Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Такие слова мы слышим с вами, братья и сестры, в Евангелии от Иоанна. Сейчас третья неделя Великого Поста, пройдена половина пути, потому что Страстная Седмица – это седьмая Седмица, это особая неделя, и сейчас, можно сказать, ровно половина нашего с вами постного подвига. Мы поднимались, как бы восходили на некую вершину, некий духовный пик, и неслучайно, что именно на этом пике, на этой вершине, в середине этого богослужебного восхождения, богослужебного подвига вдруг нам, для нашего сердечного внимания преподносится для поклонения крест Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Как некое средоточие, некая сердцевина, некий фундамент, некое основание, некая цель размышлений о том, что является содержанием нашей с вами жизни.
Это подвиг крестоношения. Но не просто крестоношения, а именно креста Божественного, креста Христова. Господь в Евангелии нам так и говорит: «Кто хочет идти за мной, пусть отвергнется от себя, возьмет свой крест и последует за Мною». Господь, подкрепляет нас на нашем жизненном пути, и когда мы сегодня будем поклоняться кресту, все богослужение будем вспоминать крестное страдание, чем мы живы, чем мы спасены, какой жертвой мы с вами получили вечную жизнь и доступ к вечной жизни. Искупительной жертвой Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, о котором апостол Павел сказал, что Он грехи наши телом Своим вознес на небо и пригвоздил их к кресту, разорвал бывшее в нас грехописание. То есть наш с вами приговор Господь на кресте разорвал. Мы осужденники и должны были нести наказание, но Господь Один на Себя взял крест и взял страдания всего мира.
В одном из богослужений на Страстной неделе мы услышим такие слова: «Твой крест стал тростью, которую Ты обмакнул в Свою кровь и подписал нам оставление грехов». Какая сложная, но правильная, глубокая духовная мысль, что только искупительным страданием нашего Господа мы с вами живем и существуем, и у каждого из нас это должно вызвать ответное чувство благодарности Богу за бесконечную Его любовь. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?», - восклицает царь Давид, и мы вслед за ним даже не можем такие слова сказать, и не только сказать, а подумать, а как за всю эту бесконечную Божественную любовь мы сможем отблагодарить нашего Господа?
Завтра мы услышим такие слова: кто хочет идти за Мной, если любите Меня, вы пойдете за Мной. И кто хочет идти за Мной, пусть отвергнется от себя и возьмет свой крест и последует за Мной. Я на эти слова хотел обратить ваше внимание. Мы часто слышим у людей мирских, и часто мы сами так говорим: какой у меня тяжелый крест, я несу тяжелый крест, у каждого свой крест, но это такой его крест. Есть разница. Такой «его крест» и крест Христов. Тесные и скорбные обстоятельства жизни – это не крест. Это наша с вами жизнь. Человек болеет, это не крест, это сложные обстоятельства жизни. Человек бездетный – это сложные обстоятельства жизни. Человек безработный, старый, больной, под игом клеветы, неприятностей, напраслины, неустройства в семье, на работе, на учебе, в школе – это не крест, это тесные обстоятельства жизни. А что такое крест? Тесные обстоятельства жизни мы не выбираем, и мы не можем их изменить. Ни мужа, ни жену, ни нашу старость, ни разбитую машину – мы предотвратить ничего не можем. А здесь взятие креста, и крест предполагает добровольность.
Отвергнись от себя, своего эгоизма. Не ставь себя в центр своей жизни, поставь в центр своей жизни Христа, духовную жизнь и ближнего вместо Христа, потому что мы не можем послужить Христу в открытую, мы не видим Его. Мы служим Богу через нашего ближнего. Вот когда человек принимает эти обстоятельства жизни, вот тогда он берет крест.
У моего знакомого священника диакона Василия пятый ребенок родился Дауном. Это крест? Это тесные обстоятельства жизни. А они сказали: Господь дал, значит это есть святая воля Божия, благая, угодная и совершенная. Разбойника распяли на кресте, это не было еще добровольным его крестом. А когда он сказал: «Достойное по делам моим приемлю», - он взял крест. Он принял крест. Человек болеет и страдает, а когда человек, болея, говорит: «На все воя Божия. Терпел Елисей, терпел Моисей, так потерплю ж и я». И тогда эта болезнь становится его спасительным крестом. Он принял это. Кто-то из святых сказал мудрую вещь: крест и страдания кончаются тогда, когда человек до конца принимает его. Все люди терпят тесные обстоятельства жизни, но это вовсе не означает, что они несут крест.
У всех, или у большинства, есть престарелые родители, и это еще не крест, это тесные обстоятельства жизни. Человек берет свой крест, то есть с любовью, терпением начинает им служить. И эти тесные обстоятельства, которые в других случаях не являются для человека полезным и спасительным, становятся полезными и спасительными. Если человек несет что-то без веры, без религиозного сознания, терпит и скулит, а то ему во спасение это не является. Это не крест. Он его не несет. Он не взял свой крест, он добровольно не принял эти обстоятельства жизни. А когда мы принимаем обстоятельства жизни, посланные нам не кем-нибудь, а благим Богом, и мы должны помнить: никто не благ, как только один Бог. Что бы с нами в жизни ни случилось, мы должны всегда молиться и на этом фундаменте утверждать свою жизнь, свою веру и отношение к жизни. Такова воля Божия. Благая, угодная и совершенная. «Яко изволишь, Господи, тако и бысть. Буде имя Господне благословенно отныне и до века». Именно это и означает, что человек взял свой крест. И тогда тесные обстоятельства жизни, которые человек благословил, начинают работать во спасение его души.
Иоанн Златоуст нам говорит: «Больной человек – это не тот, у кого много болезней, а это тот, кто при болезнях много ноет. Здоровый человек – это не тот, у кого нет болезни, а это тот, кто при болезнях мало ноет». Получается, что вся наша жизнь окрашивается отношением к жизни. Благословляем жизнь, Бога и обстоятельства жизни, и эта жизнь будет благословлена. Проклинай свою жизнь, и она будет проклята. Поэтому мы не можем с вами изменить обстоятельства нашей жизни, мы можем принять обстоятельства нашей жизни, зная, что все ради спасения нашей бессмертной души. Такова воля Божия. И Иоанн Златоуст нам сказал потрясающие слова: «У Бога польза больше, чем наказание». Тяжелая жизнь? Да. Сложная жизнь? Да. Многоскорбная? Да. Но ты поставлен именно в эти обстоятельства жизни, чтобы, приняв эти обстоятельства жизни, ты эти обстоятельства благословил и знал, что это только ради одного: чтобы изменился ты. Ты принял эти обстоятельства, взял крест исполнения в этих обстоятельствах воли Божией. То есть жизни по заповедям, о которых епископ Игнатий Брянчанинов сказал: «На кресте христианин исполнением заповедей Христовых распинает своего ветхого человека со страстями, недостатками, грехами и похотями». Вот что значит быть на кресте. Быть на кресте – значит идти путем Христовым. А не просто быть старым, бездетным, больным, терпеть сложные обстоятельства жизни. Это терпят миллионы и миллиарды людей, но это не значит, что они несут крест. Они страдают от тесных обстоятельств жизни. А христианин эти тесные обстоятельства жизни может превратить в спасительный крест, потому что он несет крест, принимая все от Бога, благословляя эту жизнь, и этот крест станет ключом, которым он откроет райские двери.
Поэтому дай Бог всем нам иметь духовную мудрость принимать эту жизнь и знать, что ничего в жизни не может произойти без ведома, воли, попущения, благого и человеколюбивого промысла Божия о каждом из нас. Бог никому не обещал безбедного плавания, но всем обещал тихую пристань. Ибо так Сам и сказал: «Многими скорбями подобает войти в Царствие Божие. В терпении вашем стяжите души ваши». И когда мы сегодня будем поклоняться кресту, мы будем молиться, чтобы Бог дал нам силы, мудрость, терпение, любовь к Нему и к обстоятельствам нашей с вами жизни. И если Он Сам претерпел это все до конца, Сам все это пережил, то мы через это видим, что это все возможно. Это все спасительно, преодолимо, потому что Бог не накладывает на человека креста выше его сил и знает, он может его принять, он может это понести во спасение своей бессмертной души. И будем помнить, что на крест, на Голгофу Христа привели не обстоятельства жизни, ни иудеи, ни люди. На Голгофу Господа привела Божественная Любовь, это Его добровольный выбор. И в Евангелие от Иоанна, если вы будете внимательны, Он так и говорит: «Я имею власть жизнь Мою отдать и жизнь Мою принять, но Я отдаю ее, за это любит Меня Отец Мой Небесный». В Гефсимании Господь говорит: «Да минует меня, Господи, чаша сия». Это - вопль человеческой немощи, а потом заканчивает: «Но не Моя воля, Господи, но Твоя да будет». И когда человек говорит в своем сердце и уме: «Да будет Твоя воля, Господи», - это означает, что он взял эти обстоятельства жизни, они стали его спасительным крестом. Он несет крест, а крест через это несет человека.
Евреи, когда пришли в Мерру, взяли воду, а она горькая. Они так и сказали: горькая Мерра. Опустили древо крестное в воду, и эта вода стала сладкой. Вот и мы так же. Только крест горечь нашей с вами жизни может превратить в сладость божественной, евангельской, христовой жизни. Дай Бог нам всем мудрости, дай Бог нам всем терпения, дай Бог, чтобы мы никогда не ныли, не плакали, не скулили от обстоятельства жизни, а благословляли нашу жизнь, потому что она с Богом. Потому что она от Него. Потому что нам святые отцы говорят: Бог терпит всякого человека, но ненавидит ропотника, который свою жизнь только проклинает, а вместе с ним Бога, который поставил человека именно в эти обстоятельства жизни. И дай Бог, чтобы все это было ради любви к Господу. Что такова наша жизнь. По грехам и за нашу испорченную природу, другого пути нет как через Голгофу, через крестоношение нет. Но Господь на Голгофе не остался. Мы поем: «Кресту твоему поклоняемся, Христе». И тут же: «И святое воскресение Твое славим». Крест, страдание, и тут же воскресение. Это будет с каждым из нас, все пройдут через страдание, все пройдут через тесные обстоятельства жизни. И для одних эти тесные обстоятельства жизни могут стать крестом разбойника благоразумного, а могут стать крестом разбойника безумного, который хулил Бога. И вот эти страдания во спасение души ему никак не послужили.
У них были одинаковые обстоятельства жизни, но один пошел вниз, а другой пошел наверх. Так и планка, которая прибита под ногами Спасителя, означает: левая сторона наклонена вниз, потому что с левой стороны был разбойник безумный. И эта ступенька под ногами Христа Спасителя указывает вниз, потому что тот, кто был с левой стороны и хулили Господа, пошел туда, вниз, в Преисподнюю. А с правой стороны был разбойник благоразумный. И планка направлена вверх, показывает, куда пошла его бессмертная покаявшаяся и добровольно принявшая эти страдания. «Достойное по делам моим приемлю, - возопил он, -помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». И нам всем это бесконечный пример. Когда мы будем смотреть на нашу Голгофу, поклоняться Христу, будем смотреть, кем чаще мы оказываемся, кем мы бываем, с какой стороны Христа стоим мы – слева или справа? Как только будем ныть, должны вспомнить про эту планку под ногами. Через это нытье куда сейчас, в этот момент направляется твоя душа. Не дай Бог вниз. Поэтому сразу надо переходить на правую сторону, рядом с Господом: достойное по делам моим приемлю.
«Помяни меня, Господи, по Царствие Твоем, и дай мне, Господи, силы не только терпеть, а еще и принести плод святой, праведной христианской жизни». Не только уклониться от зла, но и сотворить благо. Господь сказал: «Как бы Я хотел, чтобы в них возгорелся огонь». Огонь чего? Огонь божественной любви. И, взирая на крест Господа, будем просить, чтобы Он дал нам веру, упование, надежду, укрепление наших жизненных внутренних сил, не внешних. Апостол Павел говорил, что внешне человек тает, потому что все мы приближаемся к своему естественному концу, а внутренне со дня на день обновляется, если это умаление с Богом. И этого обновления со дня на день, изо дня в день вам от всей души желаю.
И еще один маленький нюанс. В греческом языке эти слова «Возьми свой крест» звучат несколько иначе. Под словом «возьми» в греческом подлиннике стоит слово «бери», потому что христианское понимание жизни не однажды, оно каждый день. Мы каждый день перед выбором. Благословить жизнь, благословить человека, принять обстоятельства жизни или не принять, пойти по евангельскому пути или не пойти, исполнить волю Божию или нет – каждый день и каждый час. Поэтому в греческом языке стоит именно такое слово: бери свой крест и следуй за Мною. Дай Бог, чтобы у нас были к этому силы, любовь и мужество. Аминь.
игумен Мелхиседек