Главное

Расписание богослужений

8daa874d2205Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня Святая наша матерь Церковь совершает память великого угодника Божия преподобного Иоанна Лествичника. Совершает эту память именно в воскресный день – в 4-ю неделю святого Великого поста. Только три святых поминаются в воскресенья Великого поста – это Григорий Палама, учитель молитвы, преподобный Иоанн Лествичник, учитель борьбы со страстями и стяжания добродетелей, и преподобная Мария Египетская – пример покаяния и пример следования за Христом.

В году 52 недели. Почему из сотен тысяч святых Святая Церковь приносит на нашу память Великим постом только трех этих святых? Почему церковь провозгласила, что так важно, существенно, насущно, необходимо знать память преп. Иоанна Лествичника, знать его писание и следовать его жизни? Испокон веков, с VI века, как только преподобный Иоанн совершил свой жизненный подвиг, как только написал Духом Святым, ту, можно сказать, боговдохновенную книгу восхождения от земли на Небо, а она именно так и именуется на церковно-славянском языке – «Лествица», а на русском языке – «Лестница», восхождение от земли на Небо, эта книга стала главным чтением и монахов, и священников, и мирян. именно Когда в Оптиной пустыни с 1842 года открылось книгоиздательство благодаря братьям Киреевским, Ивану и Петру, одной из первых книг была издана именно эта книга преподобного Иоанна Лествичника.

Мы сейчас имеем уникальную возможность эти книги иметь у себя дома. Не только в одном варианте – в нескольких вариантах: крупным, мелким, каким угодно шрифтом. А раньше это было большой роскошью, книги переписывались. Были единичные экземпляры. Далеко не надо ходить, для сравнения: Библия в 1910 году стоила 6 рублей, а корова стоила 3 рубля. Сейчас корова стоит около 30 000. Можете себе представить, если бы сейчас столько стоила Библия. А если бы она так стоила, люди бы задумались, а почему эта книга так дорого стоит. Значит, в ней что-то такое есть, что она так дорого стоит. И наверняка не пылилась бы на полке, а наверняка была бы прочитана, потому что то, что легко дается, легко теряется и не ценится.

Почему Церковь так пристально, так внимательно, так благоговейно говорит христианам: помните память Иоанна Лествичника? Чем он прославился и чем стал дорог для Церкви? Своей маленькой книгой толщиной в 300 страниц. Но содержание ее, смысл ее огромный. Нам апостол Павел говорит: «А те, кто Христовы, они распяли плоть свою со страстьми и похотьми. Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов».

И мы должны понять, что христианство, православие – это не служба в субботний и воскресный день, это не только ношение на себе наперсного креста, это не только соблюдение постов в среду и пятницу, это не только ношение женщиной головного убора, это не только регулярная исповедь и регулярное причастие, это не только смиреннословие, это не только вкушение по утрам с молитвой «Отче наш» святой воды и просфоры, это не только утренние и вечерние молитвы, псалтирь и акафист. Это все только средства к тому, чтобы мы стали христианами, потому что из всего названного мною христианами нас это не делает, и не надо в этом обольщаться.

Иногда на улице останавливают человека, а потом показывают в новостях, когда идет тот или иной опрос людей: «Ты христианин?» – «Да, я крещеный». – «А в храм ходите?» – «Редко. Но я крест на себе ношу». Или еще такое: «Вы в Бога веруете?» – «Нет, в Бога я не верую, но я православный». – «А почему православный?» – «Потому что в детстве крестили». И вот у людей такое ощущение, такая ассоциация. «Вы православный. А в храм ходите?» – «Нет, редко». – «А что там, в храме, совершается?» – «Батюшки чего-то там служат». – «А поточнее не можете сказать, как называется богослужение?» Да нет, там из десяти десять не могут назвать людей, которых встретили впервые на улице. Но при всем при этом десять из десяти называют себя православными.

Не это делает нас православными. Православными нас делает похожесть на нашего Господа. И в неделю о Страшном суде мы слышим такие слова: Господь придет и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов, и тем, которые по правую сторону, скажет: «Идите, благословенные, наследуйте уготованное вам царство сложения мира, ибо Я алкал и вы напитали Меня. Я жаждал, и вы напоили Меня. Был в темнице – пришли и посетили Меня, был болен – посетили Меня. И как вы сделали одному из братьев Моих меньших, так Мне сделали».

Доброе дело, дела милосердия, по идее, можно делать каждый день, но не всегда это получается. Есть дела, которые мы делаем вещественным, видимым образом, о которых апостол Павел сказал: «Будем любить друг друга не словом или языком, но делом и истиной». Делом и истиной. Но Иоанн Златоуст однажды сказал: «Милостыня, оказанная душе, в тысячу раз больше милостыни, оказанной телу». И мы дела милосердия каждый день и даже каждый час должны совершать по отношению к нашим близким, когда мы свою страстность, свои недостатки, свой негатив, свои грехи, свои ошибки не будем выплескивать на них, а будем знать, как с ними бороться, как нам по лестнице добродетелей и борьбы с грехами подниматься к Богу выше и выше.

Потому что вовремя промолчать, вовремя ответить, вовремя утешить, вовремя совладать со своими чувствами, раздражительностью, гневом или блудными чувствами, жадностью, ложью, сребролюбием, негодованием, эгоизмом и гордостью – это и есть милосердие, оказанное по отношению к самому себе и другим людям. Если ты живешь по Евангелию, если ты живешь по Божественным заповедям, если ты живешь по заповедям Христа и по учениям святых отцов, ты этим оказываешь милосердие тем людям, которые вокруг тебя. Сколько раз на день у нас есть повод к тому, чтобы поссориться, обидеться, позавидовать, раздражиться, посамолюбоваться, поунывать, погордиться, помечтать, и так до бесконечности внутри нас одновременно по несколько раз в день бывает и ад, и рай, и все это зависит от того, что происходит в уме, в душе и в сердце. По несколько раз в день в уме, в душе и сердце бывает эта буря – буря душевных страстей. И именно преподобный Иоанн Лествичник учит нас, чтобы мы шли путем борьбы со своими страстями. Он говорит: «Без молитвы невозможно победить никакую страсть».

И сегодня мы слышим, как однажды один отец приводит ко Христу бесноватого сына и просит исцелить его и говорит: «Если можешь что-нибудь, сделай». Он спрашивает: «А как это с ним случилось? Когда?» Он говорит: «С детства его бросает то в огонь, то в воду, исходит пеной, скрежещет зубами и сводит его судорога». С детства. И вот, оказывается, всем нам это тоже большой урок. Оказывается, мы с вами можем приобрести навык к страстям или добродетелям из детства. И поэтому родители обольщаются, если думают, что как-нибудь само собой управится, как-нибудь само собой вырастет, как-нибудь само собой воспитается. Ребенок как губка и как зеркало. Ребенок – отображение жизни своих родителей. Когда говорят, что «я не знаю, что с ним делать», то это большая ошибка. В первую очередь надо делать с самим собой. Если дети видят в семье расположение, благожелательность, доброту, уступчивость, они так и будут воспринимать. Если родители между собою ругаются, а потом вслед за ними братья и сестры поругались, и тогда мама с папой говорит: «Сколько раз я вам говорила, ругать нехорошо». Но только что вы показали дурной пример своим собственным детям.

И поэтому именно с детства закладывается тот или иной фундамент – или фундамент добродетелей, или фундамент греха. Не надо строить иллюзий, что они ничего не видят, ничего не слышат, ничего не понимают. В первом классе как-то мы пришли на лекцию в школу, а ребенок под столом играл в компьютер или в телефон, и так играл, что чуть ли не залез с головой под этот стол. Потом его подняли и спросили: «Тебя как зовут?» – «Сережа». – «А что я говорил одну минуту назад?» Он все повторил. То есть, оказывается, это только иллюзия, что они не видят, не слышат, ничего не помнят, не понимают. Все они слышат – и доброе, и злое. Они копируют. И поэтому если мы кого-то хотим исправить, те, кто нам не нравится, как они себя ведут, наши родные и близкие, в первую очередь мы должны исправить самих себя.

А без молитвы и без поста это невозможно. Так сегодня Господь и сказал. Когда Он исцелил бесноватого ребенка, то апостолы удивились и говорят: «Господи, почему мы не могли этого сделать?» Он говорит: «Этот род – род лукавый, прелюбодейный, и злые духи не выходят только молитвою и постом». Поэтому нам Лествичник и говорит: «Бей супостатов именем Иисусовым, ибо не найдешь сильнее оружия ни на небе, ни на земле». Каких супостатов? Вот эти все источники дурных и злых мыслей в нашей голове, потому что источники – конечно, дьявол и бесы, которые заведуют теми или иными страстями.

ikona_prepodobnogo_ioanna_lestvichnika5А все начинается с головы, все начинается с помысла. С какого помысла? Рассказываю вам. Человек получает получку, едет домой, звонит друг: «Получку получил?» – «Да». – «Может, сегодня встретимся?» И у человека возникает помысл: «Так, охота бы выпить, посидеть, поболтать. А там жена ждет, трое детей. Я опять, как и в тот раз, напьюсь. Нет, пить вроде не очень хорошо, но хочется. Но немножко, может быть, и ничего. Но я потом это жвачкой зажую, она не узнает. Но жена-то, может быть, обидится. Ну что обидится? Я что, часто, что ль, пью? Всего раз в месяц. Ну я ж не до упаду». И вот в одной голове борются мысли, одна сюда, другая сюда, одна налево, другая направо. Что бы было, если бы человек был с Богом? Друг звонит: «Слушай, давай опять как в тот раз». А у этого друга семьи нету, а у этого есть. Этому делать нечего, он и гудит, а у этого семья. Если бы он сразу: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя. Господи, Иисусе Христе, не суй мени куды меня не просять». Прочитал бы эту молитву и сказал: «Слушай, давай, через три недели деньги кончатся – встретимся». И разом бы отсек. Когда разом человек отсекает ту или иную мысль, она у него не прорастает.

Я многим людям говорю, что мы не можем справиться с ветром, но мы можем укрыться от ветра. Мы порой не замечаем, как комар садится на руку, но когда комар сел на руку или какую-то часть нашего тела, мы его тут же прихлопываем. Мы не говорим: «Надо же – сел. Смотрите, что делает – пьет кровь. Уже сколько раз ему говорил, что делать этого нельзя». То есть мы тут же комара прихлопываем. Мы не заметили, как он сел, но он сел. Пришла дурная мысль о ком-то: «Посмотри, какая девочка». – «О, да, ничего». – «А у меня-то какая – толстая, старая, уже 50 лет». Начинает смотреть, начинает мечтать. «Что-то у меня живот большой. Надо в фитнес-центр походить». И так дуралей начинает мечтать на пустом месте. О чем? Другиню свою, подругу жизни, с которой ты прожил всю свою жизнь, и вдруг она у тебя старая. А ты на себя в зеркало посмотри, а ты какой стал? Все это наша жизнь. Вместе старимся, вместе сначала молодые, потом старые. Потому что все мужики после 45 лет становятся дураками. Особенно у кого появляются деньги, ему уже все не то, все не эдак. Но когда потом у него инсульт к 60 годам и пошли пролежни, вот они тогда успокаиваются и сразу начинают искать: где моя Маша? где моя Галя? Потому что он уже никому не нужен кроме своей жены, которая до этого была у него дурой, а любовницы у него были все хорошие. А потом у него денег нету или что-то не то со здоровьем, и он остался выброшенным на дороге жизни. Почему? А потому, что вовремя не справился со своими дурными фантазиями, потому что он не слышал слова Иоанна Лествичника: «Бей супостатов именем Иисусовым, ибо не найдешь ни на небе, ни на земле оружия сильнее этого».

То есть человек все время должен быть в памяти Божией: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Выпить охота – «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Курить охота: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Смотри, какое обидное слово сказала мне эта зараза: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Смотри, какая машина – «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Смотри, как хорошо поет, а я не умею – «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». И так поводов к страстям, к грехам, к зависти, к тщеславию, к унынию – до бесконечности, по семь раз на дню. И если человек не будет их глушить Иисусовой молитвой, он будет игралище страстей, игралище бесов, они его разорвут на части. Или через уныние, или через апатию. Смотри, какая несчастная жизнь, пенсия у тебя всего 10 000 рублей, скоро в мае-месяце опять накинут электричество, а вот какие у тебя внуки, а вдруг они плохо закончат учебу, а вот сын и дочь не звонят, а вот настанет лето, что я буду делать летом. И так человек фантазирует или вспоминает: вот какая я была молодая, как все было хорошо, а вот мы жили в советское время, а вот у нас было то-то, то-то, килограмм мяса 2 рубля, была обеспеченная... и прочее.

Потрясающую вещь сказал отец Валерьян Кечетов, он говорил мне однажды: как люди сейчас живут нервозно и сами от этого страдают. Вот то, что уже было – этого не вернешь. Ну вот что теперь об этом говорить? Ну вот машину в зад влепили, всё, ну ты обратно-то, как в кино, не раскрутишь. Вот сейчас у нас постом одна шла и сломала руку. Ну и что теперь? Уже забудь, что было до этого. Перелом – человек это принимает. Что теперь? Вот была рука – ну была. Вот была молодая – ну была. Вот была целая машина – ну была. Вот муж был хороший – ну был. Ну вот жена была хорошая, а сейчас неизвестно кем стала, но и ты стал неизвестно кем. То есть русская пословица: потерявши голову по волосам не плачут.

А второе – люди начинают фантазировать, как будет плохо через неделю, или во время пришествия китайцев в Москву, или перед вторым пришествием. Ну когда китайцы придут, тогда и будем уже знать, что делать. Как одна учительница приходит в школу и говорит: «Дети, учите китайский, скоро он будет вашим родным». Ну когда будет, тогда и будет. А чтобы не было, надо в этот день, сейчас, и в этот воскресный день, сегодня, в четвертую неделю поста, – прожить вот этот день полноценно, направленно на содержательное. А то, что будет, об этом не печаловаться, не волноваться, не фантазировать, как будет плохо. Белорусская пословица: «Бог не выдаст, свинья не съест». «Делай что должен, и будь что будет. А будет то, что Бог даст», говорили оптинские старцы. Все мы под Богом ходим. Все, что ни пошлет Господь, будет на пользу, кроме нашей собственной дури, грехов и их последствий. Потому что на нашу дурь и на наши грехи воли Божией нет, и в последствии этих грехов воли Божией нет, есть только попущение Божие.

Однажды приходит один человек к своим друзьям и говорит: «Представляете, милиция совсем достала. Ну и что? Ну по встречке, ну на красный, ну задом, ну пьяный». Вот так и мы: все, что можно нарушить, нарушаем, а потом говорим: у нас жизнь плохая, у нас жизнь не складывается. А с чего она будет складываться? Вы сначала войдите в законные рамки, а тогда уже и можно дальше о чем-то говорить. Как в Псалтири говорится: «Уклонись от зла и сотвори благо». Сначала надо уклониться от зла, потом сотворить благо.

И вот переживание о том, что еще не наступило, порой бывает хуже самого этого события, печальней самой этой истории. Вот от этого рождается уныние, печаль, апатия, бездеятельность, безверие, опускаются руки. Преподобный Серафим Саровский так и говорил: «Нет страшнее греха уныния». И преподобный Иоанн Лествичник нам об унынии говорит, от чего оно проходит: «Оно проходит от рукоделия, от псалмопения и от молитвы с верой сподобиться вечных благ от Бога». От рукоделия – всегда надо, чтобы была какая-то занятость. От псалмопения – это любая молитва. И от молитвы с верой сподобиться вечных благ – чтобы человек не пребывал в этом состоянии, потому что оно душегубительно. И для этого у нас есть один пример.

Однажды в Оптиной у нас в трапезной рассказывали такую притчу. Заведующий нашей трапезной оставил открытыми неполные трехлитровые банки со сливками. Дело было летом. У нас там есть пруд, а в нем водятся лягушки. Они запрыгали, и две лягушки попали в эти банки. А у нас еще был один зоолог, он их разговор расшифровал, этих лягушек. Одна в банке сидит и говорит: «Туши свет. Высокие края, выбраться невозможно». Лапки сложила и на дно. Другая: «Умирать, так с музыкой. Что-нибудь попробуем». Как начала лапами болтать. Потом смотрит – под ногами какой-то твердый предмет, а это оказался взбитый кусок масла, она оттуда выпрыгнула и жива до сих пор. Легенда - легендой, но вот если помирать, то что-то надо делать, что-то надо предпринять, особенно то, что касается нашей с вами бессмертной души.

Однажды к одному подвижнику, который по зависти бесовской впал во все всевозможные грехи, явился дьявол ... А тот пришел как ни бывало в храм с желанием начать новую жизнь. Вот он пришел, упал, а ему дьявол говорит: «Ты за свои преступления перед Богом, за то, что ты попрал монашеские обеты, будешь на самом дне в аду». А он смотрит на дьявола, перекрестился и говорит: «А ты ниже меня будешь, потому что я хоть и последний, но Божий, а Бог своих не сдаст». И опять покаяние, хлеб и вода, затвор, как у Киево-печерских святых, и под конец жизни всю жизнь оплакивал свой грех, как оплакивал его первоверховный апостол Петр, всю жизнь, когда слышал пение петуха, а стал через покаяние, через подвиг, через жизнь, через смерть за Христа, первоверховным апостолом.

К чему я все это говорю и куда я все это клоню? У нас осталось до Пасхи еще целых три недели. Книга Иоанна Лествичника должна быть у вас в каждом доме, она должна лежать в прямом смысле под подушкой, чтобы после вечерних молитв, когда вы легли в свою кроватку, а после 40 лет - бессонница, а бессонница, как сказал великий философ Иоанн Ильин, это милость Божья к человеку. Почему? А потому, что дней осталось мало, а молодежь спит много, и она просыпает лучшую часть своей жизни. А Господь старым людям после 40 дает бессонницу, чтобы они вместо восьми часов спали четыре и жили в два раза длиннее. А потом, во время бессонницы человек думает – делать нечего. Вот она лежит, на правый бок, потом на левый, потом: ««Господи Иисусе Христе, помилуй мя», потом на правый: ««Господи Иисусе Христе, помилуй мя», на левый. Кстати, Иисусова молитва помогает от бессонницы. Я замечал: ложишься спать с четками, а четки рубят всем семиглавым драконам головы и хвосты». «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» – чпок! – и хвоста нету. «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» – чпок! – полхвоста нету. И потом бац! – и проваливаешься, сразу засыпаешь. А без молитвы никак не можешь заснуть.

Так вот чтобы не было пустого времяпровождения во время бессонницы, открывайте Лествичника. 1–2 странички – и всё. Это лекарство для души. Вместо снотворного лучше читать святых отцов. Это тоже будет своего рода снотворное, лекарство для души. Обязательно должны после моих слов прочитать Иоанна Лествичника. Будете подходить на исповедь в следующий раз или к причастию, и у вас спрошу: «Лествичника прочитали?» – «Нет, не прочитали». – «Ну хоть начали?» – «Начали». Ну тогда допущены будете. Потому что это книга жизни, это фундамент. Это так и называется – лестница. Наверх хотите? Хотим. Добраться до Бога хотим? Хотим. Надо начинать сейчас. Потому что он показывает нам весь путь, как уклониться от зла, от страстей и грехов и как стяжать святые добродетели.

Поэтому в этот святой праздничный день будем молиться преподобному и богоносному отцу нашему Иоанну Лествичнику, чтобы у нас возникло усердие и любовь к его труду, даже если на первых порах будет что-то непонятно. Потому что она для всех – для первоклассников, для третьеклассников и для десятиклассников – она для всех. И чем нас радует преподобный Иоанн Лествичник, не только священников, не только монахов, но и радует 90 % мирян, которые стоят здесь, что он пишет. Ему задали вопрос живущие в миру люди. Он говорит: «Они спросили меня, как спастись. Как живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями можем подражать житью монашескому? Я ответил им: все доброе, что только можете делать, делайте. Никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосердны, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой части, то есть не прикасайтесь к чужому ложу, будьте довольны своими женами или мужьями. Если так будете поступать, то недалеко будете от Царствия Небесного».

Как, оказывается на первый взгляд, все просто. И именно на пике поста церковь впоминает память Иоанна Лествичника – чтобы это не прошло мимо ушей, чтобы мы пришли домой с этими книгами, которые есть в наших книжных лавках. Это чрезвычайно важно для спасения, для души, чрезвычайно душеполезно, чтобы это стало достоянием нашего с вами ума, нашей с вами памяти. И только тогда мы хоть шаг за шагом сможем пройти тою жизнью, которой прошли эти угодники Божьи, прошли по этой лестнице, и оказались на Небе с Богом.

Помоги нам всем, Господи, молитвами преподобного и богоносного отца нашего Иоанна Лествичника, пройти, хотя бы не пройти, а встать на эту ступеньку лестницы добродетелей, чтобы Господь протянул с 30-й ступени к нам руку и забрал нас к Себе. А Он сказал в свое время: «В дому Отца Моего обителей много. Я увижу вас, тогда возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас». Потому что Царствие Божье можно выразить одни словом, этим словом сам Христос выразил, что такое Царство Небесное или состояние в Царстве Небесном – это радость. «И радости вашей никто не отнимет у вас». Аминь!

игумен Мелхиседек

 

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция