Главное

Расписание богослужений

72532В сегодняшнем послании апостола Павла к христианам Коринфской церкви мы слышали следующее: «…Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа».

Апостол  Павел говорит о таком Боге, который повелел из тьмы возсиять свету. Как это понять? Если человек задумается, откуда наше мироздание, то без Бога трудно найти ответ на этот вопрос. А ответ такой: это невместимо и непостижимо человеческому уму, человеческому сознанию. Бог из ничего, из жизни Самого Себя создает весь наш мир и законы в нем. Бог, сотворивый все, находится внутри нас, находится с нами. Нет такого места, где бы не было Бога. Бог, сотворивый Небо и землю, озарил сердца наши, дабы просветить нас познанием Славы Божией в лице Иисуса Христа и то, что нам открыто православной верой, является величайшим даром не кого-нибудь, а Самого Бога. Господь прямо так и говорит:  «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин, 15,16). И пусть никто из нас не подумает, что плод этот - т.е. вера – результат только его собственных трудов и исканий. Есть только доля участия человека в этом, а большей частью нам вера дана авансом. Каждого из нас Господь взял в Свою крепкую руку и поставил на этот путь. И надо всем понимать  - не мы такие хорошие, являемся православными, ходим в храм Божий, но любой другой мог бы стоять на нашем месте. Никто и никогда не скажи: – вот, мол, они безбожники, что творят, а мне все открыто, я знаю как поступать, потому что я человек православный. Не дай Бог никогда ни в сердце, ни в душе превознестись хоть над одним человеком, подумать, что мы чем-то лучше других. Мало того, мы должны помнить, раз нам открыта истина бытия, то и спроситься с нас гораздо строже.

 

«Но сокровище сие (веру) мы носим в глиняных сосудах…». Как  это понять? Глиняный сосуд символизирует нечто хрупкое, т.е. до конца мы и не можем дать ответы на все вопросы о Боге. Знание о Боге – это и есть верование нашего сердца, верование нашей души. Но стопроцентное знание о Нем будет лишь тогда, когда мы окажемся в вечности лицом к лицу с Господом. Вот тогда вера исчерпает себя и станет реальностью. « …Чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены;, мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемся, но не погибаем».

Так апостол Павел пишет о жизни первых христиан, а она не была сладкой и вера не давала внешних радостей и благополучия. Сейчас быть православным гораздо выгодней, чем быть безбожником. И наши правители приходят в храм, чтобы показать свое единство с народом: дескать, мы тоже от народа и можем рассчитывать на уважение людей. А будь гонение, и ни одного из правителей и многих из нас в храме бы не оказалось. Но апостол показал, насколько иной была жизнь первых христиан. Как только кто-либо называл себя христианином, то становился человеком второго сорта в том языческом античном мире. Как же велика была их вера, что они сказали: «Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся…», потому что Бог с нами. Вот и перед нами лежит Крест в напоминание о том, что «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф, 7, 14). А это путь борьбы со своими страстями, характером, эгоизмом, похотливостью, жадностью, гордыней – со всеми безчисленными грехами, опутывающими нас, мучающими нас ежедневно. И как трудно, оказывается, по началу первому промолчать, первому простить, первому протянуть руку, а если в жизни что-то получается, то сказать: «Не нам не нам, Господи, но Имени Твоему дай славу».

Пусть похотные мысли, как комары крутятся вокруг нас, пытаясь одолеть, и мы должны поступать по отношению к ним, как к комарам: не давать себя жалить, а бить их со всей илы. А как? Против дурных мыслей необходимо тут же, ради чистоты ума, ради чистоты души, посвященной Богу,  гнать их молитвой Иисусовой. И внутри себя сказать, – не соизволяю, чтобы показать дистанцию между диаволом, всеивающим эти мысли, и собой, как человеком Божиим.

«Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем». В другом послании апостол пишет, что они в себе всегда носили приговор к смерти, т.е. всегда они были готовы жизнь свою отдать за Христа, и благодарили Бога за каждый прожитый день, потому что первые христиане имели приговор к смерти за свою веру и всегда жизни радовались, но она не казалась им единственной ценностью в этом мире.

Сейчас мы живем, пожалуй, в такое время, подобного которому не было за весь период православия в нашей стране. Всегда церковь в той или иной форме была гонима. Петровский период был особенно гибелен для нашей Церкви, им было упразднено патриаршество, двести лет не было патриарха на нашей земле, а церковью управляли мирские люди – обер-прокурор Синода обладал властью изменять решения Церкви. Под таким гнетом Церковь находилась до 1918 года, когда вновь был избран Патриарх, но затем опять последовали гонения, застенки, казни и сонмы мучеников на Русской земле. К 1943 году сознание Сталина, когда то верующего и имевшего отношение к церкви, меняется. Понемногу открываются храмы, монастыри, семинария в Троице-Сергиевой Лавре. Но в конце 50-х начале 60-х гг. новые хрущевские гонения и строгий контроль за деятельностью Церкви. Свою проповедь священник должен был согласовать в исполкоме, нельзя было говорить о вещах самых важных: о Страшном Суде, о воздаянии, о безсмертии души, о доказательствах бытия Божия. Возможны были проповеди только о нравственности и человеческих ценностях, а глубоких настоящих проповедей очень боялись.

Такой свободы, как сейчас, у нас в церкви никогда не было. Спрашивается , – так где же наша решимость жить по Божии сейчас. Один из современных старцев сказал, что мы сейчас купаемся в благодати, а другой, что мы объелись благодати. Происходят страшные вещи: думаем - в храм  может пойду - может не пойду, вроде давно не был, пора. Месяц прошел – пора причаститься. Батюшка часто говорит, что надо Евангелие читать, ну что ж можно и почитать. А горения духа нет. Время свободы страшно тем, что когда ничего не происходит,  никто не заставляет, ничто не угрожает, растет равнодушие. Епископ Игнатий Брянчанинов пишет, что это Господь попускает гонения, т.к. свобода еще хуже. Когда открыто гонение, виден явный грех, противник пред лицом, то человек собирается. Когда же гонений нет, то постепенно враг подкрадывается через лень, апатию, безразличие, через мысль, что все еще впереди, будет время и почитать, и поисповедаться, и причаститься, и в храм походить. Но это иллюзия. Прошел день, и если ничего не сделали для вечности, он пропал, его уже не вернешь. А чем же заполнен наш день? Он полностью отдан мирской суете: поели, попили, работа, магазин, не помолились – день уплыл как вода меж пальцев.

Апостол Павел говорит: «Поступайте… как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф, 5,16). Мы думаем, что у нас все еще впереди. Но мудрый человек сказал: «Завтра – враг сегодня». Нельзя откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня для своей безсмертной души, поэтому надо себя понуждать для этого. Афонские старцы наших дней говорят, что очень важно в духовной жизни упорядочение. В церкви все подчинено строгому уставу.

Но с нами происходят по-иному. Задумываем вставать раньше, – проснулся на  полчаса раньше, оказалось не выспался, еще буду час спать; когда же, наконец, встал и надо молитвы прочесть, то времени уже нет, пора бежать на работу. Но как мы начнем день, так он весь и пройдет. Сами для себя должны установить строгий во всем порядок. Читаю главу Евангелия – значит неукоснительно делаю это, читаю две страницы святых отцов – не отступаю от своего плана. В духовной жизни тоже должен существовать план, т.к. по большей части мы не можем делать богоугодные дела по любви. Но и это оказывается очень тяжело - подчинить себя режиму, уставу, порядку. Враг - друг хаоса, значит мы в содружестве с ним, если мы не подчиняем себя порядку.

Так вот мы должны понудить себя к режиму духовному, а для этого надо иметь большую решимость.

Далее в послании апостол Павел побуждает христиан Коринфской Церкви на тесном скорбном и мученическом пути иметь надежду, что Воскресивший Господа Иисуса, воскресит и нас и поставит перед Собою. Дабы каждый понимал неизбежность этого крестного пути, которым прошел не кто-нибудь, а сам Спаситель. Но за этим крестным путем откроется совершенно иная преображенная жизнь.

Сегодняшнее Евангелие говорит: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк, 8, 38).

Обязательно когда-нибудь наступит время, когда от нас потребуют отчета о нашем уповании: верующий ты или нет. Такое время обязательно наступит, но к нему человек должен готовиться уже сейчас. Если нет решимости изо дня в день жить ради Евангелия, надо себя понуждать к исполнению заповедей, любви к церкви, исповеди, причастию, молитве, т.к. не начавшись внутри, она не сможет появиться сама по себе. Надо внутренне себя готовить и поступать по этой вере. - А Христовы люди это те, кто распинает плоть свою со страстьми и похотьми. Всегда идет выбор: пост или приглашение на светский праздник. Часто мы оправдываем себя: людей неудобно обидеть, но подумали ли мы о Боге? Надо решить для себя: чьи мы дети – Божии или мира сего, а  дети помнят и чтят своего Отца. , Мало ли у кого какие юбилеи или дни рождения, – среда и пятница непреложны. Простой пример может показать, что человек нашего времени больше думает о своем временном здоровье, чем о безсмертной душе. Например, кому-то необходимо сделать обследование желчного пузыря и человек записался к врачу. За три дня перед визитом он должен исключить животную пищу, острое, соленое, спиртное, и даже если у начальника случается юбилей, конечно же, человек найдет вполне оправдывающим и необходимым сохранить этот вынужденный пост ради обследования, т.е. ради своего физического  здоровья. Но когда Господь говорит нам сделать то же, но уже ради неизмеримо большего - ради безсмертной души, то это уже под вопросом и кажется, что это можно преступить, потому что душу руками не пощупаешь и глазами не увидишь, вот тогда человек и начинает мудровать – неудобно, обидятся и пр. Но старец Амвросий Оптинский учит нас простоте: «Где просто – там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного».

Если есть этот закон, значит нужно его исполнять. Представьте себе водителя за рулем: горит красный свет, а он начнет рассуждать: «Может он не совсем красный и можно проехать». При таком рассуждении он непременно разобьется. Так вот заповеди даны не людьми, а самим Богом и поэтому мы просто обязаны их выполнять и тогда жизнь наша приобретает совершенно иную окраску. И Господь Сам будет с нами во все наши дни до скончания века. АМИНЬ.

игумен Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция