Главное

Расписание богослужений

0_57f99_19337995_XLВо имя Отца и Сына и Святаго Духа. Святая Матерь наша церковь празднует ныне Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, когда Ее, трехлетнюю отроковицу, привели любимые родители Иоаким и Анна в Иерусалимский храм, построенный царем Соломоном, чтобы принести жертвы, благоприятные Богу. И первосвященник Захарий, отец Иоанна Предтечи, увидев юную отроковицу, о которой ему было открыто Духом Святым, что это избранный сосуд Божий, спускается по ступеням храма, берет Ее за руку и начинает вводить в храм Божий.

Священное предание нам говорит, что в храм Божий вели 24 ступени, и девы, которые жили при храме Иерусалимском, вели отроковицу, сопровождая ее свечами. На каждой ступени пелся краткий псалом. И до сих пор, когда мы с вами читаем Священное Писание, Божественную книгу псалмопевца Давида, 18 кафизма как раз и есть те самые 24 псалма, которые воспевались во время восхождения Матери Божией, движимой Духом Святым, по 24 ступеням Иерусалимского храма. Первосвященник не только ввел Ее в сам храм, но ввел Ее и в Святая Святых, туда, куда он сам имел право только один раз в год входить; в это особое, посвященное Богу пространство, где хранились: жезл Аарона прозябший, манна Завета и скрижали святаго пророка Божия Моисея - величайшие святыни Ветхого Завета.

 

И там Матерь Божия, как говорит нам Предание, воспитывалась в посте, в молитве, в рукоделии, в богомыслии, питаемая ангелами небесными, и после 15 лет была вручена святому праведному Иосифу, чтобы потом, со временем, от Духа Святаго и Марии Девы родился Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос. Мы с вами знаем, что Бог не в рукотворенных храмах живет. Почему же в Ветхом Завете была только одна скиния на весь израильский народ, был только один храм Соломона, в котором первосвященник и богоустановленные иереи могли приносить Богу кровавые жертвы, искуплять во оставление грехов богоизбранного народа? Почему было много училищ Священного Писания (они назывались синагогами), но только один храм был на весь тогдашний мир?

Это все были прообразы, чтобы показать, что только Единая святая соборная апостольская православная церковь является единственно истинной на земле. Это были прообразы, показывающие на дело нашего спасения. И Матерь Божия приводится не куда-нибудь, а именно в храм, потому что только в храме возможно преображение и изменение человека; только в храме Божием, где благодать Святого Духа дышит, просвещает; где особое место присутствия Божия. Ибо Господь нам в Евангелии так и сказал: «Кто клянется жертвенником, тот клянется им и пребывающим на нем. Кто клянется храмом Божиим, тот клянется им и Живущим в нем». Из этих слов мы видим, что храм – это особое, непостижимое, сокровенное присутствие Самого Бога.

Однажды я был в старинном византийском храме, который на 3 года старше самой Софии Константинопольской. Красивый, великолепный храм, украшенный фресками и мозаикой, и над входом в этот храм была следующая надпись: «Здесь маленькое пространство Того, кто выше и больше всякого пространства». Вот как мыслили мудрые люди, что такое храм: особое, благодатное жилище Живого Бога, данное людям для того, чтобы мы могли, в первую очередь, в храме, через покаяние, через очищение изменить, прежде всего, самих себя, и через очищение нашего сердца соединиться с Богом. Однажды одному философу, который смотрел на этот несовершенный мир, пришла в голову мысль: какой же злой этот мир, надо его изменить. И он сказал: «Мне надо всего лишь 7 лет, и я изменю этот мир». Познакомился с главами государств, с политиками, стал преуспевающим человеком в области этики, нравственности; 7 лет везде ездил, говорил, пытался изменить людей – ничего не получилось. Тогда говорит: «Надо мне еще 7 лет, попробую; не мог весь мир изменить, хотя бы свою страну изменю». Начал в своей стране приезжать, встречаться с политиками, с предпринимателями, с учителями, писателями, чтобы люди были лучше, честнее, добрее, искреннее, милосерднее, сострадательнее – 7 лет прошло, страна не меняется. Он говорит: «Да что страна? Может, город свой хотя бы изменю?» Там 7 лет ходит, объясняет всем, ничего не получается. Тогда говорит: «Не могу город свой изменить, хотя бы жену свою изменю; на это мне, наверное, 7 недель хватит». Молился, объяснял ей, как надо жить, как себя надо вести. 7 недель прошло – а жена какая была, такая и осталась. Тогда он говорит: «Нет, наверное надо начать с самого себя». Начал изменять себя,7 лет прошло, а ничего не получается. Евангелие читает, святых отцов читает, дела милосердия делает, проповедует, миссионерствует, одевается, как полагается, постится, молится, но не причащается. Потому что это единственное отличие истинной церкви от других каких-либо собраний, которые называются как угодно: они называют себя церквами, храмами, апостольскими собраниями, общинами.

Единственное, что отличает православную церковь – это наличие в ней чуда Святого Причащения, когда человек убеждается, что обчитайся, обмолись, но если ты не в церкви, если ты не с Богом, если ты без благодатного таинства Евхаристии, которая только в апостольской православной церкви совершается, человек не может сам себя изменить, даже если очень этого захочет. В благодати Святого Духа меняются люди, и как они должны меняться, как может измениться человек, живущий таинствами и благодатью, и святым причастием?

Жили два друга, у каждого из них было по хибарке. Один чуть-чуть за свое трудолюбие накопил денежек и сделал маленькую пристроечку и маленькую мансарду. А другому стало завидно, потому что он был лентяй и тунеядец. И вот все ему как-то было не по себе, что у него чуть-чуть лучше живет сосед. И вот он начал: копает у себя сорняки и все ему кидает под дверь; чистит какое-то дерево, кору ему бросает; очистки какие-нибудь чистит, ему бросает; так что тот ходил, терпел. В один прекрасный день открывает человек, у которого была пристройка, свою дверь и вдруг на пороге – страшное, ржавое ведро с помоями, которое поставил его сосед. Тот посмотрел на это ведро, запечалился, что у него такой сосед. Был воскресный день, пошел в храм Божий, поисповедовался в том, что у него нет доброты, терпения, что у него нет милосердия, сострадания, причастился Святых Христовых таинств, возвращается домой, берет это помойное ведро, выливает эти помои у себя в огороде, чистит это ведро, наполняет его яблоками и приносит на порог своему соседу и стучится. Тот стук услышал и сам про себя подумал: «Ну, наконец-то я его достал, пришел разбираться». Открывает ему дверь с напряжением, тот улыбается и протягивает ему чистое ведро с яблоками и говорит: «Кто чем богат, тот тем и делится».

Вот что может изменить человек при нашем усердии, желании, любви к Богу и храму Божию. И мы с вами в храме Божием должны молиться и просить об одном… Кто-то из мудрых людей сказал: В храм Божий мы приходим не для того, чтобы Богу напомнить, что Он забыл для нас сделать: здоровье, жена, послушные дети, копеечка в кармане, сливки и колбаса в холодильнике; дача, машина, труд, талант и прочее – Бог и так знает, что нам надо для нашего спасения. В храм мы должны прийти не чтобы Бог нас услышал, а чтобы мы услышали Бога, в чем и как должны мы измениться, чтобы стать детьми Божьими; вот что надо видеть, вот что надо слышать, вот к чему надо стремиться. Дай нам все, что мы просим – в храме никого не окажется. Почему? А у меня все есть. Как мои помощники приехали к одному банкиру, он там какие-то копейки дал на Покровский храм, а ему говорят: «А вы Богу молитесь?» А он говорит: «А зачем? У меня все есть». А если тебе какой-нибудь капиллярчик перекроет, и ты с инсультом сляжешь, чего тогда твои гульдены, деньги, доллары, еврики – что там будет-то? Дурак дураком останешься. И сразу вся сила испарится. А все дело в душевной и духовной жизни с Богом, а не только, чтобы все было по жизни упаковано; вот это мы должны знать и настроиться, потому что Господь нам так и говорит: «Ищите прежде Царствие Божие, все остальное приложится вам». И Матерь Божия, праздник Введение в храм Которой мы сегодня вспоминаем, Она возлюбила Бога всем сердцем, всей душой, всем помышлением Своим; единого искала на потребу, и нашла самое главное бесценное сокровище: нашла Бога в Своем сердце. Мы будем помнить слова и завет апостола Павла, который нам всем говорит: «Вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас. Кто растлит храм Божий, того растлит Бог. И вы, как живые камни, устрояйте из себя дом Божий, жилище для Святого Духа».

Мы с вами должны стать живыми камнями для храма Божия, и в 50 псалме, который мы с вами читаем каждый день, надо упор делать на эти слова: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». И когда дух правый обновится в утробе нашей, тогда Бог будет в нашем сердце. Наше сердце, наша душа и наше тело может и должно стать храмом и жилищем для Живого Бога, чтобы люди, глядя на нас, могли сказать на широкое сердце человека: это пространство того, кто выше и больше всякого пространства. Аминь.

игумен Мелхиседек (Артюхин)

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция