В Великую субботу, настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе архимандрит Мелхиседек (Артюхин) совершил вечерню с чтением 15 паримий и Божественную литургию святителя Василия. Ему сослужили клирики храма После литургии были освящены пасхальные приношения.
Великая суббота — день, когда скорбь Страстной седмицы уже растворяется радостью Христова Воскресения. Весть об этой радости раздаётся в горнем мире: Спаситель выводит из ада всех, кто пожелал последовать за Ним. Запечатанные со времени грехопадения врата Царства Небесного открываются для человека. Богослужебные песнопения уже прославляют победу Христа над смертью.
Литургия святителя Василия Великого в этот день соединяется с вечерней, за которой читаются 15 паримий — ветхозаветных чтений. В них звучат пророчества о Воскресении Христовом и всеобщем воскресении мёртвых. Вместо Херувимской песни за богослужением исполняется песнопение «Да молчит всякая плоть», известное Церкви с XVI века. Оно призывает всё творение умолкнуть перед тайной спасения, которая совершается сегодня.
Клириками храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе была совершена утреня с чином погребения Плащаницы. После великого славословия владыка возглавил крестный ход с Плащаницей вокруг собора.
В вечер после распятия ученики Христовы взяли Его Тело и, обвив чистой плащаницей, положили Его в новом гробе праведного Иосифа Аримафейского, запечатав вход большим камнем. В воспоминание этого события в вечер Великой Пятницы совершается особый чин погребения Плащаницы.
После пения 118-ого псалма на утрени возглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу. Это первая, пока негромкая, потому что Спаситель ещё во гробе, радостная весть о Воскресении Христовом.
Во время богослужения совершается крестный ход — Плащаницу обносят вокруг храма под пение молитвы «Святый Боже» с зажжёнными свечами. Крестный ход сопровождается погребальным звоном колоколов.
В Страстную пятницу, день воспоминания святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе были совершены Царские часы, вечерня с выносом Плащаницы и малое повечерие.
Великая пятница — самый скорбный день в церковном календаре для христиан всего мира. В этот день мы вспоминаем Крестные страдания и смерть Иисуса Христа.
Царские часы совершаются в навечерия праздников Рождества Христова и Богоявления, а также в Великую пятницу. Их чин составлен свт. Кириллом Александрийским в IV веке. Царскими они называются потому, что в константинопольской церкви на них присутствовали императоры со всем двором.
Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое. От обыкновенных часов они отличаются чтением некоторых особых псалмов взамен обычных. Помимо псалмов, на каждом часе читается паремия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Также поются стихиры, тропари и кондаки, которые рассказывают о евангельских событиях.
Подробнее: Страстная Пятница. Вынос Плащаницы Господней. Фотоальбом
В канун Великой пятницы архимандрит Мелхиседек (Артюхин) совершил утреню с чтением 12 Страстных Евангелий в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе. Ему сослужили клирики храма.
Служба Двенадцати Страстных Евангелий в своём содержании — благовестие о страданиях и смерти Спасителя. Отрывки из всех евангелистов, возвещающие о страстях Господних, в богослужении утрени Великой пятницы разделены на двенадцать чтений по числу часов ночи в знак того, что христиане должны провести всю эту ночь в чтении Евангелия, подражая апостолам, последовавшим за Спасителем в Гефсиманский сад для ночной молитвы перед страданиями.
Чтение сопровождается пением «Слава долготерпению Твоему, Господи». О начале каждого следующего Евангелия возвещает колокольный звон. По традиции, на протяжении всего продолжительного богослужения молящиеся стоят с зажжёнными свечами — символом пламенной молитвы к Богу.
фотограф Олег Татаркин
Подробнее: Служба Двенадцати Страстных Евангелий. Фотоальбом
Вербное воскресенье и Лазарева суббота перед ним — дни, в которые вспоминаются события, непосредственно предшествовавшие Страстной седмице. В субботу Христос воскрешает Лазаря (Ин. 11). Свидетелями чуда становятся сотни жителей Вифании и Иерусалима — эти города расположены рядом. На следующий день Господь совершает Свой торжественный путь из Вифании в Иерусалим на вольные страдания. Через четыре дня Он будет распят.
Триумфальное шествие Христа в Иерусалим предсказал пророк Захария:
Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной... И Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли (Захар. 9:9-10).
У Захарии описан древний иудейский обряд поставления помазанника на царство: он должен был войти в столицу, восседая на ослице и молодом ослёнке. По причине этого пророчества в представлениях иудеев того времени укоренилась вера в обещанного Мессию как в могущественного земного царя, который, наконец, придёт избавить народ от ига римлян.