Деяния святых апостолов. Глава IX, 32-42.
Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.
Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
Жизнь человека испокон веков была полна проблем. Часть из них он научился решать, с частью смирился, хотя и продолжает мечтать о жизни, в которой проблем не будет. Кажется, в этом вопросе нельзя сказать ничего нового, но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 9-й главы книги Деяний апостольских.
Из истории, которую мы сейчас услышали, ясно, что апостол не просто когда-то однажды проповедовал веру в городах и селениях Иудеи и Галилеи, но приходил к ученикам, чтобы поддержать их не только добрым словом, но и делом.
Так, в городе Лидда он находит человека по имени Эней, который был болен уже восемь лет. Мы не знаем точно, сколько времени прошло со того момента, как Эней обратился к Богу, но тот факт, что он, будучи больным, оставался верующим, примечателен, потому что говорит о нём как о смиренном человеке, доверяющем Богу. Сегодня людей, которые присматриваются к Церкви и вере, могут смутить болезни верующих. Иногда можно услышать буквально следующее: или вы плохие верующие, раз вы болеете, или Бога нет, раз вы живёте праведно, а Он вас не защищает. Такое потребительское отношение в корне ошибочно, ведь дело совсем не в том, чтобы просто получать от веры дивиденды в виде здоровья, удачи и подобных вещей. Так или иначе, Эней был христианином и был болен восемь лет, то есть оставался верен Богу, несмотря на болезнь. Со своей стороны, Пётр, столкнувшись с его проблемой, ничего от него не потребовал и ни о чём не расспрашивал, он исцелил его силой Христовой.
В городе Иопия, который находился неподалёку, ситуация была иной. Девушка, которой, казалось бы, ещё жить и жить, не просто заболела, но умерла. Её близкие омыли её тело и положили в комнате. Впрочем, узнав, что Пётр находится по близости, попросили его поскорее прийти к ним. Сами они сделать ничего не могли и просто принимали происходящее как данность, но известие о возможном приходе апостола зародило в них надежду. Когда апостол приходит, он также не ставит никаких условий, ни о чём не спрашивает, но стремиться помочь. Он молится Богу и по его молитве, Господь Тавифу воскрешает.
Значит ли это, что апостол Пётр спешил исцелить всех больных и воскресить всех умерших? Конечно, нет. Мир во зле лежит, и христианство не пытается решить всех его проблем. И даже не стремится как-то это зло и эти проблемы по-новому объяснить. Христианство — вообще не концепция, которую люди просто принимают умом. Христиане призваны жить по-новому и открывать людям в своих словах и поступках исцеляющее и преображающее Божее присутствие.
священник Стефан Домусчи
Евангелие от Иоанна, Глава 5, стихи 1-15
После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
Священное Писание содержит в себе упоминание самых разных людей, и далеко не все персонажи Библии были праведными, не все они были и людьми приятными. Однако у Бога, как известно, нет лицеприятия (см. Рим. 2:11), и Бог делает всё для спасения каждого человека, вне зависимости от того, кажется ли людям тот или иной человек симпатичным и достойным блаженной вечности. Об одном довольно странном человеке, на которого тем не менее обратил внимание Христос, рассказывает 5-я глава Евангелия от Иоанна. Отрывок из этой главы звучит сегодня в православных храмах во время божественной литургии.
Нам не дано знать, почему из всего множества страдальцев, ожидающих схождения ангела на воду иерусалимской купальни, Христос обратил Своё внимание именно на того паралитика, историю которого мы только что услышали. Вообще, этот отрывок — единственный евангельский рассказ такого рода, все прочие исцеления происходили иначе: люди либо сами обращались к Спасителю за помощью, либо кто-то о них ходатайствовал, у нас нет иных свидетельств избрания Христом того, кому Он намерен оказать милость.
Возможно, что этого евангельского паралитика от всех других собравшихся в тот день и в том месте людей отличало одиночество, о котором он сам и упомянул в ответ на вопрос Спасителя о желании обрести здоровье. Конечно, слова об отсутствии того, кто мог бы помочь, звучат предельно печально, они своего рода средоточие боли всеми покинутого человека. Впрочем, к этим словам больного есть вопрос: а как он, будучи парализованным, оказался у Овчей купели? Скорее всего, всё же были какие-то люди, которые за ним ухаживали и ему помогали, однако у этой помощи, судя по всему, были свои пределы, и те, кто помогал больному, не были готовы бороться за возможность окунуть его первым в купальню после схождения в неё ангела Господня. Наверняка, у них были и какие-то свои дела, а может они просто не до конца верили в то, что омовение в купели способно исцелить больного. Как бы то ни было, этот человек был один, и Его избрал Спаситель.
Дальнейшее евангельское повествование показывает весьма странное поведение иудеев, которых мало беспокоило случившееся чудо, но которые не смогли пройти мимо нарушения одного из множества субботних запретов, не менее странно повёл себя и бывший паралитик: он решил воспользоваться дарованной ему Христом способностью ходить самым дурным из всех возможных способом — он пошёл к иудеям ради того, чтобы указать им на Спасителя как на человека, виновного в нарушении бывшим больным предписания о субботнем покое.
Конечно, Христос, будучи Воплощённым Богом, прекрасно знал о том, как поведёт себя бывший паралитик, Он знал, что этот человек не перестанет грешить, что он к своим прежним грехам добавит новые и более тяжёлые, но Господь исцелил его. Наверняка, у Овчей купели были и более достойные милости Божией страдальцы, но Спаситель избрал именно этого.
Избрание Богом того или иного человека — непостижимая для человеческого ума загадка. Мы можем лишь принимать это волеизъявление Бога, памятуя, что избранность накладывает гигантскую ответственность, к которой надлежит быть готовыми, ведь каждого из нас Бог избрал и сделал частью Своего святого народа — народа Нового Завета.
епископ Переславский и Угличский Феоктист