Главное

Расписание богослужений

1_1256Во имя Отца и Сына и Святого Духа !

В сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, святая матерь наша Церковь заповедала вспоминать святых Жен-мироносиц, тех святых угодниц Божиих, которые достойно послужили Господу. И не случайно, что именно в этот второй по Пасхе воскресный день мы ублажаем их память, восхваляем их подвиг, труды, любовь, веру и надежду.

А почему они называются Женами-мироносицами? Потому что они не оставили Спасителя в последний момент Его земной жизни.   На третий день после положения Его во гроб (на субботу пришлась ветхозаветная пасха, и по закону надлежало всем оставаться в покое) в воскресенье рано утром каждая из них взяла благовонное миро, чтобы воздать последние почести по восточному обычаю умершему человеку и они отправились ко гробу. И что для нас поразительно: когда Жены-мироносицы шли туда, они еще ничего не знали о воскресении Спасителя. Они шли и рассуждали между собой, кто им отвалит камень от двери гроба ибо «велий зело». Но у них была и любовь, которая движет не только камнями, но и сердцами, и желание послужить Спасителю, чего бы это им ни стоило.

 

Они своими глазами видели, как приваливали камень к двери гроба и как к нему прикладывали печать Синедриона (верховного судилища первосвященнического) и как была приставлена стража, которая охраняла гроб в оправдание своего безверия и безбожия, чтобы ученики не украли тело и потом бы не сказали, что Он воскрес. Три препятствия было на их пути, и, несмотря на это, Жены-мироносицы идут ко гробу. Вот это свидетельство горячности веры и любви к Богу и выше всякой логики и привычных понятий, выше всех препятствий, которые случаются на пути любого человека. И эта их вера была вознаграждена, потому что именно им первым, а не апостолам, явился Спаситель со словами: "Радуйтесь, не бойтесь". Они от страха и радости пали на землю и желали дотронуться до Него.  Господь не позволил Марии Магдалине сделать это, потому что, как толкует нам епископ Феофилакт Болгарский, она еще не понимала, что перед ней воскресший Спаситель. Он говорит ей:" Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему, а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Богу вашему" (Ин, 20, 17). Мария Магдалина еще не могла вместить своим человеческим рассуждением вот этого великого чуда воскресения Христова. А Женам- мироносицам Он дает прикоснуться к себе, чтобы они убедились, что перед ними не призрак, не галлюцинация, но действительно Он сам. Эту радость они потом понесли во весь мир,  и стали "апостолами для апостолов", - как говорит Иоанн Златоуст. Потому что они самим апостолам благовествовали эту великую и неизреченную радость. Для нас же открывается здесь закономерность духовной жизни:  т.е. с нашей стороны сначала вера, труд, преодоление, казалось бы, неимоверных препятствий, а потом вознаграждение.

Жены- мироносицы шли и рассуждали между собой, кто им отвалит камень от двери гроба. Так и в нашей жизни мы должны задумываться, кто отвалит камень от двери гроба нашего собственного сердца, т.к. порой у нас бывает только вид благочестия, христианства и православия .

"Вы, - говорит Господь, - ходите как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того" (Лк. 11, 44), -  т.е. как гробы красивые, и люди не знают, что они внутри полны мертвых костей.  Что же это за камень, который не дает во всей полноте воссиять в нашем сердце Христу Распятому и Воскресшему, не дает воссиять тому Царствию Божию,  ради которого пришел Господь. Он об этом так говорил, что Он пришел для того, чтобы ученики Его имели плод - это плод любви Божией, которую мы должны умножить. Господь говорит: «Уже и секира при корне дерев лежит и всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и в огонь бросают" (Лк. 3,9).  Об этом камне есть несколько толкований и рассуждений. Святой епископ Игнатий Брянчанинов говорит, что у дверей сердца почти каждого христианина лежит камень бесчувствия, неверия, холодности, уныния, печали и прочего. Дело в том, что именно эти воспользуется диавол для нашего обольщения в последние времена. В первые века христианства враг рода человеческого через гонителей, императоров-безбожников действовал открыто, физически уничтожая христиан первых времен. "Тогда, - говорит епископ Игнатий, - этот был взаимный подвиг, взаимное видение того, как святые принимают различные мучения, как некоторые из них видят отверстые небеса и Бога, через своих ангелов укрепляющего их, каждый тогда был готов пострадать за Христа».

Вспомним пример святых мучеников Адриана и Наталии. Когда его временно отпустили из тюрьмы, и Наталия увидела его дома, то хотела закрыть двери дома своего, потому что в ужасе подумала, что он отрекся от Христа. Она поносила его разными словами как отступника, предателя и Иуду. Ему пришлось очень много времени потратить, чтобы ее успокоить и доказать, что он только временно отпущен убийцами.  Для христиан первых времен это было выше всего - свою жизнь отдать за Христа. И они взаимно назидали и вдохновляли друг друга.

Вспомним свв. мучениц Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию. Вспомним еще один случай, когда женщина шла с ребенком, а  недалеко от города казнили христиан. Навстречу шел воин, у которого осталась еще какая-то совесть, и говорит ей: "Жена, зачем ты движешься туда и еще с собой прихватила младенца?" Она говорит ему:" Я хочу пострадать за Христа, а чтобы сын мой не лишился мученического венца я и его с собой взяла". Для нас все эти вещи слишком высоки и непостижимы, потому что мы живем в совсем другое время. Епископ Игнатий говорит, что искушения христиан последних времен будут гораздо тоньше, обольстительнее и хитрее. Враг рода человеческого – дьявол - будет подступать к сердцам христиан безчувственностью, маловерием, малодушием, холодностью, забывчивостью, всеми средствами и всеми возможными способами  будет стараться уменьшить ревность о благочестивой жизни. Без этой  мы становимся безоружными и тогда дьяволу не стоит труда возобладать над нами.

Епископ Игнатий говорит, что заведенный порядок благочестивой жизни, домашнее правило, круг обязанностей семейных, христианских, родительских или попечение о своих родителях должно нами выполняться постоянно и не ослабевая, но, наоборот, прибавляя ревность и увеличивая труды. Нельзя допускать ослабления ревности и нашего вдохновения, которое дает поначалу Господь всем авансом, а дальше мы должны его поддерживать, чтобы этот огонь ревности о христианской жизни был в нашем сердце всегда.

У прп. Серафима Саровского спрашивали, почему сейчас нет таких подвигов, нет той любви, той ревности, которые были у святых и надежды, и он отвечал: "Христос вчера, днесь и во веки тот же, готовый помогать, укреплять и приходить на помощь". Единственное, чего не хватает христианам сейчас, это ревности. Когда человек поставит перед собой какую-то духовную планку и поставит неукоснительно, тогда уже даются Богом и силы все это нести.

Приехала одна женщина и говорит: " Батюшка,  раньше, когда вы дали мне большое правило, я в 5 утра вставала, исполняла его, весь день благодатно проходил, и были силы, все успевала сделать. А потом все меньше и меньше стала его исполнять, и успевать ничего не успеваю и молитвы мало, душа не успокаивается и чувствую, что все охладело. А когда исполняла большое правило, от этого и радость была, и благодать, и сила, и помощь». Не надо пугаться того,  к чему мы можем себя понудить,  ибо через это понуждение Господь дает силы, ревность и внутреннее укрепление, чтобы все это пронести и сохранить до конца. Нам об этом камне, который лежит у каждого сердца, надо думать и бояться этой безчувственности и холодности, о которой сказал Господь через Иоанна Богослова в Апокалипсисе: "Ты ни холоден и ни горяч. О, если бы ты был холоден или горяч! Но ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моиx" (Откр. 3,15).

Нежелание себя понудить, боязнь лишних волнений и хлопот, стремление к спокойной жизни - это самое бедственное состояние. И сегодняшний пример Жен-мироносиц нас подвигает к мысли, что недостаточно одной только веры, внутреннего какого-то переживания, необходимо еще и служение. У Жен-мироносиц оно было очень простое. Они пришли воздать последние почести мертвому человеку, как они помышляли о Господе.  А Он навсегда вписал их за этот подвиг в Книгу Жизни, так что сразу после Пасxи, после Фоминой недели, вспоминаются Жены-мироносицы. И нам надо в своей жизни тоже что-то сделать для ближних, для церкви, для Бога. Пусть это будет что-то небольшое, какая-то маленькая часть, важен сердечный настрой. Апостол нам говорит, что вера без дел мертва. И вот к этому надо себя постоянно направлять.

Вспоминая Жен-мироносиц, давайте и мы  задумаемся о себе, какой у нас может быть образ благочестия и в чем мы можем им подражать. На каждой женщине лежат заботы и попечение о семье: ее благочестии, нравственности, ее духовном климате. Все это зависит именно от женщины, от жертвенности ее служения, горячности ее веры, внутренней ее твердости. Сейчас мы большей частью думаем о внешнем благополучии детей, о том, какое дать им образование, как их одеть,  обуть, накормить и прочее. В старых книгах по Закону Божию есть некая оговорка. Там говорится, что священник, законоучитель, больше всего должен следить за тем, чтобы у детей было доброе сердце, крепкая вера, истинность и правдивость. Вот эти качества и мы должны сделать приоритетными в жизни наших детей.

Вспомним преподобную Анфусу, мать святого Иоанна Златоуста, которая в 23 года осталась вдовой. Она не стала заниматься обустройством своей жизни, а жила ради Бога и ради своего собственного сына.  И посвятила ему всю свою жизнь. Кого она воспитала?  Иоанна Златоуста, учителя церкви, чью Литургию мы служим каждый день, кроме Великого поста, писаниями его питается весь православный христианский мир.

Блаженная Моника, мать святого блаженного Августина, епископа Медиоланского, учителя западной церкви вымаливала его день и ночь, когда он еще не знал Бога и вел жизнь, далекую от христианства. И через ее святые молитвы ему уже в зрелом возрасте было даровано такое покаяние, что он сам потом стал учителем покаяния. У него есть замечательная книга "Исповедь", в которой он излил свое сердце перед Богом и показал всю глубину отпадения человека от Бога и, наоборот, глубочайшее чувство любви к Богу, которое вознесло его на высоту святости.

Жизнь этих святых матерей должна стать примером и для нас.

Будем просить у Жен-Мироносиц веры, деятельной жертвенной любви, чтобы мы не только одними словами, но наипаче делами это засвидетельствовали, чтобы за их святые молитвы нам всем наследовать жизнь вечную. Аминь.

игумен Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция