Главное

Расписание богослужений

DSC_0022Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

«Крест - хранитель всей вселенной, крест - красота церкви, крест - царей держава, крест - верных утверждение, крест - Ангелов слава и демонов язва».

Такими словами, возлюбленные о Господе братья и сестры, в сегодняшний день святая наша матерь Церковь прославляет Крест Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Нам Священное Писание говорит, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». И сегодняшняя третья неделя святого Великого Поста, с которой начнется Крестопоклонная неделя, является как бы серединой Великого Поста. Для того чтобы мы не унывали, для того чтобы нас подкрепить на этом духовном поприще подвига нашей с вами веры, Господь являет Свой Крест как напоминание. Нам тяжело поститься, особенно тем, кто воспринимает пост только как телесный. Нам тяжело, может быть, увеличить свое домашнее правило, но еще тяжелее распинать свой собственный эгоизм, потому что в десятки и тысячи раз легче переменить меню на своем столе, чем свое сердце. Именно это главное, в этом сущность Великого Поста, чтобы мы понимали, что мы постимся не ради того, чтобы сбросить лишний килограмм, не для того, чтобы уменьшилась наша талия, чтобы очистить наш организм от так называемых «шлаков».  А, прежде всего, для того, чтобы очистилось сердце от духовных шлаков, чтобы усох и сбросил килограммы наш эгоизм. И все это ради распятого Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, который Сам сказал: «Потому все узнают, что вы ученики Мои, если будете иметь любовь между собою», и Сам с Креста просил Господа, отца Своего Небесного, умолял: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят».Так  Он молился за Своих распинателей.

А мы в семье мужа, жену, ребенка  не можем простить, примириться, покориться, пойти на встречу, на какой-то компромисс только из-за того, что не хочется под кого-то подстраиваться, а хочется, чтобы все подстраивались под нас.

Господь Своим Крестом говорит  нам, чтобы мы посмотрели: кто мы, последователи распятого Бога всепрощения и любви, или мы в своем бесконечном эгоизме все равно так и коснеем в своих обидах, амбициях и претензиях. Мы  должны, по словам апостола Павла, «распинать плоть свою со страстьми и похотьми». Не желудок свой мучили голодом, а своего эгоиста распинали «с его страстьми и похотьми». Вот это Крест.

У каждого из нас в своей жизни есть свой жизненный крест. Нам Апостол Павел говорит: «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов». Вот наш ближний для нас и есть наш с вами крест. И мы в свою очередь для кого-то тоже являемся крестом. Кто-то терпит нас, кого-то терпим мы, и все друг друга должны терпеть, чтобы не получилось с нами как в той истории. Бабушки разговаривают между собой, и одна говорит: «Ты слышала, сегодня в Евангелии читался Апостол. Я чего-то никак не могу понять. Там такие слова были – друг другу тяготы наносите. Вот как это, не подскажешь?»

Вот у нас нанести тяготу – проблем нет. А вот понести тяготу – недостатки, несовершенства, немощи других людей, также как и они в свою очередь носят наши недостатки – надо.  И вот так поддерживая, смиряясь, снисходя до бесконечности друг ко другу – вот это и будет терпеливое несение креста, которое доставит нам, в конце концов, духовную победу, самое главное, победу над самими собой.

Вот тот крест, о котором святые отцы сказали, что он есть ключ, который открывает двери Царствия Божия. Может получиться так, что без терпения, без снисхождения, без любви тебе нечем будет открыть это Царские Врата вечной обители.

Рассказывают одну притчу. Три человека несли свои кресты, которые были у каждого из них. И они должны были пронести его по своей жизни также как и каждый из нас. И один из них не нес свой крест, как остальные, а волочил его за собой. Ему было очень тяжело, потому что конец креста был очень длинный, и он не мог его нести, а он его волочил. Он без конца на это жаловался, роптал, изнемогал под тяжестью креста. А потом подумал: а вот зачем я таскаю за собой такой длинный крест? И однажды, придя в какое-то селение, взял и конец креста отпилил. Крест показался ему очень удобным, облегченным. Он совсем по-другому относился к этой тяжести. Необходимо было выйти из города и дальше идти горной местностью. Вдалеке он увидел своих путников, которые также тащили свои такие же длинные кресты, но не отрезая их концов. Когда пришлось переходить одну пропасть, спутники его через расщелину положили свои кресты и по ним, как по мосту, перешли пропасть. Когда же пришел он к расщелине и стал класть свой крест, то ему как раз отпиленного конца и не хватило.

Вот так и у нас по жизни. Мы несем крест, а крест несет нас. Мы что-то потерпели ради Бога маленькое, Бог избавил нас от большего. Потому что есть такое духовное правило, есть такой духовный девиз: «Маленькой бедой Бог избавляет нас от большей», если только мы перенесли ее без ропота, с упованием и с верою, что это есть лекарство, хотя и горькое, но для моего исцеления, исцеления моей собственной души. Если я его не проглочу, а выплюну, то горечь останется, а лекарственного действия не будет.

Мы от Бога принимаем и горькое, и сладкое. И когда мы благодарим: «Господи, благодарю Тебя! Большего достоин я. Даруй мне, Милосердный Господи, терпение, терпение и терпение».  И тогда эта горечь услаждается так же, как усладились воды реки, когда в них было брошено древо крестное. И горькие воды стали сладкими. Когда израильтяне подошли и увидели этот горький источник воды, они опустили древо креста, и воды стали сладкими.

Вот так и у нас в жизни, горечь нашей жизни сможет усладиться тогда, когда мы с верою и упованием на премудрый промысел Божий, глубиной мудрости строящий все и всем полезное подавающий, будем уповать на промысел Божий. Но как найти и как стяжать это терпение в своем сердце, чтобы правильно, благоразумно и мудро относиться к тем внутренним скорбям, которые окружают каждого из нас изо дня в день?

Старец Амвросий Оптинский нам говорил: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия. Так потерплю же и я». Есть замечательная русская пословица: «Бог терпел и нам велел». Но когда человек осознано вспоминает свою прошлую жизнь, окидывая ее взглядом и давая себе отчет, что много чего в своей жизни напортачил, и фундамент жизни, если разобраться по-честному, был очень кривой, неправильный и шаткий, то и здание-то выросло на нем не очень нормальное. А кто его положил, этот фундамент? Ты сам.

Старец Амвросий Оптинский  об этом и говорил: «Как ни тяжел бывает крест человека, но он вырастает на почве его собственного сердца». Для того чтобы изменить и уменьшить тяжесть своего креста, нам даны слезы покаяния, нам дана возможность изменить свою собственную судьбу и свою собственную жизнь.

Никакого предопределения в Церкви и у Бога не существует. Вспомним Нинивию, о которой было сказано пророку Ионе: «Еще 3 дня, и Нинивия будет разрушена за свое беззаконие». Пришел пророк Иона в этот город и говорит: «Нинивия за беззаконие будет разрушена». Тогда царь, его приближенные, народ в этом городе, дети и даже скот три дня пребывали в сугубом, покаянном посте – не ели и не пили. Жених и невеста оставили свое ложе, не было слышно пения, свирели. Они разодрали свои одежды и посыпали себе головы пеплом. Даже скот не вкушал ни пищи, ни воды. Прошло три дня, а Нинивия стоит. И вдруг пророк Иона, который расположился под тенью дерева, увидел, что это дерево засохло. Он пришел в глубочайшее уныние, что дерево засохло. И он обращается к Богу с двумя претензиями: «Как же так, Господи, дерево, которое выросло, сейчас засохло, и у меня над моей головой тени нет? И Ты послал меня сказать, как пророка, что этот город будет разрушен. Прошло три дня, а он стоит на месте». И Господь говорит ему: «Дерева, над которым ты не трудился, которого ты не сажал, тебе стало жалко, что оно засохло? А в этом городе, где есть тысячи, которые не могут отделить правую руку от левой, ты о них не жалеешь! А они покаялись, и отменю приговор Мой».

Сам Бог сказал, что Нинивия будет разрушена, а они покаялись и переменили волю Божию. Почему? А потому что Бог не хочет смерти грешников, но чтобы покаялись и в познание истины пришли. Так и в любую секунду нашей с вами жизни многое может перемениться. Помните, на прошлой неделе Господь говорит расслабленному: «Оставляются грехи твои. Возьми одр твой и иди».

Вот почему у нас в жизни ничего не складывается, не везет, не совпадает с нашими желаниями, хотениями, возможностями. Все мы как бы на духовном одре болезни. И причина эта ясна и понятна – в духовной жизни. «Оставляются тебе грехи твои», но сначала человек их должен в своей жизни оставить. Ради чего? Ради будущей жизни, ради жизни с Богом, ради духовной радости, ради пребывания всегдашнего со Христом, потому что человек вне духовной жизни счастья найти не может.

Преподобный Исаак Сирин говорил, чтобы мы с вами, глядя на Крест Господен, глядя на обстоятельства нашей жизни, верили, понимали, чувствовали в духовном плане одну глубочайшую духовную истину: «За всяким утешением, – говорит нам преподобный  Исаак Сирин, – следует скорбь, за всякой скорбью следует утешение. И в какой мере мы несем и утруждаем себя ради Бога, в такой мере у нас умножается утешение от Бога». Поэтому никогда не надо жалеть себя в духовном плане относительно молитвы, поста, церковной службы, домашней молитвы, доброго дела. Все время мы должны помнить слова Христа: «Царствие Божие нудится, и нужницы восхищают его». В той мере, в которой мы потерпим что-то ради Бога, потрудим себя, в такой мере умножаются у нас утешения от Бога. И почему мы иногда их не видим? А потому что нет труда. Это ребенку достаточно манной каши или йогурта, и он уже сыт. А для нас, уже более или менее продолжительное время находящихся в церкви, недостаточно только утренних и вечерних молитв. Это уже должен быть пройденный этап. Этого пребывания в молитве должно быть гораздо больше – и домашней, и церковной, и внутренней Иисусовой. Умной молитвы должно быть гораздо больше. Весь день должен быть растворен ею. Когда человек себя к этому понуждает, он от Бога чувствует духовную радость, когда она приходит. А нет труда – и нет радости.

Если что-то у нас хромало еще в начале поста, если не могли как-то раскачаться, настроиться на молитву, не обращали внимание на трезвение  за своими мыслями, словами и поступками, то в эту Крестопоклонную неделю сугубой молитвы, то без ропота, без уныния, без претензий к Богу относительно наших жизненных неустройств будем помнить, что причина только одна: «достойно по делам моим приемлю». Разбойник на кресте возопил: «Помяни меня, Господи, егда приидеши во Царстивие Твое».

Будем так думать, с одной стороны с осознанием со своей стороны греховности, а с другой стороны – с осознанием глубочайшей, всеобъемлющей любви Божией к каждому из нас. Потому что Сам Господь нам в Своем Писании сказал: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Аминь.

игумен Мелхиседек (Артюхин)

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция