Главное

IMAGE Поддержи свой храм!
04.04.2020
Мы понимаем, что в наступившее время всем приходится непросто. И мы осознаем всю... Читать далее

Расписание богослужений

pokrovЕсть среди православных икон одна, выше которой не было и нет из написанных на святой Руси: никто не смог так изобразить таинство Божества  Святой Троицы как преподобный Андрей Рублев, являющийся по духу несомненным учеником преподобного Сергия -  игумена земли Русской. До сих пор люди пытаются вникнуть в смысл этой иконы и не могут понять многого. Можно только предполагать, что Андрей Рублев подразумевал под этим троекратным символом: горы, древа и дома. Весь смысл этой старинной иконописи состоит в том, что там Андрей Рублев изобразил Божественную Любовь, о которой всю свою жизнь говорил прп. Сергий Радонежский. И поэтому нам хоть в малой степени надо себе уяснить, что именно в этом и состоит вся наша Евангельская христианская жизнь православная. Вспомним слова Спасителя, которые Он сказал в ответ на вопрос о том, какая из заповедей важнее: «Возлюби Господа Бога твоего всей душей своей, всем сердцем своим, всем разумением своим и ближнего своего, как самого себя». Мы часто останавливаемся на этих словах, на том, что надо нам возлюбить ближнего своего как самого себя. Один человек как-то сказал: «Не позавидую тому, кого я буду любить как самого себя. - Почему? -Да потому что я себя не люблю, - ответил он. -Если бы я любил себя, то я никаких бы гадостей в жизни не делал».

Мы остановимся на словах о том, что должны возлюбить ближнего своего как самого себя. Господь в Евангелии говорит еще проще и сильнее: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас». Не как самого себя, а «Как Я возлюбил вас». Давайте задумаемся над этими словами. Как Господь возлюбил нас? В Евангелии говорится, что Христос был послушным Сыном и послушным до смерти - до смерти крестной. То есть за ближних Своих, за друзей Своих и даже за врагов Он готов был отдать жизнь, и не только готов, а отдал ее. Так и наша любовь должна быть не только на словах. Ведь Господь отдал свою жизнь, чтобы даровать нам исцеление от смерти. И поэтому любовь, которую Господь оставил нам, должна быть любовью жертвенной.

Когда мы говорим о том, что Господь отдал Свою жизнь за нас, то для  нас это высокие запредельные материи, а в жизни с чего-то надо начинать конкретно. Можно с уверенностью сказать, что все мы родились и с гордыней, и с самолюбием, и с эгоизмом и с другими грехами и живем для себя, прикрываясь разными словами, важными делами, но в глубине души «своя рубашка ближе к телу». И поэтому нам Апостол Павел говорит, что надо «друг друга тяготы носить и таким образом исполните Закон Христов. Если человек впадет в какое-либо прегрешение духовное, исправляйте такового духом кротости, наблюдая за самим собой, чтобы ты не был искушен. Нет, наверное, такого дома, такой семьи, где все в жизни выходит идеально и кто-то из близких: из родственников или друзей, не делился бы «тяготой своей» с другими. Бывает, что люди называют себя верующими и являются учителями для своей собственной семьи, говоря, что родители - для детей, дети - для родителей, муж - для жены, жена - для мужа, а на самом деле имя православных у них есть, а сущности, содержания христианского нет.

Но мы сами забываем, что и нас другие люди тоже, в свою очередь, терпят. И поэтому надо помнить о том, что свою христианскую жизнь начинать надо с долготерпения. Какие-то подсказки, замечания, нравоучения мы должны принимать не с обидой, а наоборот, с благодарностью, помня о том, что «кто нас корит, тот нам дарит: а тот, кто хвалит, тот нас грабит». Если сделали нам замечание какое-то, может быть, даже и не по любви, но все равно на него надо обратить внимание и в душе быть благодарными этим людям. Надо думать о том, что если на чье-то замечание обратить вовремя внимание и постараться в тот момент что-то с собой сделать, то и этот человек будет к тебе не так относиться, т.к. увидит, что ты постарался со своим характером что-то сделать. Еще Петр I говорил, что искренний друг это тот, который говорит правду. Бывает, что искренне говорят и в сердцах, и из-за какой-то обиды, но нам надо помнить о том, что для нас это предупреждение. Дыма без огня не бывает, и наши друзья в сердцах часто говорят нам то, что для нас полезно, т.к. по большей части, это является правдой.

Поэтому, если мы хотим в жизни нашей двигаться к исполнению этой заповеди, надо прежде всего научиться терпеть недостатки других людей, надеясь на то, что наша любовь и расположение к людям, наша православная кротость, нескандальность, необидчивость в конце концов приведут к желаемой цели. Надо помнить, что нормальные люди не обижаются, т.к. обижаться глупо и безполезно. Надо уметь прощать, и прощать не на словах, а прощать всем сердцем, относясь к людям с состраданием и с сожалением. В жизни других людей может быть и горько, и кисло, и плохо, а потому надо всегда относиться ко всем с сопереживанием, молясь о нем вседушевно, с расположением своей души. Было бы очень неплохо совершать за близких своих маленькие молитвенные праздники: почитать Евангелие, заканчивая чтение такими словами: «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (назвать их имена), просвети их светом Святого Евангелия Твоего и даруй им, Милосерднейший Господи, телесное здравие и душевное спасение». И еще есть одна молитва: «Господи! Возьми эту душу в Твои руки и сделай с ней что я жажду, но что не могу». То есть всецело предаться на волю промысла Милосердного, Всеисцеляющего и Всеблагого нашего Господа. Помочь могут ни наши слова, ни наши наставления, ни наши выступления, которые давным-давно всем надоели, а только молитва. И долг родительский – всегда об этом помнить: но долг жены и мужа – тянуть свою «половину» на христианский православный жизненный путь. И еще надо помнить о том, что молитву эту сказать надо будет сто пятьдесят тысяч раз, чтобы явилась нам благодать Божия за наше терпение, за нашу любовь искреннюю к близким и, самое главное, за наше смирение перед Богом.

8519А то мы думаем, что мы такие хорошие, православные, ходим в храм, кому-то помогаем, что нас надо уже давно было послушать. Но пока человек будет так о себе думать: «я стал таким  хорошим, поэтому Ты, Господи, меня послушай», то до тех пор исполнение его просьб, его молитв будет оттягиваться, оттягиваться и оттягиваться. А лучше сказать: «Господи! Я и сотой доли Твоего внимания недостоин в грехах моих безсчисленных, но если хочешь, Господи, можешь это сделать». Как после Нагорной проповеди, когда Господь сошел с горы, к Нему подошел человек и сказал: «Господи! Мой сын жестоко страдает, но если хочешь, , можешь его исцелить». И Господь говорит: «Хочу». «Если хочешь» - какое поразительное доверие Богу– не требование, не выпрашивание! Надо осознать и помнить о том, что все, что ни делается в нашей жизни, делается по воле Господа и мы этой тайны не знаем: зачем, почему и что. Зачем и почему в твои семейные обстоятельства поставили именно тебя? А за тем, чтобы ты чему-нибудь научился, а самое главное, научился терпению, снисходительности, любви, а научиться этому ты сможешь только именно в этих тяжелейших семейных условиях жизни. Потому что, если вокруг будет все гладко и сладко, то при малейшем искушении человека прорвется  вся глина, которой была прикрыта и примазана внешне благополучная жизнь. Военный человек не в кабинете и не теоретически научается военному искусству, а на поле брани: засунут в горячую точку и тогда он практически узнает, что такое война, что такое враг и что такое оружие. Таким же образом, и Господь учит нас. И мы должны учиться видеть все зло грехов мира, чтобы преодолевать его прежде всего в самих себе: а потом уже, преодолев это зло и отказавшись от греховной жизни, мы сможем преображать тех людей, которые находятся рядом с нами.

Мы часто плачем, сетуя, почему сын такой, почему он сякой, абсолютно не задумываясь о том, что сеяли раньше сами. Дети твои такие потому, что ты сама была такая, они относятся к тебе абсолютно так же, как ты относилась к своей матери и к своему отцу. То, что дети видели в твоей жизни, они полностью копируют в своей жизни. Следовательно, привычка к терпению недостатков других  дает повод посторонним людям так же относиться к нам самим.

Если же вдруг увидим, что, наоборот, несмотря на путь созидания, на добрый жизненный путь родителей, непонятно, откуда взялось зло, надо набраться долготерпения, чтобы справиться с семейными проблемами и трагедиями «ими же веси судьба»  без ропота, без уныния, не думая, что ты самый крайний. Надо знать, что всему есть  свое время – и время для исцеления, и время для исправления, и время для преображения, потому что Господь хочет именно так  наставить нас на путь спасения. Когда Господь вошел в Иерусалим, дети начали кричать: «Осанна в вышних! Благословен грядый во Имя Господне!» (т.е. хвалу стали воздавать Богу). А евреи позавидовали и сказали детям, чтобы те замолчали. И Господь сказал: «Если они замолкнут, то камни возопиют».

Так было и по молитвам  преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, который в своей жизни претерпел многое. Когда он был наместником монастыря,  его родной брат Стефан восстал на него. Родной брат! И не где-нибудь, а в монастыре, куда пришли спасаться, куда пришли оплакивать свою жизнь, когда похоронили, можно сказать, все мирские пристрастия. И прп. Сергий Радонежский не ожидал в стенах монастыря услышать от родного брата такие слова: «А кто здесь игумен?», дескать, преподобный Сергий приписывает себе сверхполномочия. И что же делает преподобный Сергий? Оставляет монастырь - вот, правьте, пожалуйста, монастырем без меня. И вместе с учеником Романом они уходят из Троице-Сергиевой Лавры на юг и проходят через одно место, которое называется Малинники, где преподобным Сергием Радонежским и его учеником Романом  был основан мужской монастырь. Позднее его ученик Роман был причислен к лику Святых.

Сегодня в акафисте мы читали такие слова: «На сусе месте потоп водный ищи благословен еси». То есть на сухом месте святой изверг водный потоп. Роман, идя по этой местности, не имеющей воды, обратился к своему учителю со словами: «Отче, дай мне пить, я уже изнемогаю». Сергий был аскетом и подвижником, был воспитан в мужественном воздержании, но когда Роман попросил у него воды, Сергий, зная, что нет никакой возможности ему помочь, взял жезл и ударил им о скалу с молитвой: «Господи! Как некогда извергнул из скалы воду для Моисея, так и нам не дай погибнуть в этой пустыне от жажды». И произошло чудо - из этой скалы потихонечку заструился маленький источник, который и до сих пор своим живительным благом, своей чудотворной водой напояет всех людей, приходящих к нему. Именуется он Гремячий и находится в местечке Малинники под Сергиевым Посадом.

Преподобный Сергий сам пережил человеческую неблагодарность, человеческую злобу, непонимание, зависть, клевету, напраслину и поэтому всякому человеку, который с верой и любовью обращается к нему с просьбой помочь в тяжелейших обстоятельствах своей жизни, дает силу и укрепление в духе и мужестве. И тем более, когда молятся именно на престольный праздник, когда особо чтятся святые, особо расположено услышание ими наших молитв. Так будем просить преподобного Сергия о самом главном - чтобы у нас в жизни хватило долготерпения, с которого начнется взаимная любовь, а не «ты мне, а я - тебе». Но Господь говорит, что и грешники есть любящие: их любят, и они тем же отвечают, и добро делают тем, кто им делает добро. Но так поступают и язычники. А Господь говорит: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас, молитесь за творящих вам напасти и взаймы давайте тем, от кого и не надеетесь получить». Вот это и есть мера жизни православного человека.

Вот и я желаю вам этой благодати, молитвами преподобного отца нашего Сергия Радонежского – игумена земли Русской, благодати нашего Господа, который не хочет смерти грешного, но хочет, чтобы все спаслись и радовались истине. Аминь.

Радио "Вдохновение"

 

Видеотрансляция

";

Ссылка на страницу видео