Христос Воскресе!
«Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся, и возвеселимся в онь». Еще раз наша Святая Церковь призывает нас к великому торжеству и к великой радости, чтобы приобщиться дню Воскресения Христова.
Сегодня, во второе воскресенье после Пасхи Христовой Святая Церковь напоминает нам о великом чуде, которое было через 8 дней после Воскресения нашего Господа. Ученики Спасителя сказали апостолу Фоме: «Мы видели Господа воскресшего». Он вечером уже явился им в Сионской горнице, когда двери были затворены. И в седьмой день опять является ученикам и Священное Писание говорит нам, что двери были также затворены. «Мир вам», - говорит Он, являясь ученикам и Фоме, который сомневался в воскресении Господа и говорил: «Я не поверю до тех пор, пока не вложу руки мои в ребра Его и язвы Его». И вот Господь является ради Фомы, чтобы и его уверить в Воскресении, в истинности Своего Человечества. Он обращается уже не ко всем апостолам, а к апостолу Фоме и говорит: «Фома, подойди ко Мне и вложи руку твою в ребра Мои, в язвы Моя и не будь неверующим, ко верующим».
Господь явился при дверях затворенных, осязательным образом. Для нас это тайна: как физическое тело проходит через затворенные двери, как его можно осязать своими руками, как Господь пьет со Своими ученикам и апостолами. Но мы веруем, что и наше тело будет преображено, не будет таким дебелым, каким мы его имеем сейчас, но будет таким, каким его устроит Господь. И мы с вами воскреснем не только душой, но и телом. Об этом свидетельствует нам само Воскресение нашего Господа Иисуса Христа.
Святые отцы говорят, что язвы Он будет носить на Своем теле вечно, чтобы вечно свидетельствовать о Своей любви к нам. Чтобы тогда, когда явятся праведники в Царствие Небесное, то увидят они Господа Воскресшего с распростертыми руками и увидят эти язвы на руках, и будут у них тогда слезы радости, что любящий Господь положил за нас душу Свою. И наоборот, когда грешники явятся к лицу Божию, увидят эти язвы, которые будут свидетельствовать о том, что Господь все сделал для того, чтобы человек не погиб, но имел жизнь вечную, тогда заплачут они слезами раскаяния, но будет уже поздно, потому что именно сейчас мы выбираем вечность: жизнь или смерть.
Когда Господь явился апостолу Фоме и тот уверился, что перед ним тот Господь и Спаситель, который ходил по земле, проповедуя и уча народ, воскрешая мертвых, то он, исполненный опытной веры, воскликнул: «Господь мог и Бог мой!» И после этого уже непоколебимо верил душой и телом, сердцем и волей в Воскресшего Господа.
И Господь обращается уже не к нему, а ко всем, последовавшим за Ним, и говорит: «Блаженны не видевшие, но уверовавшие». Мы с вами действительно блаженны, потому что имеем веру, надежду, откровение Божие о мире, о человеке, о душе, о спасении и вечной жизни. Это откровение сделало нас с вами сынами Божиими, сынами Воскресения, потому что Господь сказал: «Я теперь вас уже не называю рабами, но называю вас друзьями, потому что сказал вам все, что велел Мне Отец Мой Небесный». В Великую Субботу мы вспоминали о семи великих словах, которые сказал Господь на Кресте. А сегодня мы вспомним о тех словах, которых сказал Господь уже после Своего воскресения, о тех семи благодатных дарах, которые Он открыл миру.
Нам с вами, если мы любим Господа, должно вникать в каждое слово Священного Писания, потому что оно бесконечно велико, значительно и ценно для нашей души. Сам Господь сказал: «Исследуйте Писания, потому что в них вы надеетесь иметь жизнь вечную». Это действительно так, потому что слово Божие питает душу. Первыми словами, которыми Господь приветствует после Своего воскресения жен-мироносиц, были: «Радуйтесь, радуетесь и паки реку радуетесь!» Нам во Христе даровано это благодатное состояние и апостол Павел называет признаком Царствия Божия именно это состояние радости. Апостол Павел говорит нам: «Царствие Божие - это не пища или питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе».
А сейчас мир гоняется только за пищей и питием, и это уподобляется тому, как будто он пьет соленую воду, чем больше ее пьет, тем больше хочется; а радости в своей жизни не имеет, потому что не в куске хлеба, не в колбасе и мясе заключается эта радость и не в материальных благах, за которыми сейчас люди с таким безумием гоняются. Они думают, что будет у них сейчас чуть больше денег, будет у них вместо одной машины, две, вместо одной квартиры - три, то будет у них радость. Нет, на самом деле все это миф, это пар, который повляется только на малое время, а потом исчезает. А мы с вами, может быть, не имеем того, что имеют люди мира сего, но зато мы имеем нечто большее, что пребывает с нами все время, независимо от нашего материального состояния. Мы имеем ту радость, которую дает Господь.
Далее Господь говорит Своим ученикам: «Не бойтесь»! Ничего не бойтесь в своей жизни, потому что Он дает нам мужество переносить все те испытания и скорби, которые для нас неизбежны. Господь не сказал, что избавит нас от скорбей, Он сказал, что «в мире скорбны будете, но дерзайте, ибо Я победил мир». И победа Христова есть основание нашего мужества, чтобы мы смело, не взирая ни на что, смотрели в вечность и знали, что скорбям, испытаниям, болезням и самой смерти будет положен конец нашим воскресением, которое даровано нам Господом.
За этими словами Он говорит им: «Мир вам»! Он дает нам не тот мир, который дает эта жизнь, но дает мир внутренний, мир сердца, мир с Богом, мир в своей собственной совести и душе. Христианин не будет уже после грехопадения разлажен. Господь собирает воедино и ум, и сердце, и чувства. То, что желает ум, то будет желать и сердце и чувства. И человек будет весь единым, таким, каким он был по сотворении, до грехопадения. Каждый последователь Господа должен этот мир хранить в своем сердце, это состояние мирности нам Господь дает как Свой дар и мы должны его нести и не разорять его своим раздражением, гневом, злобой, недоброжелательством, памятозлобием. Этот хрупкий мир особенно дается нам в святых таинствах, после молитвы. Иоанн Лествичник говорит: «когда ты помолишься, то бывает особое состояние мира, умиротворенности. Тогда наблюдай, потому что враги будут выводить тебя из этого состояния. Когда помолишься как должно, жди то, чего не должно, т.е. будь готов к тем испытаниям, искушениям, которые последуют за молитву. Но помни, что Господь дал тебе этот дар, чтобы ты его не расточил, но сохранил». Епископ Феофан говорит нам глубоко назидательную вещь: «Когда ты стоишь на правиле, когда совершаешь молитву и молишься со вниманием, и вдруг к тебе придет человек или постучатся и попросят исполнить послушание или доброе дело, или придет к тебе друг, что же должно делать и как поступать? Оставить ли молитву и исполнить послушание и дела любви? Оставь молитву, и исполни дело любви и послушания». А те чувства, те расположения душевные, которые ты стяжал во время молитвы, ты сохрани их и покажи на самом деле в обращении с людьми и в твоем собственном послушании. Просил ты у Господа о прощении, и сам будь кроток и исполнен всепрощения, просил у Господа мира, благости, доброты и любви - сам покажи в своем сердце благость и любовь.
Святитель Феофан говорит, что это доброе дело станет как бы продолжением молитвы. Когда мы не раздражимся от того, что нас оторвали от молитвы, не скажем: «подожди, я правило дочитаю, а потом исполню, что вы мне сказали». Нужно оставить молитву и проложить ее делом своим, миром, который ты стяжал во время этой молитвы.
После этого Господь призвал Своих учеников, дунул и говорит: «Приимите Дух Свят: кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся». Это великая милость Божия, что нам дарована возможность своей собственной волей и произволением из книги жизни свои грехи изглаждать. Туда вписывается, - как нам свидетельствует церковь, - каждая мысль, каждое слово, каждый шаг, правый или не правый взгляд. И эта книга следует за нами и является нашим осуждением или оправданием. Господь дает нам возможность изгладить все то порочное и греховное, что мы по своей немощи, по забвению совершаем. Никогда ни в каких грехах своих не должно отчаиваться: мы с вами каждый день моем руки и не отчаиваемся в том, что они спять пачкаются. И никто не должен говорить: «а чего я буду каяться в том же, опять согрешу, опять будет то же устроение души». Да, действительно, есть грехи великие, которые требуют мгновенного оставления и нельзя к ним никогда возвращаться. Но бывает у нас такое душевное устроение, как гордость, тщеславие, уныние, леность, ложь и лицемерие - грехи, в которые мы вольно или невольно впадаем. Но все равно мы должны каждый день в них каяться и не думать о том, что и дальше мы будем также грешить. Руки свои всегда возможно поддерживать в чистоте, также и душу необходимо поддерживать в чистоте искренним раскаянием в своих грехах.
Господь дает этот дар Своим ученикам и последователям. Он посылает их в мир и говорит: «Шедше в мир весь, научите вся языки, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Дарует великие таинства церковные, самым первым из которых является Крещение. Всего таинств в церкви семь. И этими таинствами мы должны пользоваться и прибегать к ним, как можно чаще. Нам дано таинство исповеди и причащения, к которым мы должны прибегать как можно чаще и жить этим даром.
Старец Нектарий Оптинский сказал: «Не ищите никакого чуда, самое главное чудо, которое даровано нам - это Святая Божественная. Литургия, которую нам по возможности никогда не должно пропускать». И каждый воскресный день можно эту Пасху Христову еще раз переживать в храме, молиться о своих родных, близких, заблудших людях, не имеющих еще откровения и пути истины. Потому что одно произносимое в храме "Господи, помилуй!" выше псалтири, прочитанной в келье наедине.
И последний дар, который Господь оставил нам и о котором свидетельствует Священное Писание - есть дарование Самого Себя этому миру. Он сказал: «Се Аз с вами есть во вся дни до скончания века». Господь уверяет каждого из нас, что все, что происходит в этом мире - малое или великое, все совершается Промыслом Божиим и все мы живем под Богом. Этого мы никогда не должны забывать и иметь постоянно память Божию.
Апостол Павел заповедал нам: «Когда вы говорите, говорите как бы перед Богом во Христе», и мы должны в своем сердце носить память Божию и творить, как нам заповедали святые отцы непрестанную внутреннюю молитву Иисусову. Она нам дарует мир, радость, мужество и постоянное ощущение присутствия Господа. Святые отцы говорят, что Церковь есть Тело Христово, а дыхание церкви - молитва Иисусова. Поэтому будем как можно чаще ею дышать, к ней прибегать, «чтобы молитва, - как нам сказал Иоанн Златоуст, - поглотила Господа сердцем и чтобы Он наше сердце взял в Свои руки». Тогда мы с вами не будем похожи на Фому Неверующего, но в своем сердце будем слышать голос Божий о воскресении, о вере, о том великом, к которому мы все с вами призваны.
И дай Бог, чтобы мы некогда во время оно, когда благоволит Господь, услышали блаженный Его глас: «Приидите, благословеннии Отца Моего Небесного и наследуйте Царствие, уготованное вам от сложения мира». Аминь. Христос Воскресе!
Игумен Мелхиседек