Сегодня, возлюбленные о Господе братья и сестры, святая матерь наша Церковь празднует память преподобного и богоносного отца нашего Иоанна Лествичника, знаменитого отца Православной Церкви, который, движимый Духом Святым, написал великую книгу на все времена – «Лествицу». В ней в 30 ступенях и в 30 статьях, излагается путь человеческой души к Небу. И сегодня в этот день я хотел бы обратить ваше внимание на то, чтобы каждый из вас немного задумался над одной вещью. Великим Постом у нас семь воскресных дней, и только память трех святых из тысячи, представляется нашему вниманию из года в год в дни святого Великого Поста.
Первый - это день памяти святителя Григория Паламы, житие которого мало кто знает по своему, где-то нерадению, где-то недалекости, где-то, может быть, невозможности найти его жизнеописание, хотя в житиях Дмитрия Ростовского оно есть, и все желающие могут прочитать. Но многие все равно слышали и понимают, почему память именно этого святого во вторую неделю Великого Поста дается нам в поучение. Никто так из святых, как святитель Григорий Палама, не изложил учение о внутреннем единении человека с Богом, об обожении, о делании покаянной Иисусовой молитвы, с помощью которой человек соединяется с Богом. Он был отец исихастов. Он создал учение об исихазме, т.е. безмолвии. Учение о молитвенном сопребывании с Богом и провозгласил, что оно возможно не только для иноков, не только для монахов, не только для священников, но вообще для всех боголюбцев. Что с помощью этой молитвы, с помощью соединения человеческого ума, сердца с Богом, человек пронизывается Божественными энергиями или благодатью, которая освящает человека и способна преобразить любое темное сердце, любой темный ум, потому что Сам Бог входит в жизнь того человека, который призывает имя Божие, имеет памятование о Боге. И это возможно и доступно всем. Не только тем, кто подвизается в монастырях, служит в храмах, а и тем, кто изо дня в день пашет на работе день и ночь.
Святитель Феофан затворник говорит: «Вы жена, мать, хозяйка. В исполнении сих обязанностей ваше спасение. И матери сердобольно заботящиеся о спасении чад своих, уподобляются мученикам. Потому и я говорю вам, ожидайте и вы венца мученичества. Вы мне скажете, что я не монашка, и не имею возможности молиться целый день по заповеди, данной апостолом: «Непрестанно молитесь» Неправда ваша. Вы можете подражать монахиням. Каким же образом? Начиная делать какое либо дело, например суп варить, скажите «Господи, благослови» и приступайте к сему делу. Во время самого дела, скажите: «Господи, помоги» и, делая это дело, помните о Боге. А когда закончили, скажите6 «Слава Тебе, Господи». И так, начавши с Богом, делая с Богом и оканчивая с Богом, ваше уже простое, мирское занятие будет не суета, а дело, делаемое ради Бога. И принесет и вам, это казалось бы простое дело плод духовный, потому что не без Бога совершалось оно».
И так, всякое наше мирское занятие может быть как слоеный пирог. Есть такое пирог – «Наполеон». Я вспоминаю, что о. Иоанн Крестьянкин говорил, что наша жизнь так и должна быть: тесто – крем, тесто – крем, а сверху пудра. Он говорил, что теста всегда бывает больше, а крема – меньше. Почему? А потому, что мы не можем без конца только молиться, большую часть мы проводим в трудах. И если будет только один крем, т.е. одна молитва или его будет больше, чем теста, то пирог будет слишком приторный. Поэтому наша молитвенная жизнь перемежается трудами и мы не ангелы, чтобы парили только в воздухе и только этим и занимались.
Однажды приходит один инок в монастырь и смотрит: братия трудится, чего-то все делают, суетятся, а он думал, что в монастыре только псалтирь читают круглые сутки. И он тогда, проходя мимо игумена, говорит: «Мария благую часть избра, яже не отнимется от нея. Ищите прежде Царствия Божия, все остальное приложится вам». Как бы кинул такое духовное наставление игумену. Игумен был человек мудрый, как и все игумены монастырей. Настало время обеда, он призывает своего послушника и говорит: «Дай ему гостиничную келью, пусть он там позанимается, и дай ему книгу, пусть читает святых отцов». Этот инок полчаса читает, час читает, слушает колокол: не звонят ли к обеду. Два часа читает. До вечера его так никто и не позвал. Выходит он к вечеру, подходит к игумену и говорит: «Разве сегодня обеда не было?» - «Был» - «А чего ж вы меня не позвали?» - «А ты же Мария! Благую часть избрал. Мы то думали, что ты ангел. Это мы – люди плотские, имеем нужду и в труде, и в еде, и в молитве. А я думал, что ты одной молитвой можешь прожить». И тогда этот инок получил назидание о том, что в нашей жизни все гармонично, и она должна перемежаться с одной стороны трудом, а с другой стороны молитвой. Я у отца Иоанна спросил: «Батюшка, а что такое пудра? Тесто – это наши труды, крем – это молитва, а что такое пудра?». Он говорит: «Пудра – это, наверное, смирение. Потому что не будет его и все наши труды будут напрасны».
И вот святитель Григорий Палама как раз и призывает нас к тому, чтобы мы обратили свою жизнь внутрь себя, понимая прекрасно, что любой человек и на любом месте может иметь памятование Божие. Потому что нет никаких расстояний для молитвы. Вздох покаявшегося разбойника прошел Небеса и возвратил ему потерянный рай. Казалось бы, по его жизни, не было никакой надежды, но покаянная молитва отверзает Небо, как говорили святые отцы.
За Неделей Святителя Григория Паламы следует Неделя Крестопоклонная, и вслед за ней опять память святого отца – преподобного Иоанна Лествичника, а за ним память преподобной Марии Египетской.
Так вот, прп. Иоанн Лествичник изложил нам Евангельский путь и всякий человек, который ревнует о своем спасении, должен держать «Лествицу» своей настольной книгой, держа ее под подушкой. Не для того, чтобы на ней спать, а для того, чтобы хотя бы немного читать на ночь. Уже отходя ко сну, прочитав вечерние молитвы, легли, прочитали 1-2 страницы до тех пор, пока сон не возьмет. Потому что, какой смысл ворочаться на кровати и ждет когда придет сон, тем более у большинства людей, кому за сорок, начинается бессонница. Поэтому лучше уснуть с книжкой, чем ворочаться полчаса, час или больше. А эта книжка еще может послужить как снотворное. Человек не может много получать концентрированной духовной информации, поэтому все это будет на пользу: мы будем засыпать с этими мыслями и помня слова святителя Игнатия, епископа Кавказского: «В наше время, кто не читает книг святых отцов, спастись не может». Почему так сурово? Почему так категорично? Потому что по своей нечистоте, воспринимать Евангелие и понимать его глубокий смысл мы не можем, и святые отцы, в доступной форме, излагают нам, как применить его на деле, в современной жизни, в наших конкретных условиях. И поэтому, конечно же, мы должны читать не только Евангелие, хотя его по большей части никто не читает, а если и читают, то пропускают мимо ушей, думая, что это к ним не относится. Святые отцы уже нашим простым, земным, приземленным языком, нам объясняют путь ко спасению.
В чем исключительность этой книги? В чем исключительность учения святого Иоанна Лествичника? Почему именно его память увековечила Церковь в четвертую Неделю Великого Поста? Потому что он близок, доступен, понятен для многих и многих из нас. И я хотел бы обратить ваше внимание на самую первую его статью, самую первую его ступеньку, к которой он призывает каждого из нас, чтобы хотя бы немножко почувствовать колорит его мысли, его духа, его рассуждений.
«Всех одаренных свободной волей Бог есть и жизнь, и спасение всех, и верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых, так как все, без изъятия, пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха. Несть бо лицеприятия у Бога. Нечестивый есть разумное и смертное создание, произвольно удаляющееся от жизни в Боге. И о Творце своем Присносущном помышляющие, как о несуществующем. Такой человек именуется нечестивым. Законопреступник есть тот, кто Закон Божий содержит по своему злоумию и думает веру в Бога совместить с ересью противной. А христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями право и непорочно веруя во Святую Троицу. Боголюбец есть тот, кто пользуется все естественным и безгрешным, и по силе своей старается делать добро. Воздержанный есть тот, кто посреди искушений, сетей и молвы, всею силою ревнует подражать нравам свободного от всех этих искушений. Монах есть тот, кто будучи облечен в вещественное и бренное тело подражает жизни и состоянию бесплотного. Когда хотим выйти из Египта и бежать от фараона, то и мы имеем необходимую нужду в некоем Моисее, т.е. ходатае к Богу и по Боге, который стоя посреди деяния и видения воздевал бы за нас руки к Богу, чтобы наставляемые им перешли море грехов и победили Амалика страстей. И так крестились?? те, которые, возложив упование на самих себя, сочли, что не имеют нужду ни в каком путеводителе. Ибо исшедшие из Египта имели наставником Моисея, а бежавшие из Содома – Ангела. Поэтому и мы требуем помощника, т.е ангела или равноангельного мужа, ибо по гнилости наших ран потребен нам и врач весьма искусный».
Прп. Иоанн Лествичник провозглашает на самой первой ступеньке иметь в своей жизни постоянного духовника, того приходского священника, который знал бы нашу жизнь. Это как домашний лечащий врач, которому не надо постоянно показывать свой анамнез, рассказывать предисторию своей болезни. И духовнику не надо каждый раз рассказывать одно и тоже из исповеди к исповеди. Наоборот, зная особенности и возраста, и работы, и семейного положения каждого из нас, он может нас вести по духовной жизни. И самое главное надо иметь послушание и не творить свою волю в том, что касается заповедей Божиих. Их советы, казалось бы, на первый взгляд, для нас являются элементарно простыми. Это как если бы мы пришли к профессору на прием, и среди всей многосложности диагноза, профессор иногда называет одну конкретную первопричину болезни, из которой произрастают все остальные. И порой он может посоветовать всего лишь одно лекарство, хотя до этого человеку прописывали пить семь таблеток. И человек, когда его ограничивают всего одной таблеткой, чувствует, что его чем-то обделили, что профессор какой-то ненастоящий, и.т.д. и т.п. Вот семь таблеток – это круто. А одна – это ничто.
Батюшки часто говорят: «Читайте утренние и вечерние молитвы», а потом уже и не говорят, потому что, сколько можно говорить одно и тоже. Молитвы не читают, Евангелие не читают, отцов не читают, телевизор смотрят с утра до ночи. Ну и дальше что тогда? Ну и с места тогда ничего не сдвигается, раз вы живете по-своему. О чем тогда может идти речь! «Хочу быть здоровым!», а на исповеди опять пишет: «А я опять съела скоромное, и отравилась», - ну не ешь. Потом это же самое изо дня в день. Тебе сказали один раз, что это яд, так и не ешь, а если ешь, то уж виновата сама.
Поэтому задумаемся о нашей жизни. Скажут: «Вы знаете, все это очень сложно. «Лествица» - для монахов, и святитель Феофан - для монахов, и все эти проповеди тоже для монахов. А мы простые мирские люди, чего с нас взять?» Прп. Иоанн Лествичник опустился и до нас, простых людей, и нам говорит: «Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: «Как мы, живя с женами (или с мужьями), оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому?» Я ответил им: все доброе, что только можете делать – делайте, никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосердны, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой части, т.е. не прикасайтесь к чужому ложу, будьте довольны своими женами (или мужьями). Если так будете поступать, то недалеко будете от Царствия Небесного».
Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Иоанна Лествичника, помоги нам, милосердный Господи, чтобы хотя бы малую, сотую часть из его великой книги «Лествица», которая изображается на иконе в виде лестницы, возводящей на Небо, мы смогли бы усвоить, показали бы это своей жизнью, и тогда мы недалеки будем от Царствия Небесного. Аминь.
игумен Мелхиседек