Главное

Расписание богослужений

5b40d67a144bВо имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Наши грехи, недостатки исходят только молитвою и постом. Пост был еще заповедан в самом начале, в раю. И через это послушание воле Божией Адам и Ева преобразили бы весь этот мир. Но они не удержались в посте. А поэтому Иоанн Лествичник так нам говорит: «Кто хочет возвратиться опять в рай, возвращается не иначе, как постом».

Иоанн Златоуст нам говорит, в чем же должен  состоять, собственно, пост. Он говорит всем нам: «Да постится не одно только тело, не одно только чрево». Для нас, христиан, это просто какой-то примитив, если мы будем только на это обращать внимание. «Пусть постятся твои глаза, пусть постится твой язык. Пусть постятся твои уши, пусть постится твое сердце, пусть постятся твои руки и ноги. Глаза пусть не смотрят на неподобающее, уши пусть не слышат клеветы и осуждения. Язык пусть не произносит лжи, осуждения и неправды. Руки пусть не берут то, чего не клали, а ноги да не идут на совет нечестивых».

Кстати, о совете нечестивых. Это не только какие-то собрания, в которые мы так с вами и не ходим – на футбол, в какие-то клубы и прочее. Мы и так этого не делаем. Нам святые отцы говорят: «совет нечестивых – это совещание наших с вами дурных помыслов, чтобы мы в них не участвовали. Потому что мы сами знаем: внутри человека сколько мыслей. Какие только советы не приносят нам дьявольские мысли. Так вот, нам Священное Писание предписывает не ходить на совет нечестивых. А этот совет нечестивых разрушается молитвой Иисусовой, призванием имени Божьего.

Поэтому сейчас, когда мы с вами проходим поприще Успенского поста, пусть он не будет для нас каким-то только гастрономическим – перемена пищи на нашем столе. Самое главное, чтобы в уме хотя бы в этот маленький отрезок времени, произошла перемена - перемена ума. И чтобы мы подвигом добрым подвизались.

А добрый подвиг – это борьба со своими страстями и недостатками. Усиленно, но хотя бы в этот момент поста она должна быть всегда. Ибо нам святитель Василий Великий так и сказал: «Мы не телоубийцы, мы страстоубийцы». И именно на это должны обратить все свое внимание, особенно в этот маленький отрезок или в этот маленький промежуток времени с сегодняшней недели.

И поэтому надо усилить не только телесный пост, обращать внимание только на ту пищу, которая на столе, а самое главное – следить какие мысли, слова и чувства в нашем сердце. И самое главное – надо прибавить и усилить молитву. Тот, кто не читал регулярно утренних и вечерних молитв, да читает их регулярно. Кто читал утренние и вечерние молитвы, пусть прибавит по кафизме в день. Кто читал  кафизму, пусть прибавит канон в день Спасителю, на следующий день – Матери Божьей, на следующий день – Ангелу-хранителю, чтобы как сказал один подвижник нашего времени, чтобы гайка не раскручивалась, а чтобы наша гайка духовная закручивалась. Вот водители это знают – они периодически проверяют, как подкручены у них колеса. Потому что, не дай Бог, раскрутится гайка, отвалится колесо, и тогда пиши пропало. Поэтому гайка, всегда ее надо проверять и периодически ее подкручивать.

И самое главное, должны следить за своим сердцем, чтобы в нем не возникало дурных мыслей, чувств. А если они есть, то ради Христа подвизаться, чтобы против дурных мыслей, слов и пожеланий. Потому что внутри нас может быть или рай, или ад. Когда мы с Богом, когда мы в молитве, когда мы очищаем свой ум, душу и сердце, тогда там может быть рай. А когда мы даем волю своим мыслям дурным, чувствам и страстям, тогда там может быть сущий ад.

Однажды к одному старцу пришел доблестный генерал после победы. А человек он был далекий от церкви. И всегда одна победа, другая, а радости в душе нет, мира в душе нет,  благодати в душе нет. Но человек метется, понимает: что-то не то, чего-то в жизни не хватает. И ему верующие друзья посоветовали: «Сходи к этому старцу и посоветуйся». Он приходит и сразу задал ему вопрос в лоб, говорит: «А что такое рай?» То есть, самое главное, что человеку в жизни надо, - чтобы на душе рай был. А он говорит: «Ты подлец, трус и предатель». Он говорит: «Чего?» И саблю вытащил. Старец говорит: «Я тебя испытал. Это, - говорит, - и есть ад». Он говорит: «А, понял. Ну, ладно». В ножны саблю засунул, говорит: «А вот это – рай».

И дал ему урок, что когда мы даем волю страстям, это и есть ад. А когда мы эти страсти пытаемся потушить, это и есть чувство рая. И в нашей жизни мы тоже, если не на каждом шагу, но, во всяком случае, что-то слышим в семье, в хоре, на службе – алтарники, работа, послушание. Всегда, если не напрямую эти слова, во всяком случае, отношение людей может быть такое: «Да ты подлец, предатель и трус». Они, может быть, словами это не сказали, а мы это чувствуем, что что-то там люди думают. Что они там думают? Мы начинаем про них думать – это мы из ножен вытаскиваем саблю. Вот это и есть ад.

А когда мы стараемся жить по совету старца Паисия Афонского, который говорит: «Включай добрые помыслы, включай добрые помыслы»… И ослышался, может, не то сказали, не так, я что-то сам накрутил – это будет рай, когда мы попытаемся ситуацию выправить в лучшую сторону, включая добрые помыслы. И в этом делании нам и будет помогать и должен помогать пост, чтобы мы именно хотя бы в эти святые праздничные дни поста попытались иметь самое главное - трезвение.

«А трезвение, - сказали нам святые отцы, - это постоянное внимание к своим мыслям, словам и поступкам». Где есть терзвение, там есть христианская жизнь, где нет трезвения – там просто разболтанная обыкновенная мирская животная языческая жизнь. И каждую свою мысль, и каждое свое слово, и каждый свой поступок должны соотносить с евангельскими заповедями. Вот тогда будет настоящий пост, тогда будет настоящее воздержание. Воздержание, самое главное, от страстей. И будем помнить слова Иоанна Златоуста: «Да не только постится твое чрево, но и глаза, и язык, и уши, и ноги, и руки». И, потеряв через нарушение поста рай, возвращаемся в этот рай соблюдением поста. То есть, евангельских заповедей. Аминь.

игумен Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция