Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. И упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Таким словами, возлюбленные о Господе братья и сестры, святая матерь наша Церковь празднует Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Первый двунадесятый праздник в начале всего церковного года, начало нашего спасения, начало осуществления призвания каждого из нас к жизни вечной. «И упразднив смерть, дарова нам живот вечный».
Это начало праздников, начало нового года, начало новых событий, которые мы с вами будем переживать, участвовать, вспоминать, проживать свою жизнь вместе с жизнью церкови. И сегодня, как никогда, надо положить правильные основания, правильный фундамент, правильное начало нашего с вами дела – дела духовного возрастания в Боге.
Строитель и архитектор сначала чертят план, а прораб и инженер закладывают правильный фундамент, благодаря которому все здание стройно, твердо, основательно и благополучно, и по кирпичу, кирпич за кирпичом, возрастает во славу Божию. А какое же начало, какой фундамент мы с вами должны положить, начиная этот новый церковный год?
Надо, как бы, по-новому начать свою жизнь, сказать себе: «Ну ладно, в прошлом году было то-то, то-то и то-то, не смог смириться, не смог преодолеть такой-то грех или такую-то страсть. Хотел приблизиться к Богу доброделанием и благочестием – ну ладно, но вот теперь заново с помощью Божией начну». Надо давать себе такие обещания, себе, и Богу, и церкви.
Начинать надо со слов Священного Писания, которое нам говорит: «Царствие Божие нудится и нужницы восхищают его». То есть те, кто себя понуждают.
Апостол Павел говорит: «Я забываю заднее (то есть то, что было) и простираюсь в преднее, теку к почести вышнего звания во Христе Иисусе». Плохое, что было, надо забыть, с этим распрощаться и начать заново свою духовную жизнь в этом новом церковном году.
Апостол Петр нам говорит об этой последовательности, последовательности возрастания в Боге. Он нам говорит: «Покажите в вере вашей добродетель. В добродетели – рассудительность, в рассудительности – воздержание, в воздержании – терпение, в терпении – благочестие, в благочестии – братолюбие, а в братолюбии – любовь». Вот эта лестница, на которую указывает вам апостол Петр. Вот с этого и начнем строить дом духовной жизни. С Божьей помощью, с молитвами церкви, с молитвами Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.
И сегодня тоже есть один маленький ключ и один секрет, и одно духовное открытие, как нам начать строить новую жизнь в новом году. Сегодня утром мы праздновали память преподобного Оптинского старца Макария, который подарил своими трудами и трудами его единомышленников Петра, Ивана и Натальи Киреевских, снабдил русскую православную церковь книгами святых отцов.
Именно Введенская Оптина Пустынь первая начала издавать Авву Дорофея, Иоанна Лествичника, Исаака и Ефрема Сириных, Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, Марка Подвижника, житие и поучение преподобного старца Паисия и многие другие переводы святых отцов и само Добротолюбие.
А епископ Игнатий Брянчанинов нам сказал: «В наше время, кто не читает книг святых отцов, спастись не может». И когда я утром во время проповеди спросил у тех людей, которые находились в храме сегодня утром (было человек 100): «Кто хоть раз в жизни прочитал Авву Дорофея, поучения Иоанна Лествичника?» Половина подняли руки, а половина – нет. Это букварь школьника духовной жизни – Авва Дорофей и Иоанн Лествичник.
Вот, кто сейчас меня слышит, как школьники первого класса, давайте положим основание и правильный фундамент своей духовной жизни со святых отцов, которые нам показывают путь евангельской жизни. Это и будет правильным основанием, правильным фундаментом начала нового года.
У Иоанна Златоуста есть поучение на светлый Праздник Светлого Христова Воскресения, и все мы с восторгом слышим эти поистине золотые слова великого угодника Божия. Но когда листали его труды, то вдруг обнаружили одну маленькую жемчужину – Похвальное слово на день Праздника Рождества Божьей Матери. Златоуст с восторгом делится с нами своими чувствами и мыслями:
«Ничего не найдется у людей такого, как Богородица Мария. Перебери, человек, мысленно все создание и посмотри, есть ли что равное или большее, чем святая Богородица Мария; обойди землю, осмотри море, полюбопытствуй в воздухе, исследуй мысленно небеса, подумай о всех невидимых силах, и скажи, есть ли другое подобное же чудо во всем создании?
Небеса возвещают славу Божию, ангелы служат со страхом, архангелы преклоняются с трепетом, херувимы, не перенося, трепещут, серафимы не приступают, но, летая вокруг с трепетом, вопиют: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его». Море дрогнуло от Его голоса, облака с трепетом послужили Ему колесницею при вознесении на небо, солнце, не перенеся Его уничижения, содрогнулось, ад в страхе извергнул мертвых. Стража от стража, увидев Тебя, пала ниц, гора с пришествием Твоим задымилась, терновый куст, не вынося видения, загорелся, Иордан, испугавшись, обратился назад, море, устрашившись жезла, разделились, подчинившись Господнему удару, жезл Ааронов ради образа вопреки природе расцвел, огонь в Вавилоне устыдился числа Троицы.
И вот перечисли эти необычайные явления, и проникнись удивлением победы Девы: именно, Кого все создание со страхом и трепетом воспевало, Того Она одна неизъяснимо зачала в Своей утробе. Блаженны через Нее все женщины: женский род более не находится под проклятием. Она имела такую Отрасль, благодаря которой превзошла по славе и ангелов. Уврачевана Ева, ублажается и Елизавета, как благодатно воспринявшая биение во чреве своем Предтечи, достойна поклонения и Мария, потому что сделалась Матерью, и рабынею, и облаком, и брачным чертогом, и кивотом для Господа.
Она была Матерью, потому что родила Восхотевшего быть рожденным; рабынею – потому что природу Ее должно признавать, проповедуя о дарованной Ей благодати; облаком, - потому что от Духа Святого зачала Того, Которого бесстрастно родила; брачным чертогом – потому что в Ней Бог Слово обитал, как в брачном чертоге; кивотом – потому что не закон Она носила, а вмещала в Себе Законодателя. Поэтому скажем Ей: «Благословенна Ты между женами». Ты одна исцелила печаль Евы, одна утерла слезы плачущей, одна принесла цену для искупления мира, Тебе одной была доверена драгоценная жемчужина, Ты одна зачала без похоти и родила без страдания, одна родила Эммануила, как Он Сам благоволил. Благословенна Ты между женами, и благословен плод, а не семя; цвет, а не страсть; сияние, а не творение; сопрестольный [Отцу], а не раб; солнце, а не песок; Тот, Кому поклоняются, а не тварь; Искупитель, а не должник. Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
За всех достаточно восхвалил Тебя пророк, восклицавший: «Се, Дева во чреве зачнет». Он указал на чудо и умолчал о том, каким образом оно совершится. "И родит Сына". Указал на рождение, но не назвал его незаконным. "И нарекут имя Ему: Еммануил". Сказал о тайне и прогремел о названии. «Еже ей сказаемо с нами Бог». Предсказал рожденного Бога и заставил замолчать уста иудеев.
«С нами Бог», и угасло заблуждение; с нами Бог, и обрезание ограничено; с нами Бог, и демоны обратились в бегство; с нами Бог, и дьявол низвергнут; с нами Бог, и купель не перестает возрождать; с нами Бог, и цари чтут благочестие; с нами Бог, и церкви полны до тесноты; с нами Бог, и смерть стала сном; с нами Бог, и мертвые, радуясь свободе, восклицают: «Не ангел, не ходатай, но сам Господь прииде и спасе нас».
Рождеством и жизнью Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, память Которой мы ныне всеторжественно и всеблагоговейно торжествуем, и в нашем сердце пусть всегда звучит этот небесный глагол Божий: с нами Бог во веки веков. Аминь.
Архимандрит Мелхиседек