Главное

Расписание богослужений

AmvrosiiOpt 5Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.

Каждый святой это всегда тайна, а преподобный Амвросий – это тайна вдвойне. Он как огромный айсберг. Мы видим какую-то внешнюю часть, очень маленькую, а все остальное, самое главное, самое таинственное, оно скрыто в глубоких водах океана душ. Его старческое служение, оно было на виду у всех. Его теснили народы, приезжали люди со всех концов России. Спрашивали, вопрошали, каялись, плакали, а в тишине его келии шла невидимая миру филигранная молитвенная работа.

В тишине своего сокрушенного и очень любвеобильного сердца старец Амвросий сопереживал с миром его трагическую судьбу. Люди слышали шутку старца, слова ободрения, какие-то прибаутки, его искрометный духовный юмор. Но они часто не знали, сколько за всем этим стоит слез, сколько за этим стоит сокрушенных воздыханий, поклонов. Преподобный Амвросий через всю свою жизнь многотрудную пронес таинственные слова, которые услышал, будучи еще молодым человеком, преподавателем. Он услышал таинственные слова в журчании ручья, как он описывал потом. «Хвалите Бога, храните Бога».

И Константин Леонтьев, его ученик, в будущем монах Климент, который возрос у ног старца, он так искренне и глубоко говорил о преподобном Амвросии, о своем авве: отец Амвросий это по-настоящему Евангельский человек, для которого не существовало каких-то моральных прописей. Он был равно открыт для всех, и в каждом человеке провидел образ и подобие Божие. И вот там, в этой толпе человеческого горя, которое колыхалось у хибарки старца, у этой старческой хибарки, стояли рядом, совершенно рядом вместе: вельможа и нищий, лоснящийся дворянин и пыльный странник. Крестьянка, которая с плачем рассказывала преподобному, что у нее умирали гуси, и для нее это была самая главная трагедия в жизни. И рядом с ней стоял великий Достоевский, который искал утешения поле смерти своего любимого маленького сына.

В чем же загадка преподобного Амвросия? В чем вот этот неуловимый аромат его святости? И почему эти народы, как говорит жизнеописатель, тульские, рязанские, брянские, московские, орловские так настойчиво и так целеустремленно двигались, стремились к порогу его кельи? В чем же здесь состоит загадка?

Когда человек любуется картиной, каким-то произведением искусства, он обязательно, и каждый это знает из нас, он смотрит на эту картину с определенного расстояния. Если отойти слишком далеко, то ничего не заметишь, ни деталей, и вообще не воспримешь картину, не рассмотришь. Если, наоборот, приблизиться очень близко, то обзор все равно будет искажен. Мы видим какие-то детали, какие-то фрагменты, но мы не воспринимаем эту картину целиком. Нужно отойти на определенное расстояние. И вот то же самое бывает в общении между нами, в общении между людьми, друг с другом. Если мы удалимся от человека, друг от друга, на какое-то большое расстояние, то мы, конечно, не сможем понять человека, не сможем понять друг друга, его рассмотреть, вникнуть в его глубину. И, наоборот, если мы приблизимся, страстно приблизимся, несоразмерно близко к человеку, то может быть, мы увидим какие-то отдельные качества его души. Но все-таки мы не поймем человека в целом.

И вот так же, как и с живописью, бывает и у нас с людьми. В нашем общении нам нужно в своем сердце отыскать ту точку таинственную. Это часто бывает непросто отыскать в своем сердце эту точку, с которой мы по-настоящему сможем понять, вместить, увидеть, почувствовать человека. И эта точка – точка любви.

И вот эту тайну преподобный Амвросий очень хорошо знал. Он умел найти эту точку, с которой любого человека мог рассмотреть, понять, окружит его своею любовью. И он знал, что увидеть небо в душе другого человека можно только глазами любви. И он это небо в каждом человеке видел, видел это небо любой человеческой души. Может быть, оно еще было мрачное, может быть оно было покрыто тучами греха, порока, еще какого-то смрада, но преподобный мог искусно разогнать эту духовную непогоду в человеке, и мог зажечь, как яркое солнце сердце приходящего к нему каждого человека.

Преподобный Амвросий понимал, что горе, скорбь, страдание, нельзя просто испытать как мы испытываем часто, допустим, удивление. Мы можем испытать страх, испытать любопытство, еще какое-то чувство, но страдание, его не возможно испытать. Страдание нужно пережить, его нужно пройти и вместить в свое сердце. И вот преподобный Амвросий очень хорошо понимал, что утешать – это не просто упразднить страдание, горе человека. Его никуда часто не упразднишь, не отодвинешь на периферию жизни, потому что оно состоялось. Человек живет с этим горем, его невозможно отодвинуть в сторону. И старцы, и преподобный Амвросий помогали пережить это страдание, пережить эту скорбь, проделать вот этот порой страшный, очень тяжелый труд души, чтобы человек смог найти в себе силы в глубину этого страдания погрузиться и пережить его.

И в маленьком теле преподобного Амвросия, как говорил Константин Леонтьев, можно было увидеть в сокращение целую Россию. Сюда стремились и генералы, увешанные наградами и золотом каких-то наград, и крестьяне в стертых лаптях, калики перехожие и просвещенные студенты. Сюда посылал свой сердечный низкий поклон Кронштадтский чудотворец Иоанн. Когда к нему приезжали Шамординские сестры, он обязательно передавал поклон преподобному Амвросию. И даже запутавшийся духовно в жизни Яснополянский ересиарх после общения со старцем говорил: когда общаешься с таким человеком, то чувствуешь близость Бога.

Преподробный Амвросий – это целая эпоха. Уже выросло несколько поколений христиан, воспитанных на его письмах, на его поучениях, и, самое главное – на его молитвах. Потому что святые, они там предстоят перед Богом. О святых никогда не говорят в прошлом.

Евгений Поселянин, тоже ученик преподобного Амвросия, часто приезжавший в Оптину, припадающий к его коленям, к его стопам, к его келье, к его советам, замечательно говорит, что когда кончилась земная жизнь старца Амвросия, он поселился там, где за русскую землю предстательствуют ее святые, где пишется священная летопись Божьего народа.

И вот сегодня, в эти дни, как будто из вечности, из светозарных райских обителей мы слышим уже ставшими для многих из нас символичными, уже знаковыми его слова, его шутки, его замечательные поучения, когда он говорит: жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать. И всем мое почтение.

Преподобный Амвросий вдохновляет сейчас в современности и не только в России, а вообще во всем православном мире, вдохновляет десятки тысяч людей во всем православном мире, где бы они ни жили. И мы, каждый из нас, руководствуемся эти каждый день – идем на работу, на свое служение, на труд несения своего жизненного креста – и помним, что нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно. И мы помним, что где просто, там ангелов со ста. И поэтому сегодняшний день он, конечно, подтверждает, что в Оптиной и не только в те времена, а и сейчас все мы, люди, которые приезжают сюда, можем увидеть в сокращении целую Россию. Врачи, крестьяне, бизнесмены, профессора, рабочие, спортсмены, то есть огромный пласт русских людей, которые ищут Бога, которые желают жить с Богом, которые хотят любить Бога и ближних.

И вот преподобный сегодня всех позвал нас в святую обитель на берега Божией реки. И рака его источает токи благодати. Преподобный учит каждого из нас жить Христом, жить ближним, дышать молитвой, учит стремиться к вечности, безропотно нести свой жизненный, порой очень тяжелый, крест. Преподобный учит нас рассмотреть небо в душе нашего ближнего, нашего человека.

Каждый святой – это всегда тайна. А преподобный Амвросий – это тайна вдвойне. И пусть сегодня в этот прекрасный день, когда мы все здесь встретились под сводами этих Оптинских храмов, пусть в наших сердцах золотыми буквами любви, смирения, терпения, кротости будут написаны слова, которые великий старец, память которого мы сегодня празднуем, пронес через всю свою многотрудную молитвенную, таинственную, сокровенную жизнь. «Хвалите Бога. Храните Бога». Аминь.

Игумен Тихон

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция