В отличие от многих других мировоззрений, наша Православная вера глубоко укоренена в реальных событиях. Церковь исповедует, что в Господе нашем Иисусе Христе Бог стал человеком, во всем подобным нам, кроме греха — и произошло это в определённый момент человеческой истории и в определённом месте.
Поэтому каждому христианину так бесконечно дорога Святая Земля, где воплотился, проповедовал, принял крестную смерть за нас и воскрес из мёртвых Господь наш Иисус Христос. Поэтому не иссякает — а только увеличивается — поток благочестивых паломников из нашей страны, которые хотят увидеть своими глазами места, где совершились спасительные деяния Господа, пройти по тем дорогам, по которым ходил Он, вдохнуть тот же воздух, окинуть взором тот же горизонт.
В наше время путешествовать стало легче — но все равно не все это могут себе позволить. А столетия назад только очень немногие могли отправиться в Иерусалим сами. Но Святая Земля всегда была в сердцах православных христиан; поэтому у нас, на Руси, и возник обычай воспроизводить святые места в храмах и монастырях. Самым масштабным усилием такого рода является Новый Иерусалим под Истрой — Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь, который был основан в 1656г. патриархом Никоном. Во время строительства местам по берегам реки Истры были усвоены библейские названия: Вифлеем, Галилея, Елеон, Гефсиманский Сад и гора Фавор. Даже река была здесь переименована в Иордан. В монастырском Храме была воспроизведена Кувуклия — “царская опочивальня”, гробница, где был погребен и воскрес Господь.
Кувуклия (Гроб Господень) была воспроизведена и на Валааме, в знаменитом Воскресенском Ските. Именно там, на Валаамае, и побывали духовные чада игумена Мелхиседека (Артюхина), настоятеля строящегося Храма Покрова Пресвятой Богородицы. Они и подали отцу Мелхиседеку мысль устроить такую же и в покровском храме. Но будет ли это уместно, ведь как раз в это время восстанавливалась Кувуклия в Новом Иерусалиме? С этим вопросом о.Мелхиседек обратился к Владыке Арсению, Архиепископу Истринскому. Владыка Арсений не только благословил это начинание, но и неожиданно добавил — “еще и место Рождества Христова!”
Вот как рассказывает сам игумен Мелхиседек:
“Все начало складываться задолго до того, как мы решили осуществить эту идею, обо всем заранее позаботился Господь. Приведу конкретный пример. Когда я вернулся в храм и стал смотреть, где можно было бы устроить место Рождества Христова, то я вспомнил, что еще за несколько месяцев до этого ко мне подошел прораб нашего строительства, раб Божий Григорий, и предложил сделать на стене две арки из кирпича — по его мнению, это подчеркивало бы своды храма. Сначала я подумал — если делать арки, то будет труднее делать роспись. Но я все же согласился. И только потом я вспомнил, что в Иерусалиме место рождества Христова тоже находится в арке — в арке находится и место Голгофы. Когда мы послали нашего архитектора — сделать обмерные чертежи Кувуклии, места Рождества Христова, Голгофы, мы обнаружили удивительную вещь — арка над местом Рождества Христова оказалась всего на 10 сантиметров шире, чем в нашем храме, а наша арка над Голгофой — всего на семь сантиметров уже, той, которая находится в Иерусалиме на месте Распятия нашего Господа. Если бы мы начали делать это заранее — мы бы не попали в размер с такой точностью. Даже когда мы делаем все по заранее составленным чертежам, мы всегда получаем расхождение на 10-15 сантиметров... Все мы почувствовали, что это какой-то особый промысел Божий — арки заранее строятся, Владыка Арсений благословляет место Рождества..”
Вскоре начинание благословил Святейший Патриарх Кирилл.
Так в покровском храме оказались воспроизведены наиболее почитаемые святыни Иерусалима и Вифлеема — четырнадцатилучевая серебряная звезда, которой отмечено место Рождества Спасителя, Голгофа, место, где Господь Иисус претерпел Распятие за нас, Камень Помазания, на котором было помазано благовониями Его тело после снятия с Креста, Гроб Господень, Кувуклия и гробница Пресвятой Богородицы.
Почему это так важно, почему так удивительно и радостно, что эти святыни воспроизведены здесь, в Москве? Кто-то скажет — пусть это тщательные копии, пусть они напоминают нам о реальных местах и событиях, но ведь это копии... Это не совсем так. В ГМИИ имени Пушкина находится много копий знаменитых произведений искусства — нельзя сказать, что это бессмысленно, копия, если она верна оригиналу, позволяет составить о нем верное впечатление — но Церковь не есть музей.
В Церкви мы не просто вспоминаем те или иные события истории нашего спасения, мы реально при них присутствуем, они делаются событиями нашей жизни, которые глубоко меняют нас самих. Очень важно, что в церковных молитвословиях так часто повторяется слово “днесь” — “сегодня”. Церковь преодолевает пространство и время, и мы, собравшиеся здесь на молитву, приветствуем Его, Рождающегося в Вифлееме, проповедующего, грядущего в Иерусалим на вольные страдания, мы оказываемся в горнице со Христом и Апостолами, видим Его распятым за наши грехи, погребаем Его вместе с Иосифом Аримафейским, и встречаем Его, восставшего от гроба, с ликующим “Христос Воскресе!”