Дорогие возлюбленные в Господе отцы, братья и сестры! В Священном Писании мы читаем такие слова Господа: «В терпении вашем стяжите души ваша. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает».
Все мы хотели бы в своей жизни иметь эту великую добродетель – добродетель терпения. Откуда её взять? Преподобный Исаак Сирин однажды сказал, что нет выше добродетели – добродетели рассудительности. Так вот рассудительность поможет нам в своей жизни в многоразличных наших сложных обстоятельствах жизни при рассудительности иметь терпение и не только терпение, но и долготерпение. А чтобы нам в помощь к рассуждению была какая-то мысленная помощь, расскажу вам одну легенду.
У одного отца было два сына, и, умирая, отец оставил им небольшую сумму денег и сказал: «Дорогие мои сыновья! Не могу я вам оставить большое богатство, чтобы вы были счастливы. Оставляю немного денег и оставляю вам два свитка, написанные мной, прочитав которые в самый тяжёлый момент своей жизни и в самый счастливый момент своей жизни, это поможет вам быть мудрыми и счастливыми. Белый свиток прочитаете только в том случае, когда ваша жизнь будет в самый-самый-самый для вас, казалось бы, худший момент. Вот тогда это прочитаете. А когда жизнь ваша вам будет казаться, что лучше и быть не может, прочитайте жёлтый свиток. А до этого их положите в сейф, ключ уберите подальше и с Богом живите».
Так и произошло. Отец почил. Сыновья оказались бездарными. А это те, которые живут за счёт своих родителей, думая, что это будет вечно – сидеть на чужой шее и ничему не учиться, ни во что не вникать и ни к чему не стремиться.
Кстати, недавно я листал цветной альбом, и там – манифест Александра III, и так в общих чертах я его запомнил. В нем говорится: «Основа благостояния и благосостояния человека и народа – это повседневный труд, умеренное пользование своим здоровьем и средствами, во всём благоразумная бережливость и расчётливость. И самый главный враг – это лень, при которой человек, ничего не имея, ничему не научится, а то, что он умеет, и то, что он знает, – при лени забудет то, что знал, и разучится делать то, что умел». Потрясающе мудрая вещь.
Так вот расточили сыновья отцовское богатство, живя в этой самой лености. Всё промотали, пропили, проели. И сидят как-то друг с другом и беседуют, доедая последнюю корку хлеба, допивая последнюю бутылку пива. Вдруг один другому говорит: «Слушай, брат, а вот будет ли когда-нибудь хуже, как сейчас?» Один говорит: «Да нет, наверное, не будет». – «Ну, давай в сейф залезем, что там отец нам завещал?»
Залезают в сейф, достают белый свиток и читают: «Дорогие мои сыновья! Всё в этой жизни проходит, и это пройдёт». И они немножко ободрились, нашлиа какую-то поденную работу, заработали какую-то копейку. Эту копейку вложили в какую-то другую копейку. Потихонечку что-то отложили, что-то заработали, опять заработали, опять отложили, куда-то вложили. И так потихонечку жизнь наладилась, появились друзья, знакомые, какое-то умение, потому что нужда заставит, как говорил старец Амвросий Оптинский.
Однажды сын одного купца отправился через лес на ярмарку, он говорит: «Бать, а ты мне дай управляющего, дай мне эконома, дай мне трёх помощников на эту ярмарку. Один я не справлюсь». Он говорит: «Ничего, один езжай!» – «А как же я из положения выйду в случае чего?» – «Нужда заставит». Он говорит: «А, ну ладно».
И отправился на ярмарку через лес. Ехал через лес, и вдруг у него отвалилось колесо. Колесо отвалилось, он думает: «А что теперь делать, я один?». Вспомнил, что отец сказал: «Нужда поможет». И в лесу он начал орать: «Нужда!» Слышит: «А-а…» – «Нужда!» – «А-а…» Орал, орал, охрип, никакая нужда на помощь не приходит. Стал затылок чесать. Чесал, чесал. Что делать? Ну, и так потихонечку – выбираться-то надо, уже ночь на носу – и так что-то там приладил, что-то там сделал и телега поехал.
На ярмарку отправился, поторговал, вернулся. Подходит к отцу: «Батя!» – «Чего?» – «А что ж ты меня обманул?» – «А что я тебя обманул-то?» – «Ну, сказал "нужда поможет", а никакая нужда не помогла, с телегой вот такая история была». – «А как же ты выбрался-то?» – «Да вот так, потихонечку сам всё сделал». «Вот это, – говорит, – и есть нужда, вот тебе нужда-то и помогла. То всё "батя, батя", экономы, помощники и прочее, а так вот потихонечку сам что-то и сделал».
Вот так и те сыновья – нужда заставила по жизни так вот научиться жить, крутиться, выживать. Прошло лет десять, они обеспеченные, дети послушные и работящие, а не ленящиеся (потому что сами родители через нужду прошли, их отцы научили, как выживать). Сидят как-то на свежем воздухе, весна, яблони в саду. Уже не пиво пьют, а вино. И один другому говорит: «Слушай, брат, а вот будет ли у нас в жизни так хорошо, как сейчас?» – «Да, наверное, нет». – «А что нам отец-то завещал? Давай сейф откроем, давай посмотрим».
Открывают сейф, достают жёлтый свиток, а там такая надпись: «Дорогие мои сыновья! Всё в этой жизни проходит, и это пройдёт». Вразумились они и подумали: да, а расслабляться-то нельзя ни в горе, ни в радости, как учили святые отцы и преподобные Оптинские старцы: « Будь готов ко всякой скорби и избежишь всякой скорби». Наша жизнь полосатая.
Я спрашивал у одного иеромонаха: «Отец, скажи мне, как у тебя дела?» И он мне говорит: «Подозрительно хорошо». Я говорю: «А почему?» А он говорит: «Ты знаешь, хорошая полоса что-то затянулась». Я был потрясён этой мудростью. А она, оказывается не только у иеромонаха, не только у священников, не только у монахов. Но эта мудрость – она есть и у простых людей. Недавно мы были на Пасхальном детском фестивале воскресных школ в детском театре имени Натальи Сац.
Была такая раба Божья, которая основала движение детских театров по всему миру, приучая детей к культуре и прочее. И директор этого театра подарил нам книгу Натальи Георгиевны Сац, которая так и называется: «Эта полосатая жизнь». Она в 30 лет (в 39-м году) на десять лет в цветущем возрасте была сослана в Казахстан. За что? Культурный человек был. Им фамилия не понравилась: Сац. И вот она пишет: «Всю жизнь то взлёт, то посадка, то взлёт, то посадка». Прошла тяжелейшую жизнь, ссылку, голод, а закончила уже в 90 лет.
И в 70 лет она начала учить английский язык. «Я, – говорит, – знаю четыре языка, а язык, на котором полмира говорит, я этого языка не знаю». В 70 лет начала учить английский язык. И оставила после себя книгу: «Эта полосатая жизнь».
И вот и мы также должны к жизни относиться, а не расстраиваться, не унывать. Всё в этой жизни проходит, и это пройдёт. «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает. Уготовихся и не смутихся». Будь готов ко всякой скорби и избежишь всякой скорби, потому что премудрость десницы Божией ведёт нас через всё. Как некоторые люди расстраивались и говорили: «Это что за дела такие? Почему в жизни вот так всё плохо: то солнце весь урожай спалит, то дождь зальёт? Вот если бы мы сами управляли природой, как бы было хорошо!» Господь им говорит: «Ну, берите всё в свои руки». Они: «О, здорово!»
Посадили и начали управлять: то дождь, то солнце, то дождь, то солнце, то дождь, то солнце. Время жатвы настало, они урожай собрали, на весы повесили, а они собрали меньше, чем при засухе, и меньше, чем при дожде. И опять претензии: «Господи, а как же так? Как могло так получиться? Мы уже без тебя тут. Всё прекрасно было: то дождь, то солнце, то дождь, то солнце». И с неба слышат ответ: «А про ветер забыли».
Вот так и в нашей жизни: если что-то происходит, может быть, это и есть тот самый ветер, который колеблет нашу с вами жизнь. Нам так кажется, что он колеблет и потрясает нашу с вами жизнь. А оказывается, это не колебание, это проветривание наших мозгов, нашей души и нашей жизни, чтобы корень укоренился, а плесень выветрилась. Поэтому будем верны и будем помнить этот духовный девиз Иоанна Златоуста: «Благодари Бога за скорби, и скорби минуют. Благодари бога за радости, и радости умножатся». Благодари Бога за всё. Аминь.
Игумен Мелхиседек