Главное

Расписание богослужений

1d675b1b7260Сегодня мы чтим память великого угодника нашей Русской православной церкви - столпа современного монашества, преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Нет, наверное, в России ни одного храма, где не было бы его святой иконы. Чтит его не только наша святая Русь, но особым почитанием он окружен в Греции, да и во всех других странах. Когда Господь сподобил мне побывать в Греции, то почти во всех посещенных храмах мы видели святые иконы этого дивного Чудотворца. Нам захотелось узнать, с чего началось такое почитание преп. Серафима там, в Греции, так далеко от России. Нам объяснили, что когда были изданы житие и поучений преподобного, то народ проникся любовью и молитвенным почитанием этого русского угодника Божия.

Нам известны необыкновенные события его жизни: двенадцать раз сподобился он явления ему Самой Божией Матери. Еще будучи диаконом, однажды во время Литургии, держа орарь, при возгласе: «И ныне и присно и во веки веков», – увидел он Самого Спасителя, входящим с сонмом ангелов во Святой алтарь, чтобы пребывать на Божественной Литургии. Преподобный Серафим был поражен этим явлением и долгое время не мог прийти в себя для продолжения службы. С младенчества он был предъизбран на путь святой и божественной жизни. Мы знаем, что родители его были купцами в Курске. В городе строился храм с колокольней на деньги купцов Мошниных (такова была фамилия преподобного). Мать, однажды оказалась на стройке вместе с мальчиком. По неосторожности мальчик упал с огромной высоты, мать с замиранием сердца сбежала вниз, думая найти младенца мертвым, и вот чудо Божие - свалившись с огромной высоты, отрок был невредим, потому что на нем исполнились слова Божии – Ангелам Своим заповесть о Тебе, сохранити Тя во всех путях Твоих. На руках возмут Тя, да не когда преткнеши о камень ногу Твою.

 

Преподобный Серафим Саровский удалился в пустыню, взыскав монашеской жизни, по благословению и своих родителей, и старца Досифея, подвижника Киево-Печерского монастыря. Из жизни святого мы знаем о безпредельном подвиге, совершенном им всею своею жизнью. По учению святых отцов, человек сначала проходит деятельный путь по умервщлению своих страстей, желаний греховных, своих привычек и научается бдению, молитве, послушанию. Поэтому сначала Серафим Саровский жил в монастыре, затем в пустыне. В уединении он проходил такие подвиги, как особое постничество, питаясь много лет одною травою – сныть, не вкушая даже хлеба. Когда, пребывая в пустыни он почувствовал некое умаление благодати Божией, из- за того, что помысли уныния бороли его, удалившагося от людей, то он принимает на себя совершенно безпримерный для современного ума подвиг. Он тысячу дней и ночей простоял в молитве на камне, чтобы вернулась к нему благодать Божия Всеосвящающая и Всеспасающая. Мы знаем, что Серафим Саровский пребывал в затворе и молчании. И вот, наступило такое время, когда явилась ему Матерь Божия и повелела ему послужить народу Божиему тем даром, который дарует ему Господь, т.е. исповедью врачевать немощные души человеческие. Так народ стал во множестве стекаться к преподобному в его убогую келью. Тысячи людей приходили к нему за наставлением и назиданием, потому что сама благодать Духа Святаго, живущая в нем, наставляла и врачевала народ. Мы знаем, что Серафим Саровский явился основателем Дивеевской девичьей обители, в которой он ни разу не был, но каждое строение которой, каждый уголок были построены с его благословения, потому что свыше ему было открыто, как строить и созидать эту обитель. Не случайно его святые мощи почивают именно здесь.

В 1991 году вновь обретены святые мощи угодника, именно это событие прославляется сегодня нашей церковью, это событие вылилось во всенародное ликование. Мощи святого с крестными ходами прошли по нескольким областям нашей святой Руси, народ тысячами встречал мощи преподобного с покаянием со слезами на глазах. Это был триумф Вселенского православия, триумф веры.

Мы люди немощные и часто думаем, что Господь призвал нас к легкой жизни в вере. Ходи в церковь, молись, читай Евангелие. Да, все это необходимо, без этого мы не можем прожить, но, конечно же, не всегда жизнь человека, уверовавшего или живущего в вере, течет гладко, ровно и счастливо. Так бывает обычно только на первых порах, Господь утешает людей, недостаточно укрепленных в вере, и не дает искушение сверх сил. Поэтому вначале у людей может быть благодатное, благодушное, счастливое состояние. Но каждый человек, живущий в православной вере, знает обетование Божие, что ничто нечистое в Царство Божие не войдет. Подобно тому, как от ржавчины металл очищается огнем, так и человек от ржавчины грехов и страстей искушается огнем искушений. Даже святые не миновали этого испытания веры для укрепления и большей славы. Так, Серафим Саровский, живя в отдаленной пустыньке, пережил нападение разбойников, жестоко избивших его, они разбили ему голову обухом топора, сломали ребра. Старец едва отравился от болезни, но до конца дней остался вследствие травмы в согбенном состоянии. Православные жители тех мест, любя и почитая батюшку, поймали разбойников и хотели их наказать, но получили на то строжайший запрет преподобного. Он повелел ни к коем случае не мстить за себя, оставив все на волю Божию, в противном случае собирался даже уйти из этих мест. Крестьяне послушали его, но гнев Господень все равно не миновал тех бандитов, – дома их были огнем Божиим сожжены. Наказание постигает того, кто руку поднимает на праведного святого человека.

2Мы знаем, что Серафим Саровский учил самому главному: человеческая жизнь должна быть посвящена стяжанию Духа Святаго. Человек целью своей жизни должен полагать соединение с Богом, искать благодати в молитве, в посте, в бдении, доброделании. Он учил делать так, чтобы был духовный прибыток, подобно купцу, торгующему выгодным для него товаром. Так и в духовной жизни, каждый имеет свой талант от Бога и должен весь его посвятить Богу и стремиться каждый момент жизни быть с Богом. Если ты учитель – учи, священник – служи, монах – молись, мирянин – живи в семье и воспитывай в вере и любви к Богу своих детей и семью, люби святую церковь и ее таинства. Но главное - стремление соединиться с Богом, стяжать Духа Святаго, т.е. путей для спасения много, надо только выбрать свой. Оказывается, возможно постоянно ходить в храм Божий, можно псалтирь читать каждый день, молитвослов знать от корки до корки и все же жить без Бога. Это парадокс, но так бывает, если человек думает только о внешнем исполнении и никак не заботится о чистоте сердца. У человека такого может быть обида на брата, а он и не задумывается об этом, утешая себя, что это не так страшно. Возможно, он пребывает в блудных нечистых помыслах, и отговаривается тем, что у всех бывает, или ленится молится, или добрыми делами кичится, хотя сделал на копейку, а мыслит будто на рубль. Тогда внутри начинает расти такой фарисей, гордец и внешне человек остается в церкви, а внутренне отпадает от Бога. Самое же главное приобретение на земле – это смирение. Человек, приближающийся к свету, видит отчетливее все, что находится вокруг него. В темной комнате мы можем замечать лишь очертания предметов, стоит зажечь свечу, как нам станут видны сами предметы, свет большой – и мы увидим даже пыль, лежащую на предметах. Хочу заметить, кстати, по поводу пыли, что нерадение о своем доме есть признак уныния, а содержание дома в порядке и благолепии есть тоже богослужение, как попечение о семье, что является заповедью Божией. А нерадение о семье есть преступление против заповеди Божией, о которой сказал апостол, – Кто о своих, а наипаче о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. В нашем поведении бывает некая крайность, когда мы думаем о себе, как о неких молитвенниках, а семья и дом на втором или третьем плане. Это является очень опасным креном. А всякие крайности опасны, в семье может разрушиться мир и равновесие. Надо считаться с тем, что члены семьи могут находиться в другом духовном возрасте по сравнению с тобой, и поступать надо благоразумно, с рассуждением, всегда считаясь с мнениями и духовным уровнем тех людей, среди которых мы живем.

Вот об этом Серафим Саровский больше всего радел и старался, встречая каждого человека, он говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!» Говорил это он не просто одними словами, он жил и дышал этой духовной жизнью и радостью, потому что видел Небо отверстым. А его всегдашнее устроение – это всегдашняя Пасха, поэтому-то он и приветствовал всегда приходящего пасхальным приветствием.

