Главное

Расписание богослужений

211-580x466Всех вас, дорогие и возлюбленные Господи братья и сестры, поздравляем с этим великим праздником, праздником исполнения обетований, праздником исполнения надежд, праздником победы веры, праздником победы жизни над смертью. Праведному Семиону было вещано духом Святым, что он не увидит смерти до тех пор, пока не увидит исполнения пророчеств, исполнения обетований Божьих, исполнения воли Божьей, что не умрет до тех пор, пока на свои руки не примет того, кто станет спасителем миру. Человек, праведный Семион, приближаясь, казалось бы, к самому страшному, что есть у человека, не имеющему религиозного сознания, не имеющему веры, не имеющему надежды и упований. Человек больше всего в своей жизни боится именно смерти. Праведный Семион, приближаясь к порогу смерти, ибо встреча с Богом означала бы его переход в тот, казалось бы, никому не веданный мир. Что дала ему вера? Как она на него повлияла? Что произошло после этой встречи, встречи с живым Богом? Произошло то, что человек получил не только жизнь, но получил то, что больше жизни. Мы слышим в священном Писании такие слова: «Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком». Что больше жизни? Что является избытком жизни? Что является больше жизни? Больше жизни является милость Божья, потому что многие миллионы, миллиарды людей получили жизнь, но избытка они не получили, потому что сами не захотели этой встречи, чтобы получить избыток, чтобы получить то, что больше жизни, а больше жизни жизнь с Богом, поэтому святые мученики и преподобные не держались за эту жизнь, потому что они знали, что есть то, что больше жизни. Вера праведного Семиона дала ему всерадостные, исполненные веры, надежды, любви слова, которые церковь будет повторять каждый день до второго и славного пришествия Господня. Каждый день в церкви в конце вечерни возносится эта благодарственная, исполненная верой, любовью и надеждой песнь блаженного и праведного Семиона: «Ныне отпущающего раба твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром, яко видя очи мои спасение Твое». Ты меня отпускаешь из этой жизни, которой, может быть, я тягощусь, потому что в этом какая-то неполнота, какое-то несовершенство.

 

Нет полноты радости, потому что вся она с чем-то перемешана: черное с белым, белое с черным, сладкое с горьким, приятное с не очень. Однажды знаменитая писательница Наталья Сац, прошедшая сталинские лагеря и гонения и под конец своей жизни благодарившая Бога за все. Когда мы были в ее музее, увидели потрясающее название книги ее воспоминаний. Книга называется так: «Эта полосатая жизнь». Действительно, так оно и есть. За темнотой будет рассвет, за зимой будет весна, за весной будет лето, за летом – осень, за бурей – тишина, радость сменяется печалью, скорбью, скорбь, наоборот, радостью и утешением, и так – вся наша жизнь. Она полосатая. Только там, в вечности уже не будет этих полос, о которых апостол Павел сказал: «Ухо то не слышало, глаз то не видел, даже на сердце человеку не приходило, что уготовал Бог любящим его». Апостол Павел говорит: «Я не знаю, что я буду там. Я только знаю, что я буду, подобно Ему, потому что увижу Его, как Он есть». Священное Писание нам говорит: «Отрет Бог всякую слезу с очей их». Слышите, всякую слезу с очей их? То есть придет еще такое время и наступит такое время, которого мы не просто ждем, а мы стремимся и чаем. Если бы наша вера была именно таковой, какой мы ее провозглашаем. Мы говорим: «Чаю воскресение мертвых и жизнь будущего века», то есть жду с нетерпением жизнь будущего века. Если это правда, то почему ты так цепляешься всем своим существом за эту жизнь? Почему ты ничего, ради того, чтобы там сподобится преизбытка вечной жизни, ничего для своей души реально, с понуждением не делаешь? Почему когда человек слышит ту или иную весть о том, что врачи сообщают ему, что дни его будут короткими, откуда паника, откуда печаль, откуда трагедии, когда мы с вами верующие люди, которые, казалось бы, в то, что каждый день говорим, должны верить всеми клетками своей души? Оказывается, у многих это только на словах: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».

Апостол Павел сказал: «Я желаю разрешиться и со Христом быть». Иоанн Лествичник говорит нам: «Страх смерти признан нераскаянием грехов». Если бы предполагаемая встреча обещала радость и награду, наверное, люди тогда по-другому смотрели бы на свой переход. Если есть этот страх, этот страх тоже спасителен. Почему? Потому что человек задумывается, что в жизни надо что-то реально поправить, изменить, очистить, убелить, перестрадать, искупить насколько это возможно в нашей человеческой жизни, чтобы мы действительно всем существом ждали этой встречи, встречи с благим, милосердным, человеколюбивым Богом. О себе самом Он сказал: «Никто не Благ, только один Бог». Благ с большой буквы, потому что благими могут быть и люди, и стараются быть благими по своей жизни, подражая Богу, подражая Христу, но в совершенстве Господь говорит: «Никто не Благ, только один Бог».

Дай Бог, чтобы в нашей жизни было именно такое устроение души, такая вера, такая надежда, такая любовь, любовь выше смерти, чтобы мы ничего не боялись в своей жизни, кроме греха, даже самой смерти, потому что для многих это станет всерадостной, всеблагой, всеторжествующей, победоносной встречей с источником жизни, любви, мира, радости, блаженства, но мы свой путь должны пройти. Путь очищения от греха. Не только очищения от греха, а мы слышим в Писании такие слова: «Уклонись от зла и сотвори благо». Мало чего-то не делать. Как говорят люди на исповеди: «Я ничего плохого не делаю». А что ты делаешь хорошего? Потому что нас похожими на Христа делает не то, чего мы не делаем, а то, что мы делаем. «Потому узнают все, что ученики мои, если будете иметь любовь между собой, когда просветится свет ваш при человеке, яко да видят ваши добрые дела от Отца вашего, ежеси есть на небесех». Видят. Это вовсе не означает, что их надо делать, чтобы видели, потому что надо жить так, чтобы их невозможно было не увидеть: добродетель, добрую и евангельскую жизнь.

Дай Бог, чтобы мы также не боялись смерти, как не боялся праведный Симеон, который встречает ее как переход к ликующей жизни, жизни, не имеющей конца, а, самое главное, всегдашняя радость, всегдашний восторг, всегдашнее возрастание в этой радости. Святые отцы нам говорят: «Там вечность это не статика. Это не будет каким-то ровным течением, неколеблемое, как штиль на море». «Нет, это бесконечное возрастание, - говорит святитель Нильский, - в познании Бога, а, значит, через это бесконечное познание, через соединение бесконечное возрастание и в ликовании». Как дать эту радость, чтобы она, как многие думают, не надоела, и сравнивают течение времени сегодняшнее с тем временем, когда человеку от нечего делать надоело само время, и он его убивает, потому что ему кажется, что оно слишком велико, много наполняет в жизни это время. Человек убивает его перед компьютером и телевизором и думает: «А неужели в вечности так будет все время компьютер и телевизор»? Нет, там будет другое, о чем мы до конца не знаем, но знаем, что это никогда не надоест, как человеку: к чему бы он не стремился, какие бы ни нарисовал себе счастливые моменты, как только они начинают длиться во времени, это надоедает и, в конце концов, становится скучным. Так вот: в вечности не будет никакой скуки, никакой обыденности, не будет никакого повтора, потому что Господь говорит (и мы слышим эти слова в Апокалипсисе): «Все творю все новое». Этому новому не будет конца.

Дай Бог, чтобы и наша встреча, наш переход, наше именно рождение (не смерть, а именно рождение) в вечности сопровождалось бы такой непоколебимой верой, надеждой и любовью, чтобы мы тоже могли сказать. Нас к этому приучают: каждое вечернее богослужение мы слышим эту песнь, победу жизни над смертью: «Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром». Куда отпущаешь? Из этой жизни, из этой суеты, из этого плена греха, из этого плена нелюбви и злобы отпускаешь на истинную свободу, свободу жизни с Тобой. Дай Бог, чтобы в этой жизни исполнилось на каждом из нас. Аминь!

игумен Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция