Главное

Расписание богослужений

945933_626997463978410_870222984_nВо имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Поздравляю с праздников Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Господь, как нам говорит Евангелие, когда вознесся от своих учеников, то это восхождение сопровождали ангелы, которые апостолам сказали: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом судить миру всему. И поэтому у нас –время ожидания начала новой жизни, начала будущего века, о котором сказано: «Нового неба и новой земли чаем, в них же правда живет».

А чтобы это небо уже сейчас реально было на земле, надо сейчас жить по этой правде, по правде Божьей. Надо сейчас уже жить этой духовной жизнью, ища, прежде всего, Царствия Божьего. «Все остальное приложится нам», - сказал Господь. А что значит – жить духовной жизнью? Прежде всего, искать Царствия Небесного. Святые отцы в святой жизни называли главным трезвение, и говорили, что нет ничего важнее, как быть в этом трезвении, в памяти Божьей. А что значит – быть в трезвении? Значит, свою жизнь соотносить с Евангелием. А каким образом? Наблюдать за своими мыслями, за своими словами, и за своими поступками. Они в духе Евангельском, или они в духе мира сего, о котором апостол Павел сказал: «Мир во зле лежит. А те, кто христовы, те, кто распяли свою плоть со страстьми и похотьми». Человек должен наблюдать за своими мыслями, словами и поступками, чтобы мысли были чистыми, чтобы слова были правильными. Об этих словах апостол Павел сказал: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе, для наставления в вере, чтобы оно доставляло благодать слушающим. А всякий крик, и злоречие, и злословие, со всякой злобою да будут удалены от вас». Еще апостол Павел нам говорит: «Всякий человек да будет медлен на слова, медлен на гнев, скор на слышание, потому что гнев не творит правды Божьей». Если человек будет следить за своими мыслями и своими словами, уже того многого зла, которое происходит от дурных мыслей и от дурных слов, будет меньше, и то Царствие, которое мы чаем, будет приходить в нашу с вами повседневную жизнь.

Кто-то говорит о том, что одолевают часто мысли те или иные: дурные, похотливые, лживые, завистливые, осудительные, раздражительные. Преподобный Исаак Сирин сказал: «Праздный ум – седалище дьявола».  Важно, чтобы ум всегда служил Богу. Исаак Сирин сказал: «Если ты не покоришь своего ума Богу, ты его обязательно покоришь сопротивному», то есть, противнику Божьему – дьяволу. И поэтому праздномыслие, пустомыслие, а, тем более, зломыслие – это и есть тот самый ад, который когда-то, может быть, еще наступит, но который реально происходит в нашей жизни, если мы допускаем его внутрь себя. И, наоборот, рай наступает, когда ум заполнен богомыслием, когда ум заполнен молитвой о себе, о семье, о благостоянии святых Божьих Церквей, заполнен молитвой о душевном мире. И самое главное, борьба с этим пустомыслием, потому что мы с вами живем, кроме сна, если от двадцати четырех часов отнять восемь, шестнадцать часов находимся в трезвении, находимся в какой-то душевной деятельности. И если шестнадцать часов думать все время о ерунде, или быть с какими-то мыслями, не обязательно даже греховными, но пустыми, то это чрезвычайная трата времени, и душе она никакой пользы и никакой радости не доставляет. А если эти шестнадцать часов наполнить духовным содержанием, тогда это и будет Царствие Небесное, пришедшее в силе, о котором многие говорили, когда подходили и спрашивали: «Батюшка, а как научится Иисусовой молитве?» Я сказал: «Ты знаешь, меня однажды книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу» потрясающе вдохновила». И этот раб Божий говорит: «Точно, и я когда эту книгу прочитал, и я когда-то попытался все время возможное от работы, возможное от общения, возможное от послушания, посвящать внутренней, духовной, сердечной, внутри человека пребывающей молитве». У человека была такая радость, Господь открыл. Я говорю: «А дальше что? Почему ты не пошел по этому пути?» Он говорит: «А я и сам не знаю, все как-то закрутилось». Так и закрутилось, и вспоминаются слова преподобного старца Паисия Афонского, который говорит: «Мы когда были маленькими детьми, я среди своих сверстников, которые были далеки от веры, наблюдал такую нехорошую игру или забаву: они ловили лягушку, сажали ее в банку, и потом потихоньку на нее лили кипятком. Они нальют, она первый раз дергается. Когда наливают второй раз, она дергается меньше. Когда наливают в третий раз, она дергается еще меньше. А четвертый – еще меньше. Вот так и дьявол, по капле обливает нас. Сначала мы дергаемся, и думаем, что это плохо, греховно, это дурная мысль, дурное слово». А кто-то из мудрых людей сказал: «Страшно сделать первый шаг, страшно первый раз что-то сделать. Или не сделать». А потом совесть все меньше и меньше реагирует на это дьявольское обольщение. Потому поначалу у всех нас была и ревность, и желание, и какой-то духовный поиск, и желание каких-то новых духовных перспектив. А потом эта постепенная духовная рутина все нас, почему-то, вот так захватывает, и на уровень школьников опять за ноги с неба спускает. Потому что многие из нас хотели в духовную жизнь забраться на небо, и делали эти практические шаги и поступки, а потом повседневность захлестнула всех нас.

Поэтому сегодняшний праздник опять нам выстраивает эту духовную вертикаль. Опять устраивает нам эту перспективу, куда мы должны стремиться в своей ежедневной, мысленной, внутренней жизни, которая кипит, или, наоборот, спит внутри каждого из нас. Горе имеем сердца, мужи израильские, тот же Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, судить всему миру. И ученики, провожали взглядом Господа, Который благословлял их, и говорит Писание: «Он благословлял их», и не сказано в Писании, что благословил их, и закончил благословлять. Нет, это благословение вознесшегося Христа прибывает на апостолах, и на последователях апостолов, то есть, нашей Церкви. Пребывает до второго пришествия Господня. И Писание говорит:  «И они вернулись в Иерусалим, и были всегда в церкви, хваляще и благословяще Бога».

Вот откуда у человека хваление и благодарение - от всегдашнего желания пребывать в доме Отца, в доме Божием, Царствие Небесном. Потому что храм – это Небо на земле, это кусочек Рая, это уже кусочек и время, которое уже посвящено Вечности. Это приоткрытая дверь в Вечность, потому что многое, что сейчас совершается в Церкви, будет похоже на ту жизнь, которая будет нам в Вечности. Поэтому милость Божья, что мы с вами верующие люди, милость Божья, что наша жизнь наполнена жизнью с Церковью.

Это уже жизнь будущего века. Поэтому, стремитесь использовать вот это время, которое отвел нам Господь. Мы часто говорим: «А какие у меня таланты?» Или когда читаем в Евангелии: «Господь дал одному три, пять, десять талантов». Само время, и вот этот четверг – это талант, который дал тебе Бог. А в конце дня он спросит: «А что ты в этот день умножил, во что ты превратил это время? Это время стало служить Вечности, или ты в это время набрался только грехов и дурных дел, мыслей и поступков?» Нет, я молился о семье, я был в храме, я позвонил своему знакомому, напомнил ему о празднике Вознесения. Я попытался еще какое-то доброе дело сделать, о котором мы с вами должны думать творчески: «Господи, кому и чем я могу сегодня послужить?»

Есть жизнь лично-полезная, а есть жизнь общественно-полезная. А еще есть жизнь церковно-полезная. Поэтому мы, начиная с лично-полезной жизни, должны думать о церковной: сначала помолиться, чтобы мозги правильно работали, чтобы силы были, вдохновение, а потом подумать и об общественно-полезной. А общественно-полезная жизнь – это тогда, когда человек вспоминает слова Господа: «Я пришел не для того, чтобы Мне послужили, но для того, чтобы послужить». Раньше медицинская помощь заключалась в том, что человека мазали маслом, вытяжкой из трав на оливковом масле. Авва Дорофей говорит: «Врач или человек, который хочет помочь больному, он это масло или лекарство сначала наливает на свою руку». То есть, он первый получает это врачество, тот, кто хочет помочь. Поэтому и мы должны об этом думать. Мы хотим помочь, а этим помогаем, прежде всего, самим себе, своему душевному, духовному человеку.

Дай Бог, чтобы этот праздник Вознесения нашу жизнь и наши мысли возносил. Горе имеем сердца, не только во время Божественной Литургии, а в нашей, мирской, повседневной жизни двадцать первого века, в которой мы с вами живем. Едем в метро, пусть это не будет пустотой, пусть это не будет пустым времяпрепровождением. Разные способы с пользой провести это время: наушники с аудиокнигой, телефон или персональный компьютер с житиями святых или толкованиями Евангелия. Если живем еще в двадцатом веке, значит, с книжкой с крупным шрифтом. И пусть это будет несколько страниц, но это была попытка, даже в подземелье, но быть с Богом. Когда человек будет это время, это подземелье освещать духовным наполнением, тогда, когда он окажется дома, когда он окажется в храме, он уже будет подготовлен, он уже будет разогрет, он уже Богом будет награжден за то, что в тяжелейших условиях, но старался быть с Богом. А когда ему доставилась такая возможность, быть с Богом, его так накроет, потому что он уже этого ждал.

Когда человек не ищет ни там, ни там, когда говорит: «Я пришла в храм, такая рассеянность, я половину службы собиралась с мыслями». А вторую половину службы что делала?  «Вторую половину вроде молилась». Я ей говорю: «Молитва начинается, и должна начинаться, задолго до храма». Чтобы, придя в храм, это уже был пик, было восхождение на гору, а этот восход начинается постепенно, во всей нашей повседневной жизни. Еще одна сегодня подходит и говорит: «Не успела сегодня прочитать Правило к Причастию, поэтому буду причащаться завтра». А когда же ты с утра собиралась прочитать это Правило к Причастию? Когда мы готовимся причащаться, например, в воскресный день, мы должны Правило и молитву свою совершить в субботу утром, на свежую голову. А потом, в субботу парко-хозяйственный день, уже после того, как мы положили фундамент этой духовной жизни. Потом всенощная, потом только вечерняя молитва, а в воскресенье уже в храм, уже Причастие. Все заранее, потому что, если человек заранее не сделал, этот человек вообще никогда ничего не сделает. Поэтому, горе имеем сердца не только во время храмовой молитвы, а повседневно, постоянно, каждый драгоценнейший час времени наполняя духовным содержанием.

Дай Бог всем вам духовной радости, возрастания в духе, возрастания в правде, возрастания в истине, возрастания в радости духовной. Как сказал святитель Филарет Московский: «Знаете, что надо, чтобы Бог был с нами? Надо, чтобы мы были с Богом». И поэтому Вам представляется еще одна хорошая возможность в этот сегодняшний день – наполнить духовным содержанием, и приумножить этот день, кто – в три, кто – в семь, а кто – в десять раз. Будем всю эту неделю трезвено, всю эту неделю сосредоточенно, молитвенно ожидать сошествия благодати Святого Духа, когда мы в день праздника Святой Троицы будет воспевать молитву Святому Духу: «Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякой скверны. И спаси, Блаже, души наши».

А эта неделя – неделя ожидания, неделя духовного подвига, сосредоточенности перед великим днем Святой Троицы. Причастников, всех вас, сердечно поздравляю с принятием святых Христовых таинств, пусть эта духовная радость будет как можно дольше в уме, в душе, в сердце хранимая молитвой, доброделанием и молчанием. Аминь.

Архимандрит Мелхиседек

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция