Христа о том, что Ему надлежит пострадать, иногда апостолы проявляли слабость, иногда и другие шероховатости характера, но при этом они всегда были искренними. Единственное исключение: Иуда Искариот. Этот человек в какой-то момент пошёл по пути лукавства, и оно его погубило. Пример искренности апостолов — это своего рода завет всем поколениям христиан, если мы хотим унаследовать ту же благую участь, которую унаследовали ближайшие ученики Христовы, нам стоит отложить всякое притворство, нам надо быть честными и искренними, как с Богом, так и друг с другом. И дай Бог, чтобы мы смогли быть такими!

епископ Переславский и Угличский Феоктист

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция