Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинство явления. Сын Божий сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. С ним же и мы Богородице возопием: Радуйся Благодатная, Господь с Тобою». Мы слышали сегодня, как две тысячи лет назад, в человеческом роде нашелся Богоизбранный сосуд, Пресвятая Пречистая Дева Богоотроковица Мария, которая Своей чистотой, Своей жизнью, Своей любовью к Богу, смогла вместе с Творцом сказать творческое: «Да будет Мне по глаголу Твоему». «И Слово стало Плотью и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14). Человеческая воля идет на встречу воле Божественной, посвящает свою жизнь Богу и приносит совершенный Плод здесь, на земле. Богочеловека рождаем в мир Пресвятая Богоотроковица Дева Мария. И этот праздник, это событие называется в нашем деле спасения «главизной нашего спасения», потому что с этого начинается спасение человеческого рода.
И сегодня праздник Благовещения, благовещения о нашем спасении. И в этот день каждый из нас, хоть на секунду, должен задуматься: а мы в своей жизни тоже, когда-то, пережили благовещение. Мы тоже, когда-то в своей жизни приняли благую весть. Что же это за благая весть, которая коснулась каждого, из всех стоящих здесь в храме? Евангелие называется благой вестью. Это была наша с вами встреча с Богом. Слово нас касалось. А вот что мы родили в нашей с вами душе, в духе? Слово Божие в Матери Божией стало Плотью, и, родившись, обитало с нами полное благодати и истины.
Во время Великого Поста, за богослужением читаются такие слова: «Сего ради страха твоего во чреве прияхом, и поболехом, и родихом Дух Спасения на земле». Мы приняли Евангельское слово, но родили ли мы дух спасения на земле? Стали ли мы детьми Божьими? Стали ли мы христианами? Плоть Евангельской жизни воплотилась ли в нас и через нас? И можно ли увидеть, что мы Божьи люди, что мы христиане, что мы православные? Наши слова становятся ли делами, чтоб из нашей жизни было без слов видно, что мы дети Любви? Мы дети милосердного Бога и помним слова : «Будьте милосердны, как Отец ваш милосерд».
Посмотрим честно на свою жизнь. В молитве на день Торжества Православия мы читаем: «Слово Твое, Господи, в иных бывает многоплодно, в иных малоплодно, а в иных бесплодно». Как же сделать так, чтобы Слово Божественной Жизни, чтобы Евангелие, действительно приносило внутри каждого из нас свой плод. Апостол Павел нам говорит: «Слово Божие да вселяется в вас обильно». Нам надо давать место слову Божию и знать, что если мы не будем открывать свое сердце для этого слова, если оно сначала не будет в нашей голове, потом в сердце, а потом в делах, что если мы с вами ничего не будем сеять, то ничего и не пожнем. «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». Поэтому если мы с вами любим Бога, если не хотим быть смоковницей бесплодной, пусть слово Божие вселяется в нас обильно, т.е. мы должны читать Евангелие и апостольские послания ежедневно.
Это также как зимой в деревне: люди дом топят ежедневно, поддерживают этот огонь в печи и в доме всегда тепло. Это также как человек, больной сахарным диабетом: он каждый день колет инсулин, чтобы поддерживать свое здоровье и жизненное существование. Так и мы. Нельзя наесться впрок, нельзя выпить таблетку вперед на целую неделю, нельзя натопить дом на несколько дней вперед. Это делается ежедневно. Если этого не делать, то дом постепенно выстужается, если не колоть инсулин, то может наступить диабетическая кома: незаметно для человека накапливается дефицит сахара и человек впадает в обморочное состояние.
Вот так и мы. Чего бы нам этого не стоило, а стоит это очень мало. Глава Евангелия читается 5 минут, длинная глава читается 7-8 минут. Неужели из 18 часов бодрствования, которые мы проводим каждый день, мы не можем найти для этого времени? Конечно же можно, если есть любовь к Богу. Многие места Священного писания, особенно апостольские послания, бывают для нас непонятны. Это действительно так, если шаг за шагом, время от времени не возвращаться к ним и не молиться о просвещении, не читать толкования, которые тоже есть в нашей жизни. И мало того, само Слово Божие и молитва о даровании разумения, безусловно, просветит всякого человека, особенно, что касается нравственной жизни. Может быть нам бывают непонятны исторические или догматические вопросы Священного Писания, особенно апостольских посланий, но нравственные наставления: «Братия, любите друг друга с нежностью», «Вы, духовные, исправляйте человека, впадшего в искушения духом кротости, наблюдая за собой, чтобы не быть самим искушенным», «друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов» - это все понятные вещи.
Будем исполнять именно то, что нам понятно, и тогда в нас исполнятся слова святых отцов: «Исполняй то, что знаешь, и откроется то, чего не знаешь». Задумаемся все в этот святой день Благовещения, какой плод Слово Божие приносит в нашей жизни, в душе каждого из нас. Не в душе кого-то, а в нашей собственной душе. Насколько это все в нас возрастает, насколько Слово обрастает плотью, чтобы мы действительно были христианами и православными людьми не только одним словом, но словом и истиной. Аминь.
Игумен Мелхиседек