Итак, совершилось. Совершилось дело нашего спасения, дело нашего избавления, дела нашего соединения вновь с Богом. Вновь человеку возвращён потерянный рай. Всё это совершилось на Голгофском Кресте, на страшном Голгофском Кресте, на Котором и сейчас, подходя к Кресту, лобызая Его, мы видим умиротворённого Христа, висящего на древе.
Но надо представить, каково было это иго, какие страдания, какое бичевание, когда Тело Его приняло 39 ударов от римских легионеров по приказу Понтийского Пилата, который хотел Его отпустить, не хотел, чтобы распинали Его, думал, что иудеи, эти кровавые звери, будут удовлетворены тем, что увидят избитого, израненного почти до смерти Человека. И римские легионеры по приказу Понтийского Пилата, чтобы показать, что Он почти вкусил смерть, дали Ему 39 ударов плётками, на которых были наконечники с гвоздями, которые буквально изодрали на кусочки Его Тело.
И когда одели Христа Спасителя в красную хламиду как бы с иронией, с насмешками, насмехаясь над Ним, Пилат выводит Его к народу и говорит: «Се, Человек» (Ин. 19:14). Показывает, насколько Он измучен, изранен. Пилат сам был поражен, насколько Он был близок к смерти, какие вкусил страдания. Из этого становится понятным, почему Христос не смог до Голгофы донести свой крест, как донесли свои кресты два разбойника. Под тяжестью креста Он много раз падал, так что римские легионеры заставили Симона Киринейского нести Его крест, потому что Христос был не в состоянии нести из-за тех страданий, из-за того кровопролития, которое совершилось ещё до крестных страданий, неимоверных и страшных страданий, которые Он претерпел.
Последние слова с Креста Христа Спасителя, обращенные к Небесному Отцу, были таковы: «Отче! В руки Твои предаю Дух Мой» (Лк. 23:46).
Таким образом, каждому из нас показал, чем должна закончится в идеале наша с вами жизнь. Она должна закончиться так, чтобы с чистой совестью, с чистой душой смогли сказать своему Небесному Отцу: «Отче, в руце Твои предаю дух мой». И действительно предать дух в руки Божии. Вот так и надо прожить свою жизнь, чтобы мы и жизнь свою, и смерть свою могли посвятить Богу. И до конца предаться в руки Божии, как бы нам непонятно, как бы нам страшно не были бы и наша жизнь, и наша судьба, и наша болезнь, и наша смерть. Но чтобы мы честно и смело и с верой, а самое главное с любовью смогли сказать: «в руце Твои предаю дух мой».
Дай Бог, чтобы наша жизнь закончилась также, хотя бы также в тысячной доли подобия, как она закончилась у Христа Спасителя. И чтобы вся наша жизнь уже сейчас была посвящена Богу. Уже сейчас сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим. Если это будет на самом деле, если смысл нашей жизни будет в том, чтобы исполнять волю Христа Спасителя делом, тогда и вся наша жизнь будет иметь естественное продолжение, то, которое было начато здесь, на земле. Если наша жизнь здесь была с Богом, то она и там будет с Богом. Если она здесь была с молитвой, значит, будет и там с молитвой. Если она была здесь в любви, значит, будет и там в любви. Потому что начатое здесь - там будет преумножено в тысячу раз!
Господь говорит нам: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:21-22).
И дай Бог, чтобы наша христианская, святая, православная жизнь закончилась теснейшим соединением с нашим Господом, Которому мы верим, Которого мы любим, и чьи слова, чью волю, чьи заповеди по возможности стараемся в своей жизни исполнить, чего бы это не стоило. Он устроил нашу с вами жизнь, то, что мы имеем возможность молиться в Храме, то, что мы имеем веру, то, что мы имеем причастие, то, что мы имеем надежду в жизнь вечную, - это всё благодаря крестным страданиям, жизни и смерти Христа Спасителя.
Поэтому «да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет, но взирая на Христа Спасителя да возопиет Ему»:
Слава Тебе, Боже, Священный;
Слава Тебе, Боже, Всесильный;
Слава Тебе, Боже, Долготерпеливый;
Слава Тебе, Боже, Безгрешный;
Слава Тебе, Боже, дарующий нам жизнь вечную. АМИНЬ.
игумен Мелхиседек