Главное

Расписание богослужений

21694_pВо имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Не хлебом одним будет жить человек, — сказал Господь в Евангелии, — но всяким словом, исходящем из уст Божиих» (Мф.3:4). День памяти святаго апостола и евангелиста Луки совпал с сегодняшним воскресным днем. На литургии мы слышали притчу о сеятеле. Она нам указала, что лишь четвертая часть Слова Божия произрастает в душе и жизни человека. Мы слышали, как Слово Божие производит разное действие в душах наших. Слово слышат все. Для некоторых оно подобно посеянному при дороге, это для тех, у кого перед глаза­ми мелькает жизненный калейдоскоп: одни события сменяют другие, одно начатое перетекает в другое. Такой человек пребывает в потоке непрестанной информации: узнавании новостей, событий, случаев, сплетен, пересудов, обсуждении политических событий. Он в бесконечной заботе о прокормлении себя, о своем здоровье и прочих нуждах, отбирающих у этого человека все время. К сожалению, человек этот забыл слова Господа о том, «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мф. 16:26), или соберешь все богатства мира, но душу оставишь пустой – нет тебе в этом никакой пользы. Мы должны внимательно посмотреть на себя: похожи ли и мы на тех, в ком семя Слова Божия посеялось при дороге, не прибываем ли и мы в такой же бесконечной суете? Сколько времени уделяем своей бессмертной душе?

Некоторые люди жалуются, по их обстоятельствам нет времени читать Евангелие. Старцы Оптинские заповедуют нам в день читать не менее одной главы Евангелия. Присмотритесь внимательнее, сколько времени требуется на прочтение одной главы Евангелия, — пять, семь минут, так неужели в течение дня человек не может найти на это время. Если это так, то значит есть серьезные препятствия, и враг рода нашего – диавол «загружает» человека любыми мнимой важности делами, когда на что угодно находится время, но только не на Слово Божие. Значит надо всегда помнить насколько  Оно важно, ответственно, полезно, поэтому именно здесь возникают такие препятствия. Скорее даже не препятствия, а нелюбовь к Богу, к своей собственной бессмертной душе. Душевная бесчувственность и холодность – итог забывания самого главного в нашей жизни, призвания к вечности. Путь к вечности, совершенству и спасению заключен в словах Священного Писания. Не люди писали Его, они лишь «переписчики» слышанного от Самого Неба, Голос Божий говорил внутри их души, их существа Глаголы неизреченные.

В жизни мы часто стремимся побеседовать с мудрым и опытным человеком, получив какое-либо наставление, считаем этот день важным и не потерянным напрасно. Насколько же выше должно быть стремление услышать Бога. Но к этому надо приложить определенный труд и силы, что подобно добыче алмаза, когда огромное количество руды надо переработать за долгий промежуток времени, чтобы в нем, наконец, отмыть искомое.

Нам, читающим Слово Божие, надо приложить труд, чтобы найти услышать те Слова, которые дойдут до глубины души. Иногда мы читаем и главу, и другую, и мало что нас в этом трогает, но не надо отчаиваться, думать Слово стало бессильно — нет. Господь учит нас: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Матф. 13: 9). Уши не физические. Только уши души и могут услышать, но если они засорены той или иной страстью, то они и не слышат Слово Божие. Бесконечный гам, говор, шум житейского моря, подобно хламу, заглушает тончайший росток Слова Божия. Тогда случается с нами - слыша не слышим. Надо очень стремиться и дорожить тем, чтобы Слово Божие сделать содержанием нашей жизни. Посвящать чтению и вникновению в Евангелие сугубые часы. Какие спросите вы? Утренние. Вы проснулись, умылись, прочитали утренние молитвы и сразу взяли в руки Евангелие, именно через эти строчки Священного Писания Господь сегодня и сейчас разговаривает с тобой, то, что ты услы­шишь в этих строчках сегодня, в твоих ситуациях пригодится. Когда ты не будешь знать, как поступить, вспомни строчки, про­читанные тобой, это и будет таинственная небесная связь твоя с Богом. Все святые жили словом Божиим, дышали этими Небесными Глаголами. Слово Божие помогает избавиться от тех или иных страстей, того или иного духовного повреждения.

В истории нашей святой Церкви описывается следующий случай. Приходит монах, собирающий пожертвования на монас­тырь, в одну воинскую часть, и заговаривает с одним человеком, пре­бывающим в очень печальном состоянии духа. Монах поин­тересо­вался его скорбным настроением, и тогда человек по­ведал краткую историю своей жизни.

95639В молодости он был офицером, продвигался по службе, но, к сожалению, образ жизни, друзья, товарищи, как это нередко бывает, привели его к увлечению вином. Начались запою более или менее продолжительные, так что иногда по шести недель он не являлся на службу. Первое время начальство терпело его, помня прежние заслуги по службе, но, наконец, и этому наступил предел, его разжаловали в солдаты, однако и тогда он не смог остановиться, начальство грозило сослать злополучного солдата в арестантскую роту. В это время один добрый человек посоветовал ему, при возникновении желания выпить, взять в руки Евангелие, которое тут же подарил ему, и читать пока желание не отойдет. Так и стал он делать, сначала это была настоящая духовная битва. По временам недуг одолевал его, в другое время он одолевал недуг, но затем стал замечать: чем больше он читает Евангелие тем страсть к винопитию становится все меньше. Наконец произошел переворот в душе, тяга вовсе оставила его, и стал он благодарить Бога, что совсем спившемуся, последнему человеку даровал Он новый шанс новый подход к жизни, когда произошло возрождение. Тогда он дал Господу обещание не ложиться спать, не прочитав всего Евангелиста, а это уже подвиг, труд, даже самое краткое Евангелие от Марка требует для прочтения полтора или два часа. Такой подвиг взял на себя человек. Если что-то случалось, и он не мог читать сам, то просил супругу читать над ним. Вот уже восемнадцать лет страсть винопития не мучает его.

Для каждого из нас это некоторая подсказка, у каждого свои недуги, страсти, как надо стремиться к Слову Божию и наполнять им содержание души. Но слова Священного Писания могут лежать в нашем уме подобно песку, насыпанному в мешок, если не стараться довести до жизни то, что нам открыто, т.е. не стремится сделать Слово Божие живым. Надо помнить, то, что мы услышали это не просто так, а услышали от Самого Бога. Как же будет печально обмануться, и сказанное Богом лично для нас, пропустить мимо своих ушей, мимо своей души, а подумать, что сказано это кому-то, но не лично нам. Надо молиться, чтобы Слово Божие стало живо в нас и принесло плоды духовной жизни.

Что для этого необходимо? Не только читать Священное Писание, но и руководствоваться толкованиями святых отцов, как они объяснили то или иное место Священного Писания. Слова нашего Спасителя надо учить наизусть. Некоторые скажут, я уже старый человек, память моя ослабела, какая мне теперь учеба. Такой человек говорит не по Божии. Все последователи, шедшие за Господом именовались учениками, и если ты не хочешь учиться то ты не последователь Христов, каким бы именем ты не назывался. Учиться мы должны до самой смерти, Слово Божие не имеет конца и предела. Постараемся с сегодняшнего дня положить начало в этом труде.

Слово Божие может являться определенной формой молитвы друг за друга. Ап. Иаков говорит: «Молитесь друг за друга, да исцелеете». (Иак. 5,16). Многие духовники замечают, людям новоначальным бывает иногда трудно читать каноны, псалтирь, и советуют читать за пьющего мужа, за детей наркоманов, за всех близких, которым мы желаем спасения, главу Евангелия, так обращаясь ко Спасителю: «Спаси, Господи, и помилуй (имярек), спаси его от всяких бед и на­пастей, просвети его светом Евангелия Твоего». Читая одну главу другую, чем больше, тем лучше; эта благодать, эта святыня, по принципу сообщающихся сосудов, будет совершенно очевидным образом распространяться и переходить на того человека, за которого мы молимся.

В моей жизни был такой потрясающий случай, подтвержда­ющий действенность, живость, полезность и спасительность чтения Слова Божия.

В Оптиной пустыни одна раба Божия после исповеди рассказала свой жизненный случай. «Жили мы с супругом первое время нормально, начало у всех бывает, как правило, хорошим, но потом оказалось, что он изменяет. Сначала в это не хотелось верить, но совершенно очевидные факты подтвердили это. Все это казалось настоящей трагедией, было непостижимо невыразимо, как можно было любовь, доверие, дружбу таким беззаконным образом попрать, растоптать, вменить ни во что. Когда в таком состоянии я попала в монастырь, один батюшка посоветовал читать за него главу Евангелия, чтобы он вразумился, и дал такой совет; если муж вернется с покаянием, то обязательно простить».

Простить потому, что у самих нас не бывает все гладко, даже если не делом, то, уж во всяком случае, изменяли блудными нечистыми мыслями, фантазиями, т.е. у нас самих душа тоже не до конца чиста. Василий Великий предостерегает жен христианок от окончательного разрыва, развала, пусть даже подверженной повреждению, семьи, потому что мужеское естество, — говорит он, — имеет к этому некоторое извинение, что абсолютно недопустимо для женщины-христианки. Такой совет дает Василий Великий: начать заново.

«Начала я читать, сначала было ничего не понятно, особенно Евангелие от Матфея, но продолжала, а, дойдя до Евангелия от Иоанна, начала для ускорения процесса читать по две главы. Что же Вы, батюшка, думаете? Прочитав последнюю главу от Иоанна, слышу звонок в дверь, стоит мой муж, опустив голову, и смиренно просит простить его и принять в дом».

Помоги нам всем, Господи, иметь такое дерзновение и молит­венное упование, такую решимость и верность, которая при­ведет нас к достижению настоящей цели нашей жизни, к вечному спасе­нию. Аминь.

Игумен Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция