Главное

Расписание богослужений

f23fbbca7244Всех вас, дорогие, возлюбленные о Господе, братья и сестры, поздравляем с этим светлым, радостным днем рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. С церковным новолетием, в которое мы должны вступить обновленные. С новыми надеждами, с новыми духовными планами начать свою духовную жизнь заново с верой, надежной, любовью, в маленьком подвиге. Кто не читал утренних, вечерних молитв, пусть читает, кто читал, пусть прибавит псалтырь, чтение Евангелия, задумается о делах милосердных, ибо мы слышим евангельские на каждой Божественной Литургии: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

И вот эти маленькие шаги, начертанные нам в заповедях блаженств, постараемся с этого нового начавшегося церковного года в повседневной своей жизни, насколько это возможно, исполнять, следя за своими мыслями, словами и поступками. Ибо Макарий Великий сказал: «Ум наш духовен, и дьявол тоже дух. И доступ имеет он к нам, к нашему естеству не иначе, как посредством нашего ума. И поэтому, если ум будет празден от богомыслия, он впадет в худомыслие».

Однажды святитель Феофан затворник Вышенский сказал: «Памятовать о Боге, то есть молиться и памятовать о Боге не мешают никакие дела, а мешает пустоделие и худоделание».

Поэтому будем стараться, чтобы памятование Божье никогда не покидало нас. Начиная какое-то дело или день: «Господи, благослови». Делая какое-то дело: «Господи, помоги». Завершив какое-то дело: «Господи, благодарю». Всего лишь кратенькие воззвания, но когда мы на связи с Богом, значит, те наши дела, которые мы с вами делаем, дела во славу Божью, даже наши повседневные, семейные обязанности могут превратиться в богослужение, если мы начинаем их с Богом, продолжаем с Богом и кончаем с Богом.

У Нила Синайского я прочитал потрясающую вещь. Он говорит, что человек постоянно должен быть занят, он постоянно должен быть в деле, ибо ум привязывается к делу и не дает ему блуждать там, там и там. Человек, который хочет, как ему кажется, ради духовной свободы и духовного делания вообще ничего не делать и думать, что у него таким образом освободится время для молитвы, то он, в конце концов, оставив дело, богом ему полученное послушание, которое должен исполнять каждый на своем месте, в конце концов, от безделия ум начинает его блуждать там, там и там. В конце концов, он искал свободы для молитвы и через это оставил всякую молитву. Вот почему даже святые отцы, которые, казалось бы, молиться должны были день и ночь, делали так: читали сто Иисусовых молитв, потом плели корзину, плели корзину 20 минут, потом опять делали Иисусовы молитвы, потом опять плели корзину, потом опять творили Иисусовы молитвы. И говорит, душа их радовалась, потому что и дело их, которое они делают, их не утруждало, потому что они быстро его кончали, и в молитве они не утомлялись, потому что она была тоже краткая, всегда молитва чередовалась с трудом. Труд содействовал тому, что тело смирялось и ум собирался вместе и не развлекался через этот монотонный, повседневный труд.

А молитва помогала делать правильно дело и свое послушание. Почему иногда мы сделать ничего не можем, не соображаем или, как мы говорим, «не клеется, не пишется, не сочиняется, не варится, не готовится, не стирается»? А потому, что все это без молитвы. Почему иногда человек становится на правило, оно для него кажется утомительным? Потому что правило, которое мы с вами совершаем, святые отцы советуют дробить. Прочитал канон Спасителя, остановись, что-нибудь поделай. Поделал, через полчаса вернись, прочитай канон Божьей Матери. Опять начинай что-то делать, немножко поделал, вернись, прочитай канон Ангела-хранителя, когда мы готовимся к причастию.

Человек, когда готовится, встает на молитву, к причастию готовится, читает непрестанно канон Спасителя, Матери Божьей, Ангела-хранителя. Канон прочитал, у него уже в мозгу и духовной энергии не хватает, мозги уже начинают уплывать в сторону. Душа молитвы — внимание. Если мы молимся без внимания, значит, нет души у молитвы. И поэтому учитесь в свои повседневные дела вкраплять кратенькие молитвы: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Господи, сохрани семью мою, Богородица Дева, радуйся. Упование  мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый. Троица святая, слава Тебе!» Я прочитал эти молитвы в течение 30 секунд.

Вот так, садясь за компьютер и работая в нем 10-15 минут, можно на 30 секунд и должно прерваться и не забывать о Боге, ибо мы должны с вами помнить страшные слова преподобного Исаака Сирина, который сказал: «Праздный ум — седалище дьявола. Если ум твой не занят Богом, его займет сопротивник Бога, то есть дьявол». Компьютер - значит, сутки в компьютере, ремонт - сутки в ремонте, стирка — сутки в стирке. Какой-нибудь магазин — сутки в магазине, какие-нибудь думы о своем здоровье — сутками об этом. Думай, не думай обо всем этом, без помощи Божьей не сваришь, не купишь, не сочинишь, не напишешь, не сготовишь.

Как Господь сказал, «без Меня не можете творить ничего». А сделали простое дело, как говорит апостол Павел: «Сеющий с благословением, с благословением и пожнет. А сеющий без благословения без благословения и пожнет». Вот я эти слова помню, этими словами думаю. А когда оказался однажды в деревне вместе с мамой, думаю: «Когда в храме, можно взять благословение у своих собратьев-священников. А когда в деревне, у кого благословение брать? Я же целый игумен». Пошел на рыбалку и в шутку родной маме говорю, когда в отпуске был: «Мамочка, благослови». Она меня перекрестила, я поцеловал ее ручку и пошел на озеро на рыбалку. Я в тот день поймал 48 карасей, а до этого было 10-15. На второй день отправился, думаю: «Она меня должна слушаться, я же целый игумен. А так ей понравится, что батюшка у нее благословения спрашивает, и она подумает, что она мама и над игуменом имеет целые материнские права». И не стал брать благословения. Поймал 12 карасей, попался рыбохране, а когда стали меня ловить, я в это время быстро начал сматывать удочки и так смотал, что их запутал, и потом пришлось, когда домой пришел, все обрезать, перерезать и все снасти поменять. Они мне сказали: «Здесь ловить больше нельзя». То есть один раз попался, второй раз уже будет неудобно. Я вспомнил слова: «Сеющий с благословением с благословением и пожнет, сеющий без благословения без благословения пожнет». Нет ничего легче сказать что-то, начиная делать: «Господи, благослови». Но это будет дело, посвященное Богу, когда ты о нем вспомнил.

Святитель Филарет, митрополит Московский, говорит: «Знаете, что надо для того, чтобы Бог постоянно, всегда и везде был с нами?» Люди говорят: «Не знаем». И он отвечает: «Надо, чтобы мы были с Богом». А если мы будем с Богом, то и Бог будет с нами. Только будем памятовать о Нем, как памятовала Матерь Божья, будем памятовать о Нем, как памятовали все святые. Будем памятовать о Нем, как памятовал Иоанн Златоуст, который говорил: «Мы призывать должны имя Божье чаще, чем дышим». «Господи, помилуй», потом вздох. На один вздох нам можно одно «Господи, помилуй», и даже два, чаще должны призывать имя Божье, чем дышим. И вот тогда и наше рождение в духе принесет плоды духовные в 30, 60, а у некоторых во 100 крат, ибо Господь нам сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком», - пришел для того, чтобы в нас посеять любовь и чтобы в нас увидеть эти плоды Своей божественной любви. Ибо только «блаженны милостивы, ибо они помилованы» в жизни будут.

От всей души желаю вам начала нового церковного года бодрого, трезвого, ревностного, любвеобильного, с верой, надеждой и упованием на помощь Божью, чтобы, прежде всего, мы исправили наш ум и исправили наше сердце. Только после этого мы исправим наши слова и нашу жизнь, потому что все начинается с ума. Если он посвящен Богу, если он занят божественным, ничто земное, ничто временное, ничто преходящее не сможет всецело наполнить и поработить его, ибо он занят Богом, занят любовью к людям, к церкви и к Богу. И тогда вся остальная суета, ей будет уделено то внимание, которое необходимо для того, чтобы жить, существовать, двигаться. Все остальное внимание, силы, энергия пусть будет посвящено Богу и духовной жизни, о которой нам Сам Господь сказал: «Ищите прежде  Царствие Божье, все остальное приложится вам». Аминь!

Игумен Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция