Главное

Расписание богослужений

icon19Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!  Аминь.

Ныне возлюбленный Господи, братья и сестры, ликует вся вселенная, ангельский и земной мир. Церковь Небесная и церковь земная, видимый мир и невидимый, вспоминает память святых первоверховных апостолов Петра и Павла, земных ангелов и небесных человек. Какими похвальными словами говорит святая церковь: восхвалим, прославим святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Церковь уподобляет их иерихонским трубам, которые вострубили всему языческому миру, обошли его, и разрушили стены неверия. Святая церковь уподобляет их духовным орлам, которые воспарили над всей вселенной, просвещая ее светом истины.

Иоанн Златоуст сказал: «Я бы хотел обойти святой град Рим, где эти верховные апостолы закончили свою жизнь. Я бы хотел пройти по этим камням, по которым ходили они. Я бы хотел приложиться своими губами к праху их одежды, от тени которой исцелялись немощный, слепые, хромые, убогие. Я бы хотел приложиться к праху их рук, которыми были написаны эти небесные послания; которые возродили, которые возвысили, которые очистили меня. Я бы хотел приложиться к праху их уст, которыми всему миру было возвещено святое Евангелие.

О блаженный Рим! Ты имеешь не каменные ограды, которые ограждают тебя от всякого зла. А ты имеешь мощи святых первоверховных Апостолов Петра и Павла, ограждающие тебя от всякого зла, врагов видимый и невидимых. И если мы призываем в молитвах святых первоверховных апостолов Петра и Павла, то их молитвы становятся и для нас оградой, пристанищем, помощью и святыней».

Об апостоле Павла однажды Златоуст сказал: О блаженна душа Павла, не было мужественнее ее и не будет. Если небо ликует только об одном только кающемся грешнике, то небо возликовало, когда Павел отверз свои уста. Потому что не одного человека он привел к покаянию, а многих людей привел к Христу, и тем возвеселил небо и землю. Он из людей делал ангелов. Что я говорю из людей, он людей, которые по своим грехам уподоблялись самим бесам, он и этих людей приводил к Христу. Павел, говорит Златоуст, выше неба, выше солнца, потому что когда солнце светит на землю, оно взращивает плоды, и солнце возрождает всякое произрастание, и всему дает жизнь. Но солнце не может возродить и восстановить уже загнившее, а Павел возрождал и загнившее, и к Христу приводил тех, на кого не было надежды никакого спасения. О блаженная душа Павла, высотой своей ты подобная небу. Солнце уступает ночи, но когда Павел открывал свои уста, тогда был побеждаем сам дьявол. Вот такова мужественная душа этого великого мужа.

Однажды он про себя сказал: «Я бы желал отлученным быть от Христа ради братии моей по плоти». И в Послание к Филиппийцам пишет: «Не знаю, что выбрать, желаю разрешиться и быть с Христом. Но я вижу, что дело моей проповеди приносит пользу, не знаю, что выбрать, но останусь с вами, чтобы дело моей проповеди завершилось, и принесло обильный плод», это пишет он в Послании к Филиппийцам. И тогда на эти слова Златоуст рассуждает: вы посмотрите на то, какая великая и мужественная душа Павла! Кто из воинов воевав, получил раны, имею перед собой победные венцы и трофеи, видя уже покой, похвалу, прием у самого царя, вдруг опять надевает латы, вдруг опять берет меч, и опять возвращается на поле битвы? Кто из купцов переплыв бурное море, перенеся ни один шторм, перенеся ни одни страдания, ни одни испытания, искушения, вдруг уже видит тихую пристань, куда уже готов направить свой корабль, разгрузить его, получить прибыль, наслаждаться миром, тишиной и покоем, вдруг обратно разворачивает свой корабль, и опять идет в бушующее море?

Я не знаю таких воинов, говорит Златоуст, я не знаю таких корабельщиков, но такова была душа Павла, которая видела покой, но ради братии, ради проповеди, ради спасения ближних, избирает труд, подвиг и страдания.

 Вот память таких апостолов мы сегодня празднуем, вот какой святыне мы с вами поклоняется. Вот как Златоуст мечтал поклониться их праху, и однажды сказал: «Если ты когда-нибудь услышь проповедующего, слова апостолов Петра и Павла, и у тебя не будет возможности записать эти слова на бумаге, то напиши их на своей одежде, носи их в своем сердце, носи их в своем уме. Потому что эти слова сделают тебя из мертвого живым, из тленного не тленного, из земного небесного, из душевного духовного». И мы с вами счастливые люди, что мы прихожане этого святого храма, что апостолы Петр и Павел покровители этого святого храма, что особые молитвы возносят они от всех тех, кто с любовью, верой, надеждой, упованием прибегает под покров их святых молитв. Но мы должны слышать слова еще одного апостола, апостола Иакова, который говорит: «Будем не слушателями забывчивыми, но исполнителями дела». Исполнителями слова самим делом. Апостол нам заповедует: не обманываетесь, Бог поругаем не бывает. Сеющий в плоть свою, от плоти пожнет тление, сеющий в дух, от духа пожнет жизнь вечную». Сеющий скупо, скупо и пожнет, сеющий щедро, щедро и пожнет, сеющий с благословением, с благословением пожнет, сеющий без благословения, без благословения и пожнет. Мы должны об этом помнить, об этом ревновать, потому что тело возвратится в землю, из которого оно и было создано, а дух пойдет к Богу. И вот об этом духе, о своей бессмертной душе, будем ревновать так, как ревновал апостол Павел. И тогда мы будем иметь поистине самое главное – свободу от греха. О которой сказал Христос: «Я пришел, чтобы вы были свободными».

 Иудеи говорят: мы рождены не от прелюбодеяний, мы дети Авраама, и никому, никогда не были рабами. А Христос говорит: Всякий творящий грех есть раб греха. Он пришел, чтобы люди имели свободу, свободу от греха, свободу от страха смерти. Не боялись самой смерти, потому что Христос победил и саму смерть. О которой апостол Павел говорит: «Если Христос не воскрес, то тщетна наша вера». И поэтому «живем ли, для Христа живем! Умираем, для Христа умираем! И никто для себя не живет, и никто для себя не умирает. Смотри, говорит он, зерно, которое упало в землю, если не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода, так и воскресение мертвых. Сеется в немощи, восстает в силе, сеется в уничижении, восстает во славе, сеется тело телесное, восстает тело духовное. Есть тело телесное, и есть тело духовное, - это нам говорит апостол Павел.

 И он однажды сказал в одном из своих посланий: «Для меня жизнь – Христос, и смерть приобретение». Вот какую веру мы должны иметь с вами, о какой вере молиться, какой надеждой жить! Жить надеждой на воскресение мертвых, но это воскресение начинается с воскресения нашей бессмертной души, которая порой бывает мертва грехом, страстями, искушениями. И для нас жизнь должна быть Христом, и смерть тогда будет приобретением. И о наших страданиях, о наших смертях, апостол Павел говорит: «Я думаю, что кратковременные, легкие страдания производят в безмерном избытке вечную славу». Только бы нам остаться верными до конца, как остались верными празднуемые ныне святые апостолы Петр и Павел. Их же святыми молитвами Господь сохранит каждого из нас на всех путях нашей с вами доброй христианской жизни. Сохранит и первопрестольный град наш в вере и благочестие, сохранит народ наш православный в святой христианской вере. И дай Бог, чтобы каждый из нас, хоть в маленькой степени, но в любви, в вере, в служении друг другу, уподоблялся этим святым апостолам. Которые сказали: «Будем любить не словом или языком, но делом и истиной, и тогда наследуем жизнь вечную», где несть ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь и радость бесконечная. Аминь.

архимандрит Мелхиседек

 

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция