Главное

Расписание богослужений

DSC_7374Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня день воспоминания Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Пророк Исаия нам говорит о Христе распятом, о Христе замученном: «Он явлен был за грехи наши, и мучен был за беззакония наши; наказание мира нашего на Нем, и Язвою Его мы все исцелились».

Сегодня с вами мы сораспинались со Христом, если можно так сказать, когда мы всю Страстную седмицу вспоминали Его честные страдания, Его жизнь, Его последние минуты, Его погребение, Его бичевание, Его терновый венец, Его багряницу, Его распятие и страшное умирание на кресте.

Для простых людей очень важны последние слова близких им людей, они вспоминают последние слова отца или матери, или завещание своего учителя, или близкого человека, и это становится им благословением на всю их жизнь, потому что они как бы исполняют их последнее желание. Даже в миру принято исполнять последнее желание умирающего человека. Во всяком случае, когда-то это было именно так. Когда люди умирали христианской кончиной, безболезненной, непостыдной, мирной; когда мать или отец призывали своих детей и что-то им говорили напоследок: кому как жить, кому с кем помириться, кому что поделить, кому что достанется; это завещание было самым главным и определяющим на всю их жизнь.

Когда мы с вами всю Страстную седмицу вспоминали Евангелие и вспоминали последние дни и часы нашего Господа, какие последние слова, какие конкретно семь слов, семь фраз сказал Христос со креста, чтобы это каким-нибудь образом стало для нас ориентиром в нашей с вами жизни? Когда Господа распинали, первые слова, которые Он произнес, были именно такие: «Господи, прости им! Не ведают, что творят!» И именно на эти слова мы с вами и должны ориентироваться в своей жизни, когда вдруг, как нам кажется, какая-то клевета, или напраслина, или какие-то неприятности мы несем от своих родных и близких. Христос первый показал нам путь к спасению: всепрощение, распятие себя ради своих родных и близких. «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят!»

Как говорил старец Паисий Афонский: «Включайте добрый помысел, не нарочно, не со зла». Однажды псалмопевец Давид, когда его гнали; когда его слуги готовы были вытащить меч и разобраться с его гонителями, сказал: «Оставьте их, ибо Бог сказал им ругать Давида!»

Какие слова мы еще слышим со креста? Рядом с Ним умирал сораспинаемый с ним разбойник, и он обратился к Нему со словами: «Господи, достойное по делам нашим приемлю; помяни мя, Господи, во царствии Твоем!» И что же тогда услышал он? «Ныне со мною будешь в раю!» Кому это было сказано? Человеку, у которого все руки были в крови. Но между покаянием и раем нет почти никакого расстояния.

Однажды ученик спросил учителя: «Где находится Бог? Где небо и где земля?». И тогда тот ответил: «Там, где покаяние, там земля становится небом; само небо сходит на землю». Златоуст однажды сказал: «Не падать свойственно ангелам, падать и вставать свойственно людям; а падши, никогда не вставать свойственно одним только бесам. И мы будем осуждены не за то, что мы пали, а за то, что мы, падши, не встали». И далее Златоуст говорит: «Наши грехи – это горсть песка, брошенная в море». «Нет, – говорит он, – я ошибаюсь; море имеет предел, а милосердие Божие предела не имеет».

Вот и мы в нашей с вами жизни, как бы мы ее ни прожили, как бы мы ни прошли этот Великий пост, в котором надеялись и принести плоды покаяния, и принести Христу и любовь, и добродетель, и милосердие, и сострадание; но почти впустую прошел этот пост. Но мы все должны знать, что только одна покаянная просьба, вздох пройдет небо, если он от всей души. «Достойное по делам моим приемлю!» – должен сказать от всей души человек внутри своего собственного сердца, и только тогда услышит Божественный глас Христа-Спасителя: «Ныне со Мной будешь в раю!»

Нам всем, когда у нас благополучие, когда у нас достаток, довольство, хорошее настроение и самочувствие, тогда мы, может быть, бываем движимы заповедями любви к Евангелию, друг к другу. Нам иногда ради Бога хочется быть милостивыми, делать добрые дела, когда у нас есть настроение, и когда у нас есть к этому возможность. А Господь другими словами показал, что даже тогда, когда ничего у тебя нет, даже тогда, когда ты сам находишься при последнем издыхании, ты и тогда должен жить ради других, ты и тогда должен руководствоваться в своей жизни чувством любви.

probodГосподь (вы сами знаете, как это было) страшные страдания претерпел на кресте, и умирающий, вдруг видит Свою страдающую, плачущую Мать. И Он в этот момент говорит, обращаясь к ученику, к Иоанну Богослову: «Чадо, се Мати твоя!» А обращаясь к Своей Матери говорит: «Жено, се сын твой!» Зная, что Его Мать остается одна, без Него, без помощи, без заступления, без охранения, и все человечество в лице Иоанна Богослова вручает Матери Божьей: «Жено, се сын твой!», а Иоанну Богослову: «Се Мати твоя!», показывая нам, что до последнего издыхания человек должен думать в своей жизни не только о себе, но и о своих родных и близких.

Чему еще учат нас слова Господа? Когда после всех этих страшных мучений, терзаний Господь вдруг переживает такую страшную богооставленность, то есть, испытал все наше человечество до конца, как будто в этот момент Божество, с которым Он был соединен неслитно, неразлучно, нераздельно, неизменно, вдруг отступает от Него; и вдруг Он остается так же, как порой мы можем остаться одни, один на один со своей смертью, со своим умиранием. И Он восклицает: «Боже, Боже, вскую оставил Мя еси?» Если Бог прошел через это испытание – испытание богооставленности, то и каждый человек в своей жизни пройдет через свою Голгофу, и каждый человек пройдет через это состояние, если он не привык в жизни дышать Богом, жить Богом, и умирать с Богом.

Потому что мы, подвизаясь в своей жизни, как бы каждый день соумираем со Христом, и мы будем петь эти дивные пасхальные песнопения, которые исполнены глубочайшего смысла. «Спогребохся Тебе вчера, Христе, совосстаю днесь, Сам мя спрослави, Спасе, во царствии Твоем!» «Спогребохся Тебе вчера» – будем мы петь на пасхальном каноне такие слова; и соумираем со Христом, и есть надежда и совосстать с Ним. И всем нам пример – Его человечество, что после того, как разрушена смерть, не надо бояться смерти. Никогда человек не будет иметь этого состояния до такого предела, как имел Христос, состояния богооставленности, если его ум, душа и сердце всегда с Богом.

Какие слова мы еще слышим со креста? «Жажду!» Легионеры подумали, что Он хочет пить. Рядом нашелся сосуд с уксусом и с желчью. Один из воинов напоил губу, вонзил на копье и поднял ее ко Христу, чтобы хоть сколько-то смочить Его запекшиеся кровью и жаждой от кровопотери уста. Господь вкушает этой желчи и этого уксуса.

Имелась в виду не только одна эта человеческая жажда, жажда простой воды, но жажда спасения рода человеческого от греха, проклятия и смерти. Господь вместо вкушения Адамова запретного плода, когда он переступил волю Божью, вместо него вкушает всей желчи, всего уксуса, вкушает всей скорби, всей клеветы, всех страданий, всей человеческой немощи, греха и злобы; вкушает и испивает страдания до самой последней капли.

А когда все это произошло, Господь говорит другие слова: «Совершилось!» Что совершилось? Совершилось спасение рода человеческого, совершилось искупление, и была принесена эта кровавая Жертва ради того, чтобы искупить весь род человеческий от греха, проклятия и смерти. Чтобы все грехи всего мира взять на Себя, и в Самом Себе исцелить падшего Адама, а в Адаме и весь род человеческий.

И какие слова мы слышим дальше, которые мы слышали со креста? «В руци Твои, Господи, предаю дух Мой!» Только пройдя весь евангельский путь до конца, только пройдя весь свой жизненный крестный путь, только испив всю чашу, которую дает нам Отец наш Небесный, исполнив волю Божию, только тогда может человек до конца иметь надежду. «В руци Твои», не в какие-нибудь другие, в Твои Божьи, «В руци Твои, Господи, предаю дух мой!»

Дай Бог, чтобы и вся наша жизнь была исполнена пути Христова, чтобы вся наша жизнь прошла по заповедям евангельским, чтобы мы с вами имели надежду воскресения, чтобы мы имели надежду, и в момент нашего умирания могли сказать эти слова: «В руци Твои, Господи, предаю дух мой!»

И сегодня мы стоим перед этой гробницей, тело Господне погребено и почивает в святом гробе, запечатан печатью Его гроб, и кажется, что все кончено. И тогда, дые тысячи лет назад, ученики переживали, не имели никакой надежды; и Мать «растерзалась утробою», как мы сегодня слышали в чине плача Богородицы в чине погребения.

Но мы с вами дети Евангелия, мы с вами сыны воскресения. И именно сегодня, казалось бы, в этот погребальный, печальный и сугубо покаянный день, за этим гробом уже брезжит рассвет, за этим гробом уже брезжит и уже намечается светлое Христово воскресение. Мы слышали пророчество Иезекииля: «Скажи, оживут ли эти кости?» И тогда на глазах пророка кости стали облачаться плотью, кожей. Это было пророчество о всеобщем воскресении, которое ждет верных, а значит, ждет и нас, сынов воскресения, которые имеют надежду на это воскресение.

Дай Бог, чтобы вся наша жизнь пошла именно под этим светом, озаренная солнцем Христа, этой истиной Христова воскресения, Который сказал: «Я пришел, чтобы имели жизнь, и имели с избытком», и что «придет тот день и придет тот час, когда мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышавши, оживут. И воскреснут одни, творившие добро – воскресение жизни, а творившие зло – воскресение осуждения». И мы с вами надеемся на воскресение жизни, потому что кто-то из мудрых наших поэтов сказал: «Смерть есть к жизни приближение, к жизни той, где смерти нет».

И мы, во время пасхального песнопения, во время пасхальной службы, услышим слова Иоанна Златоуста: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» Воскрес Христос, и нет ни одного во гробе; воскрес Христос, и ликуют ангелы; воскрес Христос, и мы совоскреснем с Ним силою, любовью, милостью, добротою, чудом, благоговением и благодатью воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. Да будет это со всеми нами! Аминь.

Игумен Мелхиседек

 

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция