Во имя Отца, и Сына, и Святого духа!
Однажды апостол Иоанн Богослов сказал: «Братья, будем любить друг друга, потому что любовь от Бога. Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог пребывает в нем, потому что Бог есть Любовь».
Мы празднуем сегодня день нашего Бога – Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Троица единосущная, нераздельная, единославная, единопрестольная, единовечная, едноблагодатная, единоцарственная. Празднуем день Боголюбви, потому что Бог-Отец жертвенно любит Сына и Духа Святого. Сын жертвенно любит Отца и Святого Духа. Святой Дух жертвенно любит Отца и Сына.
И нам пример, для каждого из нас, что любовь – это и есть жертвенное служение друг другу. И пребывающий в этом служении пребывает в Боге, пребывает в Церкви, потому что Церковь – это и есть единство в любви. И стремящийся к этому жертвенному служению, стремится к Богу. Как однажды сказал авва Дорофей: «Центр этого мира – Бог. Мы все – радиусы. И если мы все, как радиусы, стремимся к центру, то мы и приближаемся друг к другу. И приближаясь, сближаясь друг с другом, мы невольно стремимся к центру, то есть приближаемся к Самому Богу».
И поэтому всякое разъединение, всякая обособленность, всякий эгоизм, всякое дело против единства есть дело против Бога. И наоборот, единство в Боге, соучастие, сострадание, сопереживание, сочувствие, внимательность – то, что нас сближает с Церковью, друг с другом в служении друг другу, в подражании Христу все это служит Самому Богу.
Господь нам так и говорит: «Я пришел не для того, чтобы мне послужили, но чтобы послужить». В русском языке слово «любовь» настолько затерто, настолько многопланово и многопланово в негативном смысле, что не передает всего того духовного содержимого, которое вкладывала и вкладывает в это слово святая Церковь. Под любовью именуется и подразумевается, прежде всего, жертвенное служение.
Вспомним слова Иоанна Богослова: «Тако возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Жертвенное служение и есть высочайшее проявление этого чувства – чувства любви. И Господь о Себе сказал, об этом жертвенном служении: «Я имею власть от Бога жизнь Мою отдать и жизнь Мою приять. Но Я отдаю жизнь Мою, и за это любит Меня Отец Мой небесный». Служение Христа тоже было жертвенным.
Апостол Павел нам так и говорит: «Будем любить друг друга не словом или языком, но делом и истиной». И когда мы в этом жертвенном служении, мы тогда в служении Троице.
Однажды преподобный старец Нектарий Оптинский сказал, казалось бы на первый взгляд, парадоксальную вещь. Он сказал, что служение матери-христианки есть служение Святой Троице. Как это понять? Вот священники служат Святой Троице, дьяконы служат Святой Троице, певчие служат Святой Троице. А причем здесь женщина-христианка? Как она может служить Святой Троице?
Ее служение старец Нектарий уподобил служению Святой Троице, потому что служение матери-христианки своей семье – это есть тоже жертва: жертва временем, жертва покоем, жертва здоровьем, жертва благополучием, жертва успокоенностью. Это всегда крестоношение, всегда понуждение ради мужа, ради детей, ради престарелых родителей. Бесконечные готовки, стирки, уборки. И вдруг старец Нектарий говорит: «Это есть служение Святой Троице». Почему?
А потому что она, христианка, уподобляется в этом служении Самому Богу, Который тоже есть жертвенное служение этому миру: «Тако возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».
И сегодня мы слышали потрясающие слова: «Ты принимаешь молитвы наши о иже во аде держимых, Ты возводишь и низводишь. И после Твоего воскресенья смерть для верных уже не смерть, но преставление от худшего к лучшему, от печальнейших к веселящимся, преставление к вечно ликующей и никогда не скончаемой жизни». Вот что сделало жертвенное служение Христа для этого мира.
И когда мы служим друг другу по мере наших сил и возможностей, мы уподобляемся в этом Богу. И не только служение женщины-христианки, но и служение мужа, без которого невозможно это служение, который греет, питает, кормит, содержит, горбом зарабатывает трудовую копейку для своей семьи, для своих родителей, родных и близких, о которых нам святые отцы сказали: «Любовь, - то есть жертвенное служение, - должна начаться с наших родных и близких, но она не должна ими ограничиваться».
Старец Амвросий Оптинский, когда к нему приходили со своими житейскими проблемами и честно говорили ему: «Ты знаешь, отче, а я не имею любви к мужу или к жене», - говорил: «Если не имеешь этого высокого чувства, которое приходит со временем, если не имеешь этого чувства и состояния, если не имеешь любви, делай дела любви, и придет любовь». Делай дела любви – вот нам заповедь, вот нам путь, вот нам фундамент и направление нашей с вами жизни.
Мы называемся детьми Божьими, мы называемся детьми Церкви, мы называемся детьми Любви. Как порой бываем мы далеки именно от этого, от жертвенного служения. И мы должны в своей жизни перестать мыслить категорией «Я» и научиться мыслить категорией «Мы».
Вчера одна раба Божья говорит: «Сидим с мужем на воздухе. Закусали комары». И она говорит ему... А муж не воцерковленный, а она многолетняя прихожанка нашего храма. И она ему говорит: «Володя, меня закусали комары, и я пошла домой». Он смотрит на нее и говорит: «Если бы ты была настоящей христианкой, ты бы сказала: «Володя, нас закусали комары, пойдем домой»». И она говорит: «Он мой учитель». Человек в храм не ходит, с любовью довозит ее до храма, гуляет по подворью или по Покровскому храму, терпеливо ее дожидается и потом отвозит домой. Даже он проникся этим. Если евангельская жизнь, то это категория «Мы», но не категория «Я».
И вот так, друг другу помогая... Как говорит апостол Павел: «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов». Нам в Церкви даны все шансы, чтобы мы стали детьми Любви, потому что Церковь – это врачебница. Как нам читает священник во время общей исповеди: «Пришел еси во врачебницу да не неисцелен отыдеши».
Мы это все понимаем своим умом и сердцем. Все мы хотим быть любвеобильными, внимательными, сострадательными, сочувственными, добрыми, отзывчивыми. Но как только доходит до дела, вдруг наш эгоизм побеждает желание нашего сердца. И мы понимаем, мы боремся с этим эгоизмом всю свою жизнь. И понимаем, что сами, одним только умом соображаем и сердцем откликаемся на это, а в повседневной жизни этого в большей части не получается. Если бы это все получалось одним только напряжением ума и каким-то внутренним действием, то не нужен был бы ни Христос как Спаситель, ни Церковь как больница и врачебница, ни священники, ни таинства Церкви. Если бы можно было все это достичь самим собой. Нет.
И поэтому мы живые и можем как-то двигаться кверху, только приобщаясь к благодати Божьей, которая разлита не вообще где-то и как-то, а она в Церкви. Потому что Святой Дух сошел не куда-нибудь, а сошел в общину апостолов, которые жертвенно служили друг другу в любви ради Бога. И вот сюда приходит Святой Дух. И из простых рыбаков делает их, как мы слышим в этот праздник в тропарях, мудрецами: «Иже премудрые ловцы явлей». То есть, ты явил мудрецами простых ловцов, то есть, рыбаков, и ими уловил всю Вселенную. Куда уловил? В сети Церкви, в сети спасения, чтобы это бушующее море не проглотило их, и девятый вал не накрыл их безвозвратно с головой.
В Церкви дана эта благодать и эта возможность стать новыми людьми через Таинства, через жизнь Церкви, через приобщенность к благодати Святого Духа, которая через молитву, через богослужение, через исповедь и святое причастие изобильно изливается в душу верующего человека. Когда он хоть на несколько секунд во время святого причастия, но бывает святым и освященным.
Ради этого божественная Литургия: «Святая святым, претвори их вином и хлебом, и их преобрази». Это таинство о том, чтобы мы преображались. И чудо преображение возможно. Как простой хлеб и простое вино наитием Святого Духа становится истинной Кровью и истинным Телом Христовым, так и мы, простые, грешные, в XXI веке живущие люди, хоть на какие-то секунды, на какие-то мгновенья благодатью просвещаемся. Только бы мы хранили эту благодать, которую Господь дает каждому из нас изобильно.
Храните эту благодать исполнением заповедей на деле. Как сказал апостол: «Будем любить друг друга не словом или языком, но делом и истиной». Как мало этого дела среди нас для Церкви, друг для друга.
Я вспоминаю одно потрясающее событие в нашей жизни. И на ум мне приходит очень и очень мало этих конкретных примеров жертвенной любви среди нашей общины. Умирала монахиня Анна, которая служила на подворье, расписывала храм. И она периодически была в первом хосписе, в котором была создана потрясающая, домашняя, душевная, сердечная обстановка, когда сестры и персонал заботились об умирающих людях (и мы это видели) как о своих родных и близких. Наши сестры периодически туда ездили, навещали матушку Анну. Мы причащали ее.
И вдруг наступил момент... У нее была 80-летняя мать. И когда очередной раз ей сказали, что мы привозим ее домой, она сказала, потому что она была вне Церкви, вне истины, вне любви, а поэтому и вне Бога... Она говорит: «Я не могу за ней досматривать». Она в 80 лет говорит: «Я еще должна пожить для себя». Вы представляете? В 80 лет.
И когда возникла ситуация, куда ее везти (потому что домой родная мать не принимает, не хочет умирающего человека брать к себе), подходит другая раба Божья, предпенсионного возраста и говорит: «Батюшка, может быть, благословите матушку Анну ко мне привести?» Совершенно, абсолютно посторонний человек по родственным связям, но воспринявший ее как свою сестру, говорит: «Может быть, ее мне взять?» В двухкомнатную квартиру, когда сама на таблетках (стенокардия, давление и прочее). Честно говоря, я был потрясен готовностью послужить умирающему человеку. А чем я был еще больше потрясен – никто из священников ее об этом не просил, не подсказал и не намекнул. Добровольная жертва любви.
Этот случай крайний. Вся наша жизнь из маленьких мелочей. И дай Бог, чтобы мы каждый день, просыпаясь утром, так же, как Бог заботится о нас, каждое утро, каждый день, начинающийся уже под покровом Божьим, чтобы мы, начиная день, подумали: Господи, пока еще есть силы, кому я могу послужить, что доброго сделать. Или делом, или словом, или молитвой, или соучастием в жизни родных и близких. Любовь должна начинаться с нашей семьи, но она не должна ограничиваться только ею.
Лучше, пока есть силы кому-то служить, не дожидаясь, когда возникнет необходимость, чтобы кто-то начал нам служить. Дай Бог нам всем умереть на своем рабочем месте. То есть, на служении, а не с пролежнями валяться, потому что мы всю жизнь заботились только о самих себе. И получим то, что в своей жизни сеем.
И дай Бог, чтобы мы с вами под конец нашей жизни могли бы сказать с одним из наших святых. По-моему, это был Амвросий Медиоланский, который сказал: «Господи, делай со мной то, что я делал с моим ближним». У кого из нас язык повернется сказать так? Такого мы делали нашим ближним иногда... А если ты в любви, в милосердии, в сострадании, в помощи, в соучастии – Господи, делай со мной, что я делал с ними.
Вот поэтому задумаемся этот великий и святой день – день нашего Бога, день Святого Духа, день явления Святого Духа и благодати Святого Духа в Церкви – мы-то в церкви или нет, мы в жертвенном служении друг другу или нет, мы в единстве или в разделении, мы в любви или нет, мы с Богом или нет.
Дай Бог, чтобы этот святой и праздничный день наполнил всех нас благодатью, наполнил всех нас Божественной Любовью, чтобы мы еще и еще раз задумались, кто мы с вами есть, какая честь, благодать и слава дарована нам. Нас Бог называет своими детьми. Если он нас так называет, тогда мы такими и должны быть через жизнь в Церкви и с Церковью. Чтобы мы больше всего в своей жизни стремились не к тому, чтобы было у нас, а стремились к тому, чтобы было в нас. Потому что то, что в нас будет гораздо важнее, чем то, что у нас.
Если в нашей душе любовь, благодать, вера, жертвенное служение, то Царствие Божие в силе уже в нас. Поэтому все остальное будет уже не так важно. Здоровье, возраст, то, что есть в руках, то, что есть в холодильнике – это уже будет второстепенным, потому что радость и благодать, и приобщенность, и защищенность от Бога будет внутри такого человека, который живет любовью.
Кто-то из святых сказал: «Вам сложно понять, что такое Троица. И мне сложно вам это объяснить. Но я вам скажу кратко: там, где любовь, там и Святая Троица». Аминь!
Архимандрит Мелхиседек