Главное

Расписание богослужений

84f11-71a2c17632eaВо имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшний воскресный день, дорогие возлюбленные о Господе братья и сестры, мы с вами услышали о самом главном, самом важном, самом потрясающем, самом жизнеопределяющем событии, через которое пройдет каждый из нас, потому что каждый из нас через Суд Христов. Жизнь каждого из нас будет взвешена на весах правды Божьей. Книга нашей с вами жизни страница за страницей будет перелистана, и чего в ней найдется больше, белых, серых или черных страниц, от этого будет зависеть наша с вами Вечность, от этого зависит и наша с вами сегодняшняя, всегдашняя реальность, как мы с вами живем, чем мы с вами дышим, на что мы с вами в своих душевных и духовных порывах ориентируемся.

Господь нам говорит, что придет тот день и придет тот час, когда Господь явится во славе и отделит овец, как пастырь отделяет овец от козлищ, и поставит одних по правую сторону, а других по левую, и скажет тем, которые по правую сторону: «Идите, благословенны, Отца Моего небесного, и наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира, ибо алкал Я, и вы дали Мне есть, Я жаждал, и вы напоили Меня, был болен, и вы посетили Меня, был в темнице, и вы пришли ко Мне, был наг, и вы одели Меня». И праведники со всей искренностью скажут: «Господи, ну, а когда мы видели именно Тебя алчущим, жаждущим, нагим, больным, в темнице, и не посетили Тебя, не помогли Тебе?» И тогда Господь им скажет: «Как вы сделали тому из братьев Моих меньших, там сделали Мне». Для праведников настолько естественно творить добро, что они даже это не считали за какую-то добродетель, не считали это за сверхзаслуги, это было естественным устроением их души, ибо они помнили и знали, так люди поступают, слова апостола Павла: «Будем любить не словом или языком, но делом и истиной. Больше той любви никто не имеет, как то душу свою положит за други своя». И Господь нам перед Своим распятием показал превосходнейший пример любви, когда взял в руки умывальницу, препоясался, и стал, как последний раб, перед Тайной Вечерей умывать ноги Своим ученикам. На Востоке ноги умывал последний раб в доме, это была самая низкая обязанность у раба. И Петр был даже удивлен и потрясен, он говорит: «Господи, Ты, как Господь и Учитель, Тебе ли умывать мои ноги?» И Он тогда говорит ему: «Да, Я Господь и Учитель, но как Я умыл ваши ноги, пусть так каждый из вас умывает ноги другому, ибо Я пришел не для того чтобы Мне служили, но чтобы послужить».

И вот человеческое устроение, устроение христианина, который в своей жизни хочет быть похожим на Христа, вот он должен об этом помнить, понимать, ориентироваться. Человек должен искать в своей жизни именно служение, служение, служение и служение, о котором старец Паисий Афонский сказал: «За самоотверженную любовь Бог дает двойное здоровье». Но не ради двойного здоровья мы должны жить ради других, а ради самой добродетели, о которой тоже однажды старец Паисий сказал потрясающую вещь: «Праведнику, который живет по заповеди Божьей, если явится Ангел Господень, и скажет ему: «Ты знаешь, в Царстве Небесном все места и все квартиры уже заняты, для тебя там не остается уже места». И праведник скажет: «Ну и что, что не остается места, я Бога буду любить и без места, и буду жить по Его заповедям и без места». Вот таково, – говорит старец Паисий, – устроение праведника». Он не раб и не наемник, он не за награду подвизается, и не за конфетку, потому что мы маму свою любим, не из-за того, что она нам готовит, стирает, дает копеечку, дает конфеты и мороженое, не за это. И если мать любят только за это, это, конечно, совершенно негодное сыновнее или дочернее устроение. Мы родителей должны любить ни за что. Так же, как и друг друга, любить ни за что. Потому что если мы любим только тогда, когда нас любят, может наступить такой момент, когда мы почувствуем или нам подумается, что нас не любят, и мы можем в ответ начать отвечать этой же нелюбовью, нам только будет это казаться. Дьявол так делает, что нам приносит эти дурные мысли, что нам кажется, что кто-то сказал уничижительное слово, кажется, что кто-то над нами пошутил, кажется, что нас уничижили, кажется, что нам не любят, кажется, что нам все делают назло.

Это совершенно и абсолютно не так, потому что у любви всегда розовые очки. Посмотрите, как молодежь любит друг друга в течение первого месяца, они вообще ничего не замечают, никаких недостатков друг в друге, почему? А потому что даже простой плотской, человеческой любовью проникнуто их сердце, и они недостатков за этим чувством не видят, на них розовые очки. И вот нам надо молиться, чтобы у нас были с вами розовые очки, на самих себя мы должны смотреть через увеличительное стекло, а на других, на своих родных и близких, смотреть через розовые очки, потому что так будет легче, так будет благополучнее, так будет правильнее, так будет совершеннее. Потому что дурь, если она есть, она и сама вылезет, не надо ее искать, а если есть добродетель, лучше оценить ее как добродетель, и за маленькое дело, за маленькую услугу, за маленькую ласку, за маленькое внимание воздавать в десять раз больше.

Кто-то из мудрых людей сказал: «Христианство начинается не тогда, когда мать учит своего ребенка читать молитву «Отче наш», христианство может начаться с того, если отец приучит своего сына или дочь матери говорить и благодарить ее за вкусно приготовленный обед». В этом есть глубокий смысл. Мы все готовы соблюдать и жить во внешних рамках христианства. Мы все готовы делать в этом христианстве и в Православии приятные для нас вещи. Мы все с вами готовы в эти дни, праздники, субботу, воскресенье, посещать храм Божий, заниматься, как нам кажется, самосовершенствованием. И очень много людей, которые готовы посетить храм Божий, но очень мало людей, если к ним обратиться за помощью, к примеру, в воскресный день посидеть с больным человеком или с ребенком, а в это время тот человек, который всю неделю прикован к ним, потому что не может оставить их, чтобы он имел возможность посетить храм Божий, причаститься, хотя бы раз в месяц или в полтора месяца, если обратиться с такой просьбой даже к тем людям, которые сейчас реально стоят в этом храме, то таких людей найдется, к сожалению, единицы, опыт моего обращения к людям об этом свидетельствует и это показывает. Почему? А потому что вот такое устроение души. У нас, что бы мы ни делали, на первом месте наше спокойствие, наша комфортность, наше благополучие, наша тишина, наша равномерность, наша благоустроенность, и очень бывает тяжело преодолеть самого себя, пожертвовать своим временем, своим вниманием, в конце концов, своим эгоизмом, что, собственно, и составляет и должно составлять суть христианства, о которой мы сегодня слышали в Евангелии. Господь не спросил: «Молились вы, постились вы, как вы веровали?», Он спросит, и сейчас все время спрашивает с нас: «Были ли вы людьми в полноте этого слова? Что было на первом месте у вас, вы или человек, который рядом с вами?» Помните, когда самарянин перевязал побитого разбойниками человека, то некий законник спрашивает: «А кто мой ближний?» И тогда Он сказал: «Вот кто нуждается в тебе, вот тот и есть для тебя твой ближний». Не в ком я нуждаюсь, вот это и есть для меня ближний человек, от которого я могу ожидать какую-то помощь, мои друзья, родные, близкие, родственники, нет, мы должны идти дальше в своем душевном устроении. Как нам говорит Господь: «И язычники любящих их любят, и если праведность ваша не превзойдет праведности фарисеев, не войдете в Царствие Небесное, ибо и они любящих их любят, дают взаймы тем, от кого надеются получить, а вы любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас и творящих вам напасть. Заставившего тебя идти одно поприще, иди с ним два, и пытающегося взять у тебя верхнюю одежду, отдай ему и нижнюю рубашку». Тяжело? Конечно, тяжело. Сложно? Конечно, сложно. Но христианство легких путей не обещает. И именно это станет на Страшном Суде критерием того, достойны ли мы вечной жизни от Бога, были ли мы людьми с большой буквы и по самой своей сути.

И поэтому надо в своей жизни жить творчески, жить живой жизнью, не дожидаться, когда кто-то нас о чем-то попросит. Пока есть силы, пока есть возможность, пока есть голова на плечах и работают ноги и руки, надо самому молиться и думать: «Господи, дай мне реально исполнить Твою заповедь, как Ты пришел, не чтобы Тебе служили, но чтобы послужить, да сподоби меня, Господи, кому-нибудь послужить». Как однажды муж, что бывает очень редко в нашей жизни, говорит: «Давай еще роди мне сына или дочь», а она говорит, жена: «А я уже старенькая». «Нет, роди мне сына или дочь». Она никакая не старенькая, это она только так... А потом она как бы спросила: «А для чего? У нас уже и так двое детей». А он говорит: «Ну, вот сейчас младший подрастет, что мы в старости, друг на друга смотреть будем? Надо жить для детей». Поняли, да? Это мужчина говорит, что редко бывает в нашей жизни. Чем он руководствуется? А руководствуется каким-то внутренним понятием, что это правильно. Когда у тебя есть силы и возможности, ты не только для себя должен жить, третий ребенок и в старости, это тяжело, конечно, тяжело, но, потрудившись ради детей, они себе, по правде Божьей, обеспечат не государственную пенсию, и не попадут в дом престарелых, потому что, вложив в детей, получат обратно столько же, если не в десять раз больше. Нам Писание так и говорит: «Сеющий щедро, щедро и пожнет, сеющий скупо, скупо и пожнет». И поэтому не надо никогда потом по жизни ныть: «А что это, я позвонила, попросила, а мне говорят: «Позвони завтра», позвонила, а мне говорят: «Перезвони через недельку». Позвонила другой подружке: «Слушай, надо помочь», а она говорит: «Ладно, хорошо, но завтра». Завтра звоню, а она трубку не берет». И мы можем попасть в такую ситуацию за то, что когда-то мы сами так поступали, когда нас просили. А нам апостол Павел говорит: «Разумеющему делать добро и не делающему грех есть». Ты понимаешь, что надо сделать, и ты можешь сделать, а помысел в тебе говорит: «Надо сделать, и должен сделать», это в правое ухо, а в левое ухо бес шепчет: «Надо сделать, но завтра». А завтра что будет? А завтра будет суета и такие дела, которые нам будут казаться неотложными, что мы на завтра, на завтра, на завтра, так, в конце концов, вся наша жизнь и проходит с жизнью и с оглядкой на завтра.

Один из святителей, Иоанн Шаховской, сказал: «Добродетель должна быть мгновенной». Пришел тебе помысел что-то доброе сделать – помолиться, позвонить, помочь, подарить, написать, поддержать – сделай это мгновенно, потому что потом ты этого не сделаешь. И вот мы к этому доброделанию, к этому христианскому устроению должны всегда об этом размышлять и иметь творческий помысел на каждый день. У нас в мозгу как набат должны звучать слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва». Дерево познается по плоду, всякое дерево, не приносящее доброго плода, бывает срубаемо и во огнь вметаемо. Господь проклял смоковницу бесплодную. И Сам говорит: «Как же Я хочу, чтобы огонь возгорелся». Огонь чего? Огонь взаимной христианской любви.

И вот пусть мы сами сегодняшний день, день воскресный, который именуется день воспоминания Страшного Суда, пусть этот день станет для каждого из нас настоящим, правдивым, честным, искренним, нелицемерным судом над самим собой: а так ли я на самом деле поступаю? Так ли я смотрю глазами Христа на людей? Как бы им помочь, или ищу, как бы мне помогли? Чего в жизни больше моей? А мы в Деяниях апостольских слышим: «Блаженнее давать, нежели принимать». И вот это блаженство мы должны в своей жизни испытать практически, так ли это на самом деле, блаженнее ли давать, нежели принимать? И давание Господь называет блаженством, а у нас в жизни, к сожалению, бывает совсем иначе. У нас даже сгибательный рефлекс, он в сторону меня, но не от меня, рука сгибается вот так, разгибается по-другому. Дай Бог, чтобы мы были пропитаны этой мыслью, чтобы она шла впереди нашего начала дня, чтобы мы даже планировали наступающий день: а что мы можем сделать не только для себя? Кто-то из мудрых людей сказал: «Добрые дела и любовь должны начинаться с нашей семьи, но она не должна ограничиваться только ею, ибо и язычники любящих ей любят».

Дай Бог, чтобы пост, молитва, Великий пост, в который мы вступаем с надеждой, что мы в чем-то потрудимся ради Бога, чтобы стяжать духовные силы, чтобы стать на самом деле теми и такими, какими нас хочет видеть Господь. А какими Он нас хочет видеть, мы слышали в сегодняшнем Евангелии. Домой придя, перед обедом, перед заправкой нашего чрева в сегодняшний день колбасой, ветчиной и сосисками, перед обедом возьмем в руки Евангелие и скажем такие слова: «Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божьих». И еще раз почитаем сегодняшнее Евангелие, и попросим: «Господи, сделай так, чтобы мы были не слушателями забывчивыми, но исполнителями Твоих божественных, святых и животворящих слов на деле». Аминь.

игумен Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция