Мы слышим такие слова, во время богослужений: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством священнотайне.». Святым Духом всякая душа живет. И вот пришел Святой Дух для того, чтобы мы с вами были живые, ибо можно быть «живым по телу, но мертвым по душе». Бог так и сказал: «Предоставьте мертвецам погребать своих мертвецов». «Но мы не мертвые восхвалим Тебя Господи, но мы живые благословим Бога отныне и до века». Ибо смерть наступает не тогда, когда останавливается сердце или отказывают почки, или прекращается деятельность головного мозга. Смерть наступает тогда, когда из жизни уходит вера, надежда и любовь.
Мы чистотою должны возвышаться, и просветляться Тройческим единством. Ибо Бог нам так и сказал: «Вы свет миру, вы соль земли, в свете твоем узрим свет». И протоирей Алексей Мечев говорил нам: «Вы должны стать солнышками друг для друга». А как сподобиться такой жизни? Как иметь просвещение? Иметь живую душу? Как возвышаться Тройческим единством? Просветляться? Мы читаем молитву каждый день: «Царю Небесный, Утешителю Душе истины, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселись в ны, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Блаже, души наши».
Что мы просим, самого главного? Вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси Блаже души наши. Вот нам образ и предмет молитвы. Нигде не сказано ни про здоровье, ни про деньги, ни про благополучие. «Очисти нас от всякой скверны, и спаси Блаже души наши!».
В спасение души – жизнь человека. Его радость, мир и счастье. Но в наше время многие люди под счастьем подразумевают здоровье. Другие люди под счастьем подразумевают здоровье и красоту. А другие, под счастьем подразумевают здоровье, красоту, деньги и власть. И так можно перечислять до бесконечности кто за что почитает счастье в своей жизни.
Но нам, мудрый святой отец Иоанн Златоуст сказал: «А счастье состоит в том, чтобы быть духовно свободным от всего этого, потому что если бы мы ничего в своей жизни не имели кроме Бога, с Богом бы мы уже имели все». Апостол Павел нам говорит: «Плод Духа любовь, радость, мир, милосердие, долготерпение, кротость и воздержание».
Почему же в нашей жизни мало радости? А она должна быть всегда. Ибо Апостол Павел так и сказал: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». Почему нет радости? Потому что нет благодарение за все. И нет непрестанной молитвы в духе. Иоанн Златоуст говорит: «Благодари Бога за радости, и радости приумножаться, благодари Бога за скорби, и скорби минуют, благодари Бога за все». Плод же духа – мир, мера всего мира благосостояние святых Божиих церквей. Об этом молится святая церковь во время божественной литургии. Мы не раз, и не два, и не три слышим: «Мир вам, мир всем, с миром изыдем», потому что нет ничего дороже мира, дороже согласия внутри человека, и человека с людьми которые окружают его.
Но мир начинается с головы, так же как и грех начинается с головы. Должен быть мир и согласие между умом, душой и телом. Чтобы душой управлял богопросвещенный ум, душа должна управлять телом, но не наоборот. Что надо для этого? Надо что бы ум находился в памятование о боге. Ибо нам, епископ Игнатий Брянчанинов говорит: «Праздный ум - седалище дьяволов».
И Исаак Сирин говорит: «Если ты не покоришь своего ума Богу, ты обязательно покоришь супротивному». То есть дьяволу. И поэтому нужна постоянная память о Боге. Даже светские люди говорят: «Мы все ходим под Богом». Вот это «хождение под Богом» возможно в духе, который нам дается в изобилии в святых таинствах, в молитвах, в Священном Писании, и в добрых делах.
Больше всего в жизни мы должны дорожить этим миром, начиная со своей собственной семьи. Старец Амвросий Оптинский говорил: «Тот кто уступает, тот приобретает». И говорил: «Часто в жизни семейной, бывают неурядицы и разногласия. Почему? Потому что часто из супругов или один, или сразу оба бывают упруги».
Нет мира и нет согласия, и будем молиться об этом, о мире, о согласие, о благодати Святого Духа, как молились древние святые отцы молитвой, которая недавно была найдена при археологических раскопках.
«Господи, пошли благодать Пресвятого Твоего Духа, и сделай чтобы не мне служили, но чтобы я служил, чтобы не меня понимали, а я понимал, чтобы не меня любили, а чтобы я любил, чтобы я нес свет туда где тьма, нес добро где зло, что бы я нес любовь туда, где ненависть». Ибо тот кто отдает – тот приобретает, кто умирает в Боге, тот воскресает к жизни вечной. Будем прославлять ныне и присно единосущную Троицу такими словами: «Упование мое – Отец, прибежище мое – Сын, покров мой – Дух Святой. Троица Святая слава Тебе!» Аминь.
Игумен Мелхиседек