Главное

Расписание богослужений

DSC_0010Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Сегодня мы слышали о дивном событии, о котором нам повествует Святое Евангелие. За 40 дней до Своего распятия, Господь взял на гору высокую одних только учеников. Высокая гора – это образ восхождения, образ труда, образ подвижничества, образ аскетики, образ чистоты, образ возвышения. Славу Божию можно увидеть только в молитвенном труде и в труде доброделаний. Ибо Господь нам так и говорит: «Не всякий, глаголящий «Господи, Господи», войдёт в Царство Небесное, но творящий волю Отца Моего Небесного».

Чтобы сотворить волю Отца Небесного, её надо знать. А она – в Евангелии.

Ломоносов однажды сказал: «Бог оставил нам две книги: одну писанную, а другую неписанную. В одной Он показал Свою волю, а в другой показал Свою премудрость». Книга неписанная – это наш мир, через который Бог показал Свою премудрость. А книга писанная, в которой Он оставил Свою волю, есть Священное Писание.

Вникая в смысл Священного Писания, человек показывает этим, что он любит Бога, что ему дороги все слова, ради которых Сам Бог сошёл на землю и показал нам образ человеческой жизни. Он сам сказал о Своих словах: «Слова мои суть дух и жизнь. Я сказал вам всё, что велел Мне Отец Мой Небесный». И на горе Преображения мы слышим именно такие слова: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, того послушайте». И как же важно, чтобы всё, чтоб нам передано в Евангелии, стало содержанием нашей жизни, ума и сердца, чтобы это стало стержнем, основанием, фундаментом мыслей, слов, поведения и поступков.

Епископ Игнатий так и говорит: «Христос сокрыт в Евангелии. Бог познаётся не пытливому уму, но смиренному сердцу. Исполняй то, что знаешь – и откроется то, чего не знаешь. Познание Бога сокрыто на пути исполнения евангельских заповедей».

Как мы будем их исполнять, если мы их не знаем? Не дорожим? Не впитываем их, не запоминаем их, чтобы в любой момент мы имели на каждое слово, на каждую мысль, как говорят нам святые отцы, суждение Священного Писания.

Ты слышишь неприятный разговор, ты слышишь гневливое и обидное слово против тебя – и у тебя мысленно включаются слова апостола Павла или самого Христа: «Всякий, гневающийся на брата своего, есть человекоубийца» – и ты спокойно не отвечаешь гневом на гнев. Апостол Павел нам говорит: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, но только чистое, для назидания в вере, чтобы оно доставляло благодать слушающим».

Василий Великий говорит нам: «Как пчёлы боятся дыма, так и Дух Святой не живёт в сердцах гневливых». Это ситуации по десять раз в день – с родными, близкими, сотрудниками, друзьями, в магазине, на работе, в транспорте… Возникает эта ситуация, когда мы, с одной стороны, можем выйти из себя, а с другой стороны, мы из себя выходить не должны.

Мы говорим о гневливом человеке: «Вышел из себя». А святые отцы нам говорят: «Войди внутрь себя – и ты увидишь там лестницу, возводящую тебя на небо». Когда мы в немирствии, даже пусть это на уровне только головы и мысли, мы не говорим словами, мы не делаем этого руками, но когда мы говорим, есть такое выражение: «кипит всё внутри», – то только вода благодати Святого Духа способна погасить этот огонь геенский, который мы постоянно или возжигаем в себе, или постоянно в себе тушим. И для этого благодать Божия даётся нам через таинства Святой Церкви, через молитвы, через воспоминания слова Божия, о котором апостол Павел сказал, что оно «живо и действенно, и проходит до разделения составов и мозгов, и судит помышления сердечные».

Слово Божие судит помышление сердечное. То есть на каждое слово, на каждую мысль оно говорит: злое – доброе, чёрное – белое. Поэтому этот критерий истины, критерий добра и зла, слово Божие, всегда должен быть в нас. И мы слово Божие должны учить. Это и есть восхождение на гору, это и есть труд, без которого мы вряд ли приобщимся благодати Божией. Старец Макарий Оптинский сказал: «Да, всем бы хотелось, лёжа на кровати, перевернуться и оказаться в Царстве Небесном. Но так не бывает. Если ты не посеял, то ты ничего не пожнёшь».

В одном монастыре не брали братьев до тех пор, пока они не проходили испытательный срок в течение трёх лет, во время которых должны были выучить Псалтирь или одного евангелиста. Мы до сих пор, даже те, кто сейчас стоят в этом храме и меня слушают, мы заповеди блаженства не знаем, которая призывает нас к счастью, к блаженству. И Господь показывает нам эти пути и шаги к этому блаженству. А мы их даже не держим в голове, тем более, в сердце.

Господь возводит на гору учеников – и это символично. Петра – как символа веры, именно он первый сказал: «Ты еси Христос, Сын Бога живаго». Апостол Иаков, первый христианский мученик, символ надежды, потому что умирал с надеждой на воскресение мёртвых. Апостол Иоанн Богослов – апостол любви. Каждый из этих апостолов – олицетворение христианских добродетелей: веры, надежды и любви. И апостол увидел на горе Христа, беседующего с Моисеем и Илией. Христос показал, что он есть Бог мёртвых и живых, и для него все живы. И праведники живы. Ибо они беседовали, и это видели живые, видели, как уже усопший, но им был приоткрыт другой, иной мир, когда они увидели Моисея и Илию, беседующими с ними.

DSC_0002Ризы Христа сделались блистательными, как свет, как снег, как Писание говорит, «как белильщик не может выбелить». Свет исходил из Христа, Божественная благодать осенила апостола Петра. И он говорит: «Господи, хорошо нам здесь быть» – и хотел этот момент удержать, говорит: «Давай сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею, одну Илии» – чтобы всегда быть на этой горе и чтобы всегда пребывать в этом блаженном состоянии благодати.

Исаак Сирин говорит: «Если взять христианскую нашу жизнь, то она состоит как бы из двенадцати ступеней. И святые в этой жизни доходят до одиннадцатой. Потому что если бы они вступили на двенадцатую ступень всегдашнего сопребывания с Богом, они бы не смогли дальше жить, потому что они забыли бы есть, пить, спать – они бы пребывали в созерцании Бога». Но это возможно только ангелам, Господь не даёт им двенадцатой ступени этого всегдашнего созерцания Бога. И в этой благодати, в этой полноте… «И эта полнота» – говорит он, – «это полнота жизни будущего века». Когда это созерцание Бога будет непрестанным, и тогда уже ни еда, ни одежда, ни здоровье не будут иметь абсолютно никакого значения, это будет всегдашнее созерцание Бога. И мало того – постоянно возрастающее.

Иоанн Богослов сказал: «А если вообще написать всё то, что сказал Христос, я думаю, что самому миру не вместить написанных книг». Бог бесконечен. И Его познание будет бесконечно. Значит, пребывание, радость и блаженство – оно будет не статическим, а динамическим. Никогда скучно в Царстве Небесном не будет. Скучно возле телевизора. Скучно возле компьютера. Скучно на футболе. Вы представляете, если бы он шёл не полтора часа, а 15 часов, что бы там было? Мозоль на одном месте, плюнули бы и разошлись. И возле компьютера и телевизора, ну, тоже не до бесконечности. А там вот в тысячи раз подобие, то что мы сейчас видим и слышим. Богослужение, благолепие храма, слова Священного Писания – и там другие будут слова, другие песнопения, другие одежды, другой свет. О котором апостол Павел так и сказал, что «я знаю человека, который был восхищен до третьего неба, и он слышал глаголы, которые невозможно пересказать, ибо глаз то не видел, ухо то не слышало, даже на сердцу не приходило человеку, что уготовывал Бог любящим его». И от этой славы, как мы видим, на этой иконе, иконе Преображения Господня, они упали на землю, они не вынесли этой славы, потому что ещё человеческая природа не была преображена, как она будет преображена там, за порогом наших с вами жизней, когда мы через смерть вступим в иное рождение и в иную жизнь.

И какие слова Христа Спасителя они услышали? Услышали слова самого Бога: «Не бойтесь!». И вот это «не бойтесь!» должно всегда быть в нашей жизни. «Не бойтесь!» – мы должны слышать это всегда. Первые слова Христа Спасителя жёнам-мироносицам после воскресения были именно таковы: «Радуйтесь и не бойтесь». Это были первые слова. И слова самого Бога Отца: «Сей есть Сын мой возлюбленный, того послушайте. Скажет Он вам: «прощайте» – прощайте. Скажет он вам: «Не осуждайте» – не осуждайте. Скажет Он вам: «Любите врагов ваших» – любите. Ибо это слова самого Бога». Не просто так, где-то, кому-то, когда-то сказано – тебе, сегодня, сейчас. И если мы не поступаем по этим словам, то мы и не ученики Христовы. И вся жизнь состоит в том, чтобы не просто молиться, не просто веровать – потому что верующих много, а верных мало.

Однажды у Патриарха Алексея Московского, когда приехали в гонимую Россию, взяли интервью зарубежные СМИ и спрашивают у него: «Ваше Святейшество, а сколько в вашей стране, как вы думаете, процентов верующих?». Он говорит: «Верующих у нас в стране 100%». Он говорит: «Ваше Святейшество, ну, вы и маханули! Как это 100%?» – «А вот так. Одни верят, что Царство Небесное есть, а другие ни во что не верят, но тоже верят, что его нет. Поэтому у нас все верующие. Только одни в одно, а другие в другое. Одни в бытие, а другие в небытие. Верующих много. А верных – единицы».

Чтобы быть верным, надо слово Божие хранить в уме и в сердце. Для чего? Чтобы их исполнить. Каждую вечернюю службу священник стоит перед иконой Христа и читает такие слова: «Христе, Свете истинный, просвещай всякого человека, грядущаго в мир, да знаменается на нас свет лица Твоего, да в нем узрим свет неприступный; и исправи стопы наша в творении заповедей Твоих» – вот что вымаливает священник у Христа. «Просвети нас светом Твоим, чтобы мы исполнили Твои заповеди». Вот, для чего мы молимся – чтобы исполнить заповеди и быть похожими на Христа, как дети похожи бывают на своего отца.

Недаром протоиерей Алексей Мечёв, у него в его письмах, в его назидании есть такие слова: «Будьте друг для друга солнышками». Любое слово, любое обращение – к тебе, или ты обращаешься к кому-либо. Это не тяжело, а надо всё это растворить улыбкой. Потому что когда дети рисуют солнце, они рот у него делают, у солнца вот такой вот. Солнце у детей всегда улыбающееся.

Будем об этом помнить. Чтобы в день Преображения радовались не о том, что мы сегодня виноград, яблоки и рыбу поедим, – а радовались тому, что Бог призывает нас к такой жизни, к такому свету, к такому царству, которое невозможно передать никаким языком. Не только тогда, когда мы сподобимся переступить порог вечности и этот свет увидим – сейчас, здесь, реально, в этой жизни это возможно.

«Хорошо нам здесь быти»… Как люди говорят: «Не хочется уходить из храма». Почему? А потому что здесь воздух вечности, потому что здесь другое время. Оно как бы на эти полтора часа богослужения, – если кто не думает о том, как он разговляться сегодня будет, куда потом поедет, а предан богослужению, – времени нет для такого человека, это другое время, это время вечности. Человек уже на какие-то подобия секунды приоткрывается, то что там будет в вечности. Эту благодать мы должны сохранить в своей жизни, принести домой, в сердце своём хранить. Чтобы хоть как-то, но внутренне преображаться от ветхого человека к новому. И молитва, Священное Писание, добрая жизнь по Священному Писанию… Ни молитва, ни оно само по себе Священное Писание не есть цель нашей жизни – а исполнение слов Самого Бога, о котором мы сегодня услышали: «Того послушайте».

Дай Бог, чтобы наша жизнь преображалась, душа, ум, слова, мысли, поступки. Когда мы будем взирать на этот свет, свет истины, свет Христов – наша душевная тьма, она будет всё меньше, меньше и меньше. И дай Бог, чтобы этот божественный огонёк молитвы истинной и богомыслия был всегда с нами. И тогда мы, восходя от света к свету, от преображения к преображению сподобимся увидеть Бога как Он есть. И дай Бог, чтобы тогда душа в ликовании воскликнула: «Господи, хорошо нам здесь быти!».  Аминь.

Игумен Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция