Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Всех вас, дорогие возлюбленные Господи, братья и сестры, сердечно поздравляю с этим великим мироспасительным праздником Воздвижения Креста Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Однажды святитель Григорий Богослов сказал: «На Кресте совершилась Божественная справедливость: древо было исцелено древом». О каком древе идёт речь? О древе познания добра и зла, к которому простёр незаконно свою грешную руку Адам и тем преступил заповедь Божью. И вот древо исцеляется древом. Каким древом? Крестом Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Христос всё воздал нам и всё исцелил то, что испортил, и то, чем нагрешил Адам. За руку, неправедно простёртую к древу, Христос простёр руки на Кресте. За желание незаконной сладости Христос вкушает желчь. За желание неправедной славы вне пути Божия Христос терпит бесчестие. За худое владычество Христос принимает уничижение. За смерть Адама Христос вкушает Сам собственной смерти ради исцеления Адама. Вот так нам говорит святитель Григорий Богослов, что сотворил ради нас Господь наш Иисус Христос.
Ибо Иоанн Богослов так нам и говорит: «Так возлюбил Бог, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». И однажды Златоуст говорит такие слова: «Какое ради нас не совершил чудо Господь наш Иисус Христос: и ходил по водам, и умножал хлебы, и исцелял прокажённых, и слепорождённых, и воскрешал мёртвых, сына вдовы Наинской, какого только чуда не сотворил Господь ради нас. Но самое большее чудо, которое сотворил Господь – это вкушение смерти ради нас, человек, и ради нашего спасения. Как живой, непостижимый, бессмертный Бог становится простым, маленьким, смертным человеком? По любви, ради того, чтобы смертью исцелить смерть. Ради того, чтобы правда Божия и грехи всего мира взять на себя, ибо так нам пророк Исайя говорит: «То язвлен был за грехи наши и мучим был за беззаконие наше. Наказание мира нашего… язвою его мы все исцелились».
Как понять – «язвой его мы все исцелились»?
Когда заходит речь о спасении, о Кресте Господнем, об этой искупительной жертве, то здесь, конечно, кроме Священного Писания надо знать какие-то толкования, аналогии, сравнения, чтобы как-то дошло, ради чего и благодаря чему мы с вами спасены, живём, веруем и имеем надежду вечной жизни, и что, собственно, за спасение даровано нам самим Богом. Однажды мне пришлось читать некую аналогию, которая хоть немножечко, но даёт нам или, во всяком случае, даст нам представление об этом спасении.
В средние века одна страна напала на другую. Одно войско было слишком слабо, другое слишком сильно. Надежды не было на спасение. И вот один из самых отчаянных, мужественных, доблестных воинов маленькой страны, которая должна была неминуемо в этом сражении погибнуть, предпринял следующий отчаянный шаг: когда они сошлись в смертной схватке стенка на стенку, когда они шли шеренгами друг на друга с выставленными друг против друга копьями, то этот герой, богатырь, отчаянный смельчак, который шёл в первой шеренге, внезапно бросил копьё, бросился на вражеские копья, распростёр руки вот так, и чтобы десять копий успел схватить вместе, которые были направлены и устремлены в его грудь, живот, во всё его тело. И эти копья в нём увязли. И можете себе представить образовавшиеся десять человек, которые остались без копий. В эту брешь ворвались опытные воины и стали всех рассеивать, молотить, колотить, убивать. То есть вот эта брешь позволила им рассеять ту шеренгу, которая, казалось бы, была неприступна. Они должны были один на один погибать. А тут один десять других воинов взял на себя, и в конце концов благодаря вот этому самоотверженному шагу, этой смелости, этому отчаянному поступку ради своих братьев, ради своей страны, ради любви, в конце концов это маленькое войско благодаря такому мужеству, такой отчаянной борьбе победило.
Вот так и Христос: он взял внутрь Себя болезнь, грех, наказание всего мира. И тот, кто имеет возможность, и тот, кто имеет желание быть со Христом, просить у Него прощения, исправлять свою жизнь, того Бог уже не наказывает, потому что Один уже был наказан за всех. И поэтому сейчас в мире действует закон; не правосудие, а закон милосердия, потому что правосудие уже совершилось над одним Христом. «Язвой Его мы все исцелились» – говорит нам пророк Исайя. И апостол Павел нам также об этом свидетельствует, о том, что Христос наказание всего мира понёс на Себе, чтобы потом уже иметь возможность и право миловать кающихся грешников.
Рассказывают о матери одного солдата, который во время войны в армии Наполеона совершил какой-то проступок и был приговорён к смертной казни. Отчаянная мать приходит к Наполеону и просит его о помиловании. И тогда он говорит: «Ваш сын за военный проступок достоин смерти». И тогда она говорит: «Я пришла к Вам как к царю, прося не справедливости, а прося милости, потому что миловать может только царь». Он понял мудрость этой женщины и понял, что, действительно, только царь, только император может судить не по справедливости, а по милости, – и смертная казнь была заменена ссылкой. То есть даже цари имеют право миловать.
Тем более право миловать появилось у Бога после того, как Христос принял наказание за каждого из нас и вместо нас. И вот возникает тогда по жизни у любящих сердец такой вопрос: из богослужебных текстов: «Что воздам о всех, яже воздади ми?». Что же можем воздать, когда мы живём ценой вот этой смерти, ценой вот этого мужественного поступка. Как тот воин поступил, спасая своих собратьев. Как же тогда благодарно должна ощутиться эта память?
Многие во время Великой Отечественной войны, когда были такие случаи – солдат закрывал солдата или офицера своей грудью, или шёл на дзот, или первый врывался в окоп и умирал за своих товарищей, и был такой обычай: детей, которые потом рождались у них, называть в честь имени своих погибших боевых товарищей. То есть вот так они выражали как могли свою благодарную память. Так поступали простые неверующие люди, но имеющие благодарность сердца и чувство долга, благодарной памяти.
Вот и мы те слова Христа Спасителя, те заповеди, ту любовь Бога должны выражать реально. Не просто как-то абстрактно и чисто где-то на уровне каких-то мыслей. Она должна выражаться на уровне поступков, о которых апостол Иаков говорит: «Вера без дел мертва». И если Господь распялся за нас, то неужели мы не можем, как говорит нам апостол Павел, распять плоть свою со страстьми и похотьми.
Многие люди говорят: «Нет времени». Нет, не нет времени – нет любви, нет желания. Вот даже у рабочих людей, которые должны вставать в семь утра, может быть даже в полседьмого, может быть даже кто-то в шесть часов утра, – днём действительно очень и очень сложно найти время для сугубой, отдельной, личной молитвы перед иконой. Мы должны и можем молиться в течение всего дня, и это есть у нас такая возможность – мысленно на работе, по дороге, в метро. Но должна быть ещё сугубая молитва, о которой Господь сказал: «Войди в клеть твою, затвори дверь твою и помолись Отцу твоему». И вот каждый из нас, если бы была искренняя любовь к Богу, за полчаса до того времени, когда зазвонит твой будильник, чтобы начался твой рабочий день, начался вообще твой день, вот сделай так, чтобы привычное время, в которое ты встаёшь, начиная свой день, чтобы этот день начинался на полчаса раньше ради Бога, ради того, что ты эти полчаса посвятишь Ему и своей собственной душе. Вот это и будет сораспятие со Христом и ради Христа, и так будет показываться любовь к Нему, потому что всё начинается с благодарной молитвы к Богу. И вот эта молитва сораспятия со Христом откроет нам и другую возможность, даст нам и другой ключ, даст нам и другой фундамент. Когда мы готовы ради Бога пожертвовать своим сном, который сладок особенно под утро, когда мы все говорим (или многие из нас, во всяком случае я так делаю, грешный, перед вами каюсь), что когда зазвенит будильник, кажется – ну вот ещё десять минут полежать, ну вот ещё десять, пятнадцать минут вздремнуть – вот это вообще… это такие даст силы, это там необходимо, ну никак без этих пятнадцати минут невозможно, ну я умру, если я тут же возьму и встану; вот надо полежать, повернуться туда, сюда – вот я такой. А вот как сделать так, чтобы просто взять и встать и пожертвовать этой слабостью? Когда человек начнёт себя понуждать, и привыкнет, и поймёт, что надо жертвовать, надо подвязаться, надо терпеть, надо переступить. Когда человек привыкнет в этом малом… а Господь так и говорит: «Верный в малом верит и во многом», тогда ты и на жизнь будешь смотреть не как на сладость, а ты на жизнь будешь смотреть как на испытание, потому что вся наша жизнь – это испытание.
Один святой сказал: «Многие люди считают, что наша жизнь – это белый лист с небольшими вкраплениями чёрных пятен, которые люди хотят побыстрее вывести из своей жизни, чтобы не было этих чёрных пятен. А наша жизнь – это чёрный лист с небольшим вкраплением белых пятен, за которые надо Бога благодарить, и тогда эти белые пятна благодарностью будут расширяться». Чёрные пятна мы с вами не выведем. Иллюзия. А вот за белые благодарить, чтобы белые вообще перекрыли черноту, перекрыло то, что есть негативного в нашей жизни.
Потому что святитель Феофан затворник Вышинский нам говорит: «Все люди без исключения несут кресты». Все: и верующие, и неверующие, и богатые, и здоровые, и с деньгами, и без денег – все несут кресты. Но, говорит он, лучше нести кресты разумно, спасительно, потому что все терпят, ропщут, ненавидят, злятся, и этот крест болезней, непонимания, безработицы, безденежья – а он не во спасение, когда он с ропотом. И наоборот, тот, кто ропщет, он несёт крест разбойника безумного. «Я тебя, Господи, просил о том-то, о том-то, о том-то, о том-то. А если ты Бог, почему ты этого мне не сделал?» Как безумный разбойник говорил: «Если ты Бог, спаси Себя и нас». Весь мир так вопиёт: «Где ваш Бог? Я прошу уже двадцать лет одного и того же, и Бог меня не слышит. Уже ропот, не хватает терпения, не хватает всё предать воле Божией. Как нам сам Христос показал: «Господи, да минует Меня чаша сия, но не Моя воля, но Твоя да будет». И вот так человек, безропотно несущий крест свой, для такого человека крест не становится уже крестом, потому что кто-то из мудрых людей сказал: «Скорбь кончается и проходит тогда, когда человек до конца принимает её. И вы будете умирать до тех пор, пока вы будете бояться смерти».
Но есть ещё и третий крест – Крест Спасителя, Который страдал не за Свои грехи, Который нёс крест любви. Это крест божественный, который иногда люди тоже несут, ухаживая за своими престарелыми родителями или родственниками, за своим сыном или дочерью инвалидом. Это всё тоже крест, но только крест не за грехи, это крест любви, который становится Крестом Спасителя и даёт тоже человеку духовную радость и даёт ему новые и новые силы, о котором старец Паисий Афонский сказал: «За самоотверженную любовь Бог даёт двойное здоровье».
И поэтому не случайно вдруг за радостным праздником Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, которым и с которого начинается весь предстоящий духовный год, вдруг, не пройдя недели, врывается в нашу жизнь, казалось бы, не в богослужебной схеме, праздник Крестовоздвижения. Для чего? Почему? Откуда? Потому что следующее библейское событие после Рождества Богородицы было введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, потом Рождество Спасителя, потом его Крещение, Сретение, – и так пошёл весь богослужебный круг, вся история нашего спасения. А откуда Крестовоздвижение тут же, сразу после праздника Рождества Богородицы? Зачем? Почему? Для чего? А чтобы каждому из нас в самом начале строительства здания нашего спасения, строительства здания нашей души показать: вот фундамент нашего спасения, нашей жизни. Христос по любви распялся за каждого из нас. И мы Бога так должны полюбить, чтобы ничего для Него и ради Него не было жалко. А если ничего не будет жалко ради Него, ничего не будет страшно ради Него, тогда это и есть ключ к тому, чтобы любая скорбь нам скорбью не казалась, потому что если мы готовы ради Бога умереть, то что такое нездоровье, неприятности, клевета, безденежье, безработица. Что это такое, если человек ради Бога готов отдать свою жизнь, как Христос отдал за тебя и за меня. Тогда любая мелочь в нашей жизни может превратиться и стать великой благодарностью по отношению к Богу. Вот для чего этот праздник в самом начале – чтобы мы помнили слова Христа Спасителя: «Кто любит Меня, тот возьмёт свой крест и последует за Мной».
Дай Бог, чтобы у нас был не просто крест на шее – чтобы он был разумным, ради Бога, во славу Божью, с благодарностью. Тогда это не будет восприниматься каким-то наказанием, мщением, какой-то скорбью, неприятностью, потому что наказание – слово «наказ». И знаменитый философ и математик Блез Паскаль однажды сказал: «Если бы Бог по временам нас не укладывал на лопатки, нам бы некогда было посмотреть на небо». И Богу в тысячу раз важнее спасение нашей души, чем наше благополучие и здоровье. Ему важнее спасение нашей души, потому что порой в благополучии, и в долгоденствии, и в благоденствии человек не благодарит Бога, забывает о Боге. Дай Бог, чтобы у нас всегда были поводы к благодарению Бога, чтобы мы несли по временам свой крест… а это есть у всех людей: когда-то мы несём и крест разбойника безумного, когда-то – разбойника благоразумного. И дай Бог, чтобы мы почаще несли крест Христов, крест любви, крестоношение ради любви к нашим родным и близким. И дай Бог, чтобы этот крест преобразовался потом в духовную радость, как приходит радость на всенощное после чтения Евангелия, когда мы в этот день Крестовоздвижения поем «Воскресение Христово видевшее…»
Вот так и в нашей с вами жизни. За крестом, если мы пронесём его с благодарностью, и с верой, и с преданностью, и с верностью, обязательно за Голгофой будет Воскресение, обязательно за смертью будет жизнь, обязательно за распятием будет вознесение на небо. Вот дай Бог, чтобы мы с вами несли крест как фундамент, крест как опору, крест как ключ, которым открываются врата райской жизни.
Аминь.
Игумен Мелхиседек