Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня, возлюбленные о Господе братья и сестры, мы слышали дивное повествование Господа нашего Иисуса Христа о том, как Он исцелил женщину, страдающую тяжким недугом. Мы слышали дивные слова, которые ободряют каждого из нас: Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя. Вот и мы не должны изнемогать в наших тяжких недугах, в наших скорбях, бедах, напастях и различных искушениях и, самое главное, в тех внутренних крестах, которые несёт каждый из нас.
Если не у всех нас бывают внешние скорби, то во всяком случае внутренние скорби есть у всякого. Об этом говорит нам преподобный Макарий Оптинский: уныние, печаль, тягота, нежелание ни молиться, ни поститься, ни делать добрые дела, окамененное нечувствие, неимение страха Божия и памяти смертной — это является нашими внутренними крестами и внутренними скорбями, которые несёт каждый человек, и не может с собой ничего сделать. Тогда наше сердце вдохновлять должна вера в то, что это временное явление, что это испытание. Мы по своей греховности, по своей внутренней духовной болезненности лучшего пока недостойны и к лучшему пока не готовы — чтобы дух наш горел, чтобы у нас всегда была радость в душе, и чтобы мы всегда готовы были совершить любое дело с радостью, с вдохновением, не считаясь ни со своим временем, ни со своими болезнями, ни со своим самолюбием и эгоизмом. Это свойственно людям, уже очищенным покаянием, живущим в духе и вере, в надежде на Бога.
Для нас, ещё не имеющих этой горячности духа, не имеющих дерзновения о Боге, необходимо всегда жить с надеждой на то, что было бы только желание, было бы только искреннее стремление к Богу, чтобы совершить Его волю здесь, на земле, Господь всё остальное приложит и дарует силы, которых нам часто в жизни не хватает. Только бы мы помнили: дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя.
Много-много лет страдала женщина кровотечением, т.е. изнеможением силы, потому что кровь есть сила, источник жизни, который несёт питание всему телу. Вот так и вера наша несёт питание всей душе. Если вера слаба, она тоже кровоточит, уходит из нашей жизни, из нашей души. Мы теряем самое главное, теряем жизненную кровь, которая оживляла бы весь духовный наш организм.
От чего рождается вера? Она рождается от искренней молитвы, от размышления над делами Божиими, от слышания слова Божия, от чтения Евангелия, от тех небесных и Божественных слов, которые нам оставил Спаситель. Он Своей жизнью свидетельствовал о той истине, что тако возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Вера рождается от желания, от надежды сподобиться вечных грядущих благ, которые обещаны каждому верному христианину. Господь сказал: всякий верующий в Меня если и умрет, то оживет. Всякий верующий в Меня не погибнет, но будет иметь жизнь вечную. Вера, — говорит апостол Павел, — от слышания, а слышание от проповедующего, и как уверуют, если не услышат. И поэтому надо питать себя словом Божиим, Божественными и небесными словами, чудесами и боговдохновенными событиями в истории спасения нашей души.
В сегодняшнем Евангельском повествовании мы ещё раз услышали о чуде воскрешения из мертвых. Господь пришел в дом Иаира, у которого умерла 12-летняя дочь. Некто подошёл к Иаиру, Священное писание не называет этого человека, и говорит ему: Не утруждай Учителя, дочь твоя уже умерла. Вот этот некто — дух злобы, противник, враг рода человеческого, который и нам постоянно шепчет в уши: дочь твоя умерла, не утруждай Учителя. Дух злобы внушает каждому из нас: «Зачем эти бесконечные службы, зачем эти праздники, зачем эти посты, зачем сорокоусты и псалтирь ты никому не нужна, и Бог тебя не слышит. Если дочь остаётся такой же, если сын или муж остаются такими же — это всё бесполезно и бессмысленно, можно жить как все». Этот дьявольский голос если и не каждый день, то во всяком случае испокон веков соблазняет род христианский. Господь увидел этого врага, который пытается лишить человека источника жизни — веры, познания Бога и жизни духовной. Увидев эту борьбу в душе Иаира, который уже готов был оставить свой молитвенный вздох ко Спасителю, Господь говорит ему: Не бойся, только веруй, и спасена будет.
Вот этот голос Божий: Не бойся, только веруй — должен звучать в нас до последнего нашего издыхания. Если мы пришли к вере, если мы принесли искреннее покаяние, если мы что-то начали в своей духовной жизни делать, если мы начали шаг за шагом двигаться по пути духовной жизни, — никто из нас пусть да не строит иллюзий, что всякая его молитва, всякое его прошение будет тут же мгновенно исполнено. Дело в том, что сосуд души нашей, в который бы изливалась Божественная благодать, готовая придти на помощь всякому человеку, к сожалению, ещё весь дырявый, ещё весь в заплатах грехов наших, от которых нам дай Бог когда-нибудь, хоть при конце нашей жизни, отстать.
Когда мы будем на пороге вечности, мы от полноты своей души поймём, что смерти больше нет, что в этом только и смысл жизни, когда человек живёт вечностью, когда человек живёт не последним куском хлеба — вот в этом человек может найти и радость, и мир, и счастье, и внутреннее удовлетворение. Когда не сам кусок этот где-то съест, а поделится этим куском с другими.
Всё, что выпадает человеку с неба — он должен знать, что это не его личное, но Господь хочет, чтобы человек стал руками Божиими. Господь через людей творит добрые дела, через людей приходит на помощь. Надо этот голос Божий всегда слышать, как Сам Господь услышал голос Иаира, который звал Его на помощь. Господь оставляет всякое дело, которое Он мог бы делать в этот момент, и спешит ему на помощь. Вот и мы должны брать пример со Спасителя, спешить на ту помощь, которая в меру наших сил и возможностей. У каждого они свои, только было бы желание, стремление, и горение духа не оставляло бы каждого из нас. Надо помнить о том, что если у нас есть силы, если есть возможности и средства те или иные, прежде всего душевные, то мы должны приходить на помощь людям. Не в том дело, кто и сколько даст, ты можешь дать миллион, но ты потом пожалеешь, и жадность твоя не даст тебе покоя, и будет где-нибудь сомнение приходить, так ли мы поступили, а может, много дали. Сколько бы ты ни дал, но если ты об этом пожалел, то — мы знаем, что покаяние в грехах перечеркивает грехи, — и покаяние в добрых делах тоже перечеркивает добрые дела. Если мы что-то пожалели, подумали: может, на себя надо было потратить это время, тогда мы можем потерять всё то, что нам Господь дал сотворить в этой жизни, чтобы мы через это прежде всего изменили душу свою. Мало того, но Господь ещё за доброе дело, за изменение души человеческой готовит венцы и награды, как символ справедливости, потому что Бог есть любовь и Бог есть справедливость.
Когда мы думаем, что многое уже безнадёжно, что умерли уже эти отношения, умер для нас этот человек, потому что он враг, потому что он клеветник и недоброжелатель, — тогда совершается страшная трагедия в жизни человеческой, когда один человек может умереть для другого из-за нашего неразумия, из-за нашей нелюбви и бесчувственности. Господь привёл человеческую душу к жизни, и эта душа уже умереть не может, она только засыпает, как заснула дочь Иаира. Если мы думаем, что умерла дружба, и любовь, что человек умер душой, потому что он погряз в грехах: в пьянстве, в блуде, в наркомании, во лжи, в жадности — никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя думать о том, что всё уже бессмысленно, всё окончательно и бесповоротно. В этом нас обличает Евангельское слово, которое говорит: не бойся, только веруй, и спасена будет. Сколько лет надо молиться, может быть, пять, может, десять, может быть, больше, но под конец жизни даром ни одна молитв, ни одна материнская слеза не пройдёт. Хоть под конец жизни, хоть на смертном одре, но у человека есть надежда на спасение, потому что Господь нам сказал, что всякий, кто призовет Имя Господне, спасется.
Есть одно дивное повествование из нашей церковной истории, которое именуется «Покаявшийся разбойник». Там говорится о некоем 30-летнем юноше, который вырос в христианской семье, которого мать воспитывала в любви, в вере, водила в храм Божий, причащала Святых Таин Божиих. Он рос обыкновенным христианским ребёнком. Дело было до революции. Когда он пришёл в возраст, то поступил учиться в университет. Веяние тогдашнего революционного юношества, желавшего осчастливить народ, сделать всех свободными, даровать равноправие, мнимое материальное благополучие — этот революционный вихрь закрутил этого юношу и его окружение, так что мало-помалу начали совершаться дела беззакония. Начали отнимать имущество, как им казалось, у богатых, и раздавать бедным. Сначала это делалось, казалось бы, по справедливости, а потом пошло просто всё ради наживы, потому что человек переступает через закон своей совести, тогда у него отнимается ум, и тогда уже творятся беззакония в этом безумном угаре человеческих страстей.
Дело дошло до крови, до бесконечного разврата, до бесчисленных смертей полицейских, чиновников, видных политических деятелей. Но русская пословица говорит: как верёвка не вейся, а конец всё равно будет. И суд Божий над каждым человеком рано или поздно, если и не в этой жизни, то в той достигнет до человека, и рука Божия достигнет до каждого человека. Так и закончились бесчисленные беззакония этого человека. Он предстал перед судом справедливости — перед человеческим судом, который за бесчисленные убийства приговорил его и всю группу друзей к смертной казни через повешение. Родная мать, когда узнала о решении суда, и что изменить уже ничего нельзя, приходит к прокурору, который вёл это дело, и обращается к нему с письменным прошением, чтобы к сыну в камеру передали икону, Евангелие, святую воду и просфору. И вдруг она в этом прокуроре в звании полковника узнаёт своего школьного друга. А но в этой несчастной матери узнал некогда любимого человека. Между ними завязался разговор, вспомнилась молодость, все те добрые страницы их жизни, их дружбы, и они вместе скорбели сердцем и душою о том, что уже ничего невозможно сделать для её сына. И тогда она, обращаясь к прокурору, сказала: «Сергей, если тебе позволяет твой служебный долг, если ты можешь, то, я тебя прошу, передай в камеру вот эти вещи: икону, Евангелие, просфору и святую воду. Он сказал, что всё это возможно, невозможно только свидание. Все эти вещи были переданы в камеру этому несчастному человеку. И потом мать спросила, что он с этим сделал. Охранник сказ ал, что он всё это сложил в угол и даже не притрагивается. Тогда мать накануне казни своего сына идёт в храм божий и там перед иконой Царицы Небесной молится со слезами, чтобы Матерь Божия имиже веси судьбами привела к покаянию её сына, чтобы он не умер позорной казнью преступника на виселице, но чтобы Матерь Божия вразумила его.
На следующее утро, когда пришли за этим несчастным человеком, чтобы привести приговор в исполнение, то они увидели, что в камере лежит уже мёртвый человек. И нашли записку, где было написано: «Мама, на следующее утро, когда я предстану перед людьми и буду повешен как последний беззаконник, как отверженный человек, знай, что душа моя примирилась с Богом. Когда я увидел ту икону, которая висела у моей детской кроватки, я вспомнил твои молитвы. Теперь я ухожу примиренный с Богом». Там было ещё много написано. Но суть в том, что то зерно веры, родительской любви, материнской молитвы никогда не проходит и не канет в вечность, но всегда принесет пользу детям и тем людям, за кого приносятся эти молитвы. Так что даже в самый последний момент возможно спасение души человеческой. Только бы всегда мы помнили эти слова Божии, эти Евангельские призывы: дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя; не бойся, только веруй, и спасена будет душа, спасена будет жизнь человеческая, спасены будут все те люди, за которых молится наша душа, наше сердце, ум и всё существо, проникнутое верой, любовью и надеждой. Аминь.
Игумен Мелхиседек