Батюшка учил, – Стяжите дух мирен и вокруг вас спасутся тысячи. К этому он призывал всегда: научиться никогда не гневаться и никого не прогневлять, следить за своими эмоциями и чувствами. У каждого из нас бывают различные столкновения, обстоятельства жизни. Мы стремимся поступать в соответствии со своим заведенным и удобным для нас порядком жизни. Например, мы говорим своим домашним по двадцать раз, как и куда надо убирать одежду, но они, как бы не замечая нас, делают по-своему. Возможно, это придется нам сказать не двадцать раз, а двадцать тысяч раз, пока мы добьемся очень малых результатов, и быть готовыми к долготерпению, если сделали, наконец, то очень хорошо, а нет, еще раз терпеливо все переделать, без упреков и брани. Так и надо настраивать себя на то, что ничто не должно нас выбить из колеи, потому что смысл и цель лукавого поссорить людей между собой, внести разлад и неприязнь. Только Бог наш является миром, правдой, источником жизни, света, истины и согласия. Всякая же вражда и неправильное устроение против ближнего – плод лукавого. Напротив, мир, тишина, спокойствие даруется человеку, пребывающему в благодати Духа Святаго, в молитвенной памяти и старающемуся жизнь свою направлять по этим стезям правды, истины, мира и любви. Внимательно следя за своей жизнью, мы знаем, насколько мы далеки от того уровня духовного, к которому мы призваны Богом, что наш внутренний человек – это «поганка». Умом мы это понимаем, но очень мало что можем сделать. Почему? Потому что мы не призываем Бога в нашу жизнь, чтобы Он сам изнутри изменил наше греховное, грязное, мерзкое существо, изменить которое возможно только благодатью, силой, энергией Божией. Все же это даруется в молитве, в покаянии, во всегдашнем памятовании о Боге. Преп. Серафим заповедал каждому христианину иметь всегдашнюю память Божию, творить молитву Иисусову, призывать Матерь Божию. Тот по его словам и молитвам не лишится благодати Божией, кто будет совершать молитвенное Богородичное правило, т.е. ежедневно читая 150 раз «Богородице, Дево, радуйся». Хорошо бы читать эту молитву перед иконами, пусть некоторую часть, но можно прочитывать и за любым делом, и тогда покров Матери Божией присутствует с человеком и покрывает всю его жизнь.

Чем еще примечательна жизнь угодника Божия Серафима Саровского? Когда он жил в пустыни, кроме молитвенного правила и совершения суточного круга богослужения, т.е. часов, обедницы, вечерни, повечерия, утрени, он за неделю прочитывал все Евангелие. Он говорил, ум человека должен плавать в волнах Священнаго Писания. Святые показывают нам подвиг молитвенный и труд. Батюшка спал четыре часа в сутки, потому что очень дорожил временем. Мы также должны выбирать: или спать, или трудиться ради стяжания благодати Божией, ради Царствия Небеснаго, которое и есть Сам Господь и жизнь с Ним, а она бывает не иначе, как за труд, за подвиг, за желание. В злохудожную душу не войдет Премудрость Божия, говорит нам премудрый Соломон. Наша русская пословица гласит «Лежа на печи, не съешь калачи». А старец Макарий Оптинский иронизировал, – Всем бы вам хотелось повернуться с мягкой перины на другой бок и тут же оказаться в Царствии Небесном, но так не бывает.
Святые отцы учат: «Дай кровь и приими дух». Т.е. до крови духовной надо подвизаться, чтобы что-то в уме, душе и жизни нашей изменилось на один духовный сантиметр, и человек стал ближе к Богу. А это, конечно, огромный труд.

Если человек ходит в храм от случая к случаю или по великим праздникам, то ни о какой духовной жизни и соединении с Господом вести речь невозможно. Люди иногда каждый день в храм Божий ходят, ...и что? Многие остаются такими же, а бывают еще и хуже. Поэтому, если даже ходя в храм нет никакой гарантии для духовного изменения человека, если он сам не будет трудиться над собой день и ночь, то человек вне церкви – это обыкновенная животная физиологическая жизнь: поели, поспали, заработали и так вся жизнь. Но атеистами и безбожниками, по словам одного мудрого человека, все будут только до смерти. Когда же он перейдет из временной жизни в вечную, то глаза его откроются, наконец, он увидит Небо, Спасителя, Ангелов, свою душу безсмертную, но тогда ничего не поменяешь. Люди сейчас за сказки, за миф, за легенды почитают жизнь духовную. Многие говорят, это невместимо. А много ли даже естественных, видимых, физических связей и явлений вместимо в нашу голову. Безконечно малую часть видимого творения может способен познать наш разум, и в то же время этим слабым человеческим умом кто-то силится познать Того, Кто весь мир сотворил.

875054439Мы, православные люди, счастливые, - у нас Богооткровенные истины, мы не выдумывали, не сочиняли и не тужились что-то познать. Все православие открыто Богом с неба 2000 лет назад. Живет этот мир истиной и Богом. Мы ничего не открываем, а только пользуемся тем, что Господь нам Сам даровал, в Евангелии Он говорит, – Не вы Меня избрали, а Я избрал вас, чтобы вы шли и приносили плод. О каком плоде идет речь? Бог есть Любовь. Когда творил Господь человека, то творил друга Себе, как второе Я. Что нас отличает от животных? Свобода, личность, которую имеет только человек. А личность и определяется свободой выбора между добром и злом, между светом и тьмою, – это и делает человека человеком. В этой свободе должен возрасти человек в меру любви, но мы еще в большинстве своем не поднялись на эти ступеньки.
Спрашивая человека о его христианском имени, мы редко можем услышать, – Раб(а) Божий Василий,– чаще мы назовем себя просто именем, и это будет правдой. Чтобы назвать себя рабой Божией, надо таковой быть, значит надо на каждый день и час дышать Богом, Евангелием, исполнять заповеди, по крайней мере радеть об этом. Значит мы еще никакими рабами Божьими не стали, раб исполняет волю Господина своего. Мы не только не исполняем, мы ее не знаем, и мы вообще этим не интересуемся.

Кто из нас не выпускает из рук Евангелие? Никто.

Кто читает Евангелие ежедневно? Редкие.

Кто из нас учит наизусть эти строки Живые Божии? Подавно таких нет.

Солдат в армии учит наизусть устав караульной службы, состоящий из ста страниц. Юрист должен хорошо владеть несколькими томами различных кодексов, и ему во время ответа некогда искать необходимую статью в том или другом томе. Ради денег, ради престижа, например хорошего юриста, т.е. ради временных мирских целей человек тратит время, идет на жертвы, много учится, затрачивает множество своих сил. А разве возможно заработать Царствие Божие просто так? Поэтому жизнь наша и течет подобно жизни неразумного младенца. Тысячи дел мы делаем вокруг себя, не делая самого главного, не занимаемся своей собственной безсмертной душой, не говоря о душе близких нам людей. Мы сами себя не любим, тем более не способны любить других.

К этому нужно себя понуждать, и жить, имея перед собой образ святых людей, память которых мы почитаем. Не просто молитвенно вспоминать, читать акафисты и тропари, но хотя в малости подражать их жизни практически в меру нашего духовного возраста, сил, и внутреннего содержания.
Многие скажут, что подражать невозможно из-за различия в духе времени, что тогда и народ другой был, и вокруг все было пропитано духом православия. Серафим Саровский жил в 19 веке, засилье западных идей, просвещение, ослабление веры, начало атеистических идей особенно в дворянской среде. Когда к батюшке обращались с тем, что уже такие времена, когда во всей полноте невозможна христианская жизнь, он отвечал: «Христос вчера, днесь и сегодня тот же». Единственно чего не хватает у нас – это решимости. Решимости начать жить по Божиему. А начинать надо с малого: заставь себя ежедневно читать молитвенное утреннее и вечернее правило. Заставь себя читать по главе Евангелия. Заставь себя от этой гадости – телевизора - отказаться раз и навсегда. У нас нет только одного, искреннего желания все сделать до конца, а бывает так, начали - бросили, опять начали и... бросили. Это свойство современного человека, попробовал, не получилось и бросил. Надо себя приучить, что в духовной жизни нужна последовательность, постепенность от падений к восстанию, а быстро и сразу ничего не бывает. Быстро только скатываются с горы и идут в ад. Господь сказал, – Пространные врата и широкий путь, ведущие в погибель, и многие идут им. Узкие же врата и тесный путь, которые ведут в Царствие Божие, и мало кто идет им.

Дай Бог, чтобы мы, возлюбленные братья и сестры, были вписаны в это малое число, и в конце этого узкого пути вышли на широкую, необъемлемую до конца не проживаемую жизнь с Богом. И пусть молитвы великих угодников Божиих помогут нам обрести решимость и положить начало добродетели, за одно устремление к которым Господь не лишит нас Ссвоей благодати и Своего небесного заступления.
АМИНЬ.

игумен Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция