Начало Рождественского поста. Множество планов... Но не успеваешь оглянуться, как наступило Рождество. Пост промелькнул, и осталось лишь чувство неудовлетворенности. Ничего из задуманного не успелось. Что сделать, чтобы пост прошел с пользой? Отвечают священники.
Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское:
Если жизнь православного человека назвать духовной бранью (а именно так понимали ее святые отцы-подвижники), то пост для верующего — это наступление. Невозможно всегда жить в полном напряжении сил — надорвешься. Но в пост именно это и требуется. Я имею в виду не надорваться, конечно, а сосредоточить все силы.
Хорошо, когда кроме общих для всех требований соблюдения поста у человека есть еще какая-то личная задача. Но такая задача — дело индивидуальное, поэтому своих прихожан, которые просят дать задание, я прошу составить план самостоятельно, а потом мы вместе его корректируем. Как правило, приходится уменьшать «нагрузку».
Лучше всего взять одно направление и над ним работать. Бывает, что люди используют пост для борьбы с какой-то привычкой: кто-то хочет бросить курить или употреблять алкоголь, кто-то берет под контроль неумеренную любовь к сладкому. Гораздо сложнее бывает контролировать свои поступки, мысли и слова — не осуждать ближних, не срываться на детей и родственников. Здесь самое главное — следить за собой и замечать моменты, когда впадаешь в грех, фиксировать их.
При реализации этой задачи возможен творческий подход — один мой друг записывает имена тех, кого осудил в течение дня, и вечером молится об этих людях, кладет за каждого поклоны. Другой носит в кармане коробочку с рисовыми зернышкми, их там определенное количество. Каждый раз, укорив кого-то или сказав недоброе слово и поймав себя на этом, выбрасывает из коробочки зернышко.
Задача поставлена ясная ― ни в коем случае не допустить, чтобы коробочка опустела до Рождества. А если опустеет... Он сам придумал для себя наказание. Очень наглядно получается. Вообще, помимо пищевых ограничений, отказ от осуждения и укорения я считаю особенно важным. Понятно, что над этим нужно работать всю жизнь, но во время поста можно и нужно контролировать себя гораздо строже и внимательнее.
Есть люди, которые с трудом переносят пищевые ограничения. Помню, одна девушка в сердцах сказала: «Зачем же Богу нужно, чтобы мы так себя мучили?» Нет, конечно, не хочет Бог нас мучить, но хочет видеть людьми сильными, свободными и волевыми. Пост ― прекрасное упражнение для развития воли.
Некоторые считают, что в пост лучше входить постепенно. Кому как. По мне ― наоборот. Чем строже начнешь, тем легче будет потом. Может быть, поэтому традиционно в Церкви принято особенно строго проводить первые и последние дни поста. Однако необходима трезвость.
Все заповеди, все правила жизни можно условно разделить на две группы: одна — «не делай», вторая — «делай». Заповедей «не делай» — больше. Когда наступает пост — количество их возрастает. Обязательно необходимо увеличить место чтения и молитвы в жизни. Включить какое-то количество поклонов. Степень всего этого должна быть индивидуальна, и желательно ― небольшая. Здесь главное ― постоянство.
Решив держаться во время поста какого-то правила, не отступать ни в коем случае. Именно поэтому говорю о неправильности перегрузок. Даже самое небольшое дело, совершаемое постоянно и неукоснительно, порой оказывается труднее, чем казалось вначале. Ну, а если по самонадеянности возьмешься за слишком большое, сначала дело пойдет бодро, но надолго ли хватит? Энтузиазм обычно через короткое время остывает, и тогда выполнять задуманное бывает тягостно до отвращения. Многие в таких случаях отказываются от задуманного, и как следствие ― чувство вины, уныние, разочарование. Совсем негоже подойти к празднику с такими чувствами.
Вообще, начиная пост, я советовал бы не брать на себя никаких обетов. Пусть вместо «сделаю обязательно» будет «постараюсь». Никаких — «все или ничего». Если удастся хоть в малой мере улучшить свою жизнь, усилить молитву, удержаться от того, что-то и дело берет над нами верх, и за то будем благодарны Богу.
Протоиерей Феодор Бородин, настоятеля храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве:
Можно много найти наставлений, прекрасно рассказывающих о том, что в пост главное, что — внешнее, что — средство, инструмент для достижения этого главного. Но мы очень часто забываем о том, что пост должен приносить радость сближения с Богом — и не только нам, но и нашим близким.
Вообще пост — это время усиленного напряжения в духовной жизни, а духовная жизнь — это стремление к стяжанию, воплощению в жизни любви. На себе это проверить можно с очень большим трудом, а вот на близких — очень легко.
Мы, к сожалению, часто так устроены, что на работе, на людях сдерживаемся. Это связано и с тщеславием, и с некоторым стеснением, с тем, что нас чужие не знают хорошо. А наши семейные знают нас как облупленных, и мы перед ними уже не скрываем никаких своих недостатков. И очень часто так бывает, что человек раздражается, кричит именно на самых своих любимых и дорогих. Самым любимым достается вся наша гадость. Это такой парадокс, связанный с нашим греховным устроением.
Именно на искоренение этого можно и направить основные усилия поста. Пусть это будет время, когда от меня не страдает ни один член моей семьи — ни жена, ни дети, ни муж, ни мама, ни теща, никто. Ни сотрудники на работе. Пусть им всем будет со мной хорошо. Я буду стараться беречь мир и доброжелательные со всеми взаимоотношения. Если сказать проще — будь солнышком для всех, с кем живешь и работаешь.
Если не получается, значит, пост срывается.
Надо постараться служить своим близким. Служить их доброму, хорошему, радостному настроению. Не перекладывать на них тяжесть своих забот и печалей, которыми нагрузили на работе, беречь их от этого. Если видишь, что жена устала, помой за нее посуду. Читай с детьми книжки, а не сиди у компьютера, гуляй с ними, еще что-нибудь с ними такое делай, что для них полезно и важно. Сказки им рассказывай. Делай усилия для того, чтобы близким было лучше и радостнее жить с тобой.
И это будет на самом деле такой проверкой, действительно ли я пощусь в душе своей, или нет.
Интересно, что мы в житиях святых, в древних патериках очень часто встречаем сюжет о том, что молодого монаха не благословляют уходить и жить одного. Потому что у него в одиночестве возникает иллюзия, что он преодолел свои страсти. И его возвращают назад, потому что только в долголетнем общении с близкими людьми, а монашеская община — это почти семья, это люди, близкие друг другу уже, — выявляются, реально становятся выпуклыми, видными все те страсти, которые в нас находятся.
Для чего Богом дается такой опыт? Для того чтобы человек узнал себя получше и сначала с этим справился, а потом уже мог подниматься на следующие ступени добродетели. А мы читаем Максима Исповедника, творим Иисусову молитву, что прекрасно и хорошо. Но при этом наши ближние очень сильно страдают от нашего раздражения, от нашего невнимания, нашей зацикленности на себе. Если начать с этого, может быть, и все остальное — и молитва, и чтение — тоже будет правильным.
Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Пресвятой Троицы в Хохлах:
Рождественский пост — подготовка к Рождеству, время говения, начало какого-то иного периода, нового исчисления своего личного времени. Во время поста меняется эмоциональная жизнь, пусть совсем немного. Меняется еда, меняется и молитва, вместе с этим меняется отношение к самому себе, появляется желание хоть как-то в себе и в своей жизни что-то поменять и привести в порядок.
Пост вообще — вещь простая. И ничего особенного придумывать здесь не надо. Тем более, все уже придумано, как и сама богослужебная жизнь. Вот за ней и надо идти, чтобы внутренне подготовиться к Рождеству.
На утрени праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы уже поют катавасию «Христос раждается, славите». Через какое-то время в богослужении появляется предпраздненственная стихира о том, как Иосиф с Марией уже бредут в Вифлеем, где Дева готовится родить...
Праздник Святителя Николая, и уже поются трогательные рождественские песнопения. Пост не может быть не связан с богослужением. В чем проблема, скажем, Петрова поста для многих людей? Он обычно проходит достаточно формально, потому что никак с богослужением не связан. Поэтому для многих непонятно, зачем этот пост вообще нужен. Когда-то он появился как заместительный пост для людей, которые по каким-то причинам не постились Великим Постом...
А вот Рождественскому посту соответствует очень глубокое богослужебное духовное содержание. И вот рождественские стихиры очень по-настоящему хорошо внутренне настраивает человека, который идет к Рождеству.
Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в городе Красногорске Московской области, благочинный церквей Красногорского округа:
Я уже не раз говорил, что не считаю пост неким подвигом, который можно заранее спланировать. Конечно, это мой личный опыт, и я не образец подвижничества, а человек немощный. Мне думается, что пост — дар Церкви каждому христианину. С чревоугодием, как и с другими страстями, надо бороться не только постом, а всегда, но на время поста мы получаем послабление — начинаем поститься, и страсть чревоугодия хотя бы на время ослабевает, это помогает преодолевать и другие немощи.
Бывает, что преступника, отбывающего наказание, за хорошее поведение расконвоируют, переводят на так называемую «химию». Он еще остается несвободным, «связанным», но есть частичное послабление. Вот и к посту я стараюсь относиться как к такому послаблению. Конечно, гордость подсказывает, что совершаешь духовные подвиги, но опыт показывает, что ничего, кроме того, что дал Бог, ты постом не сделаешь. Но и то, что Бог дает, мы можем отвергать, не ценить.
Если мы считаем, что у нас что-то отняли (ел мясо, а теперь нельзя), то относимся к посту не как к дару Божьему, а как к повинности. Правильнее, на мой взгляд, смотреть на пост именно как на дар — нам дают то, что мы обычно сделать не можем. Это касается ограничения в пище, а для молодежи — и в супружеских отношениях.
Что касается духовных страстей, то я не вижу разницы между постными днями и всеми остальными. Всегда христианин должен бороться со злобой, гневом, пустословием, гордостью, избегать праздности. Конечно, ограничение в пище помогает и в этой борьбе, Бог дает нам возможность подтянуться, усердней молиться.
Ограничение себя в развлечениях — это часть телесного поста. Что сказано о пище, то относится и к чтению художественной литературы, смотрению хороших фильмов, слушанию классической музыки и т. п. Низкопробной кинопродукции и чтива нужно и всегда сторониться, а высокого уровня светское искусство может быть полезным для души.
Но тут у каждого своя мера: что для одного человека восстание, для другого может быть падением. Вот смотрите, двое пришли в театр оперетты: один — некультурный бомж, а другой — схимонах. О схимонахе даже неприятно так думать, а некультурный бомж, может быть, вдруг решил: «Брошу пить, буду жить достойно». И на оторванные от выпивки рубли он купил билет в театр — этому радоваться надо, это, может быть, шаг к духовному возрождению.
Понятно, что даже очень хорошее светское искусство — всё-таки искусство душевное, а не духовное. Поэтому, если я смотрю — пусть хорошие — художественные фильмы и читаю — пусть классические — романы, то это моя немощь. Хотелось бы освободиться от привязанности к светскому искусству, но не получается. Вот и надеюсь, что, может быть, хотя бы постом Бог укрепит в решимости читать только духовную литературу.
Пост имеет смысл только как свободный выбор. Никто нас поститься не заставляет. Например, когда я еду в автобусе, и туда заходит немощная бабуля, я имею право не уступить ей место: проезд оплатил, да уже и сам немолод. Но если пожалею старушку, уступлю. Так и пост. Хочу бороться со страстями, чтобы они не овладели мной окончательно — с радостью принимаю время, когда Сам Бог укрепляет нас и благословляет. А если относиться к посту как к бремени... Бог ли возложил такое бремя?
Протоиерей Алексий Потокин:
Рождественский пост не такой строгий, как Великий, но он тоже имеет глубокий духовный смысл — готовит нас к появлению Бога на земле, напоминает, как ждали и готовились поколения ветхозаветных людей к приходу Мессии. Человек непостоянен, забывчив, он склонен терять обретенное сокровище — такова наша падшая природа. «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою», (Откр. 2, 4) — говорит Господь, обращаясь к Ефесской Церкви. Первая любовь как к людям, так и к Богу всё время утрачивается, а это и есть измена, предательство, безжизненность. Поэтому сейчас очень важно вспомнить о значении Рождественского поста.
Несколько тысячелетий мир ждал Спасителя, вера была как ниточка, она терялась, и все, включая лучших — пророков, — заканчивали изменой и уходили в ад. Вспомним об этом, о том, что сами мы, без Божьей помощи, бессильны. И если бы просто Господь посылал нам с небес благодать, эта благодать никого не выручила бы. Небеса должны были сойти на землю, принять природу человеческую, разделить с человеком все его страдания вплоть до смерти.
Бог умереть не может, а вот Сын Человеческий и Сын Божий — может. Поэтому Спаситель родился в мир и претерпел в этом мире до конца, до Крестной смерти.
На Рождество Церковь поет: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». До рождения в мир Сына Божьего не было в людях благой воли. Люди и представить не могли, что кого-то можно простить и помиловать. Мы пропадали, уходили в небытие, и явился Тот, Кто не за что то, не за какие-то заслуги, а просто так выручил нас. Подзабыло православное общество, что мы верим в Бога, Который Своей добротой, человеколюбием превосходит все законы, все установления, и воскрешает того, кто умер.
Рождество указывает нам на исторический момент, в который жизнь небесная достигла земли. Мы считаем, что добро на земле естественно, что тьма не объяла свет, а литургия говорит иное. Она говорит, что свет — это завтрашний день, и Христа мы на литургии благодарим за то, что Он нам даровал завтрашний день. Пришла завтрашняя жизнь, а сегодняшняя еще не изжита, и в ней, сегодняшней, люди спотыкаются, падают и могут умереть, так и не поверив в милость. Могут не найти Спасителя.
Пост помогает нам вспомнить свою веру, убедиться, что она слаба, обновить ее, вновь обрести живую веру. Рождество — всегда обновление веры. Это необходимо, как необходимо обновлять наши отношения друг с другом. Каждая беседа с другом — воспоминание о первой встрече с ним. А когда перестаем общаться, отношения засыхают. Так и в вере. Когда человек впервые приходит к Богу, он весь в трепете, не может поднять глаз, как мытарь. А потом становится уверенным, вера слабеет и умирает, остается механическая привычка. Не только за злом в себе надо следить, но и за добром, чтобы оно не стало привычным, не уснуло. Поэтому посты нам необходимы, как необходимы встречи с друзьями.
Отказ от скоромной пищи важен, потому что помогает мне понять, насколько телесное преобладает пока над душевным (не говоря уж о духовном). Если бы я так чувствовал свои душевные переживания, как чувствую изменение рациона... Вот и повод вздохнуть: «Господи, когда же душа моя станет госпожой над телом, а не наоборот?». Потому что это состояние ненормальное, нечестное по отношению к другим. В таком состоянии я и в другом человеке, даже в самом близком, вижу в первую очередь тело, а душу его не понимаю. Моя душа спит, и пост помогает ее разбудить, а без этого, без бодрствования душевного, невозможна живая вера.
И всё же телесный пост — не главное. По возможности меньше суетитесь, сократите развлечения, найдите время для серьезного чтения, для размышлений о вечном, для воспоминаний о первом приходе в храм, первой исповеди, первом причастии. Постарайтесь быть внимательней во время молитвы, вдумайтесь в смысл. Ведь как часто мы в суете вычитаем правило наспех, механически, а смысл теряется, уходит.
Церковь знает природу человека, его ритмы, и как заботливая мать, она нам подсказывает, что пришло время подготовиться к Рождеству, вспомнить, что оно нам необходимо.