Великая Пятница – самый скорбный день в году. В Великую Пятницу воспоминаются Крестные страдания и смерть Господа Иисуса Христа.
Великая Пятница, когда умер на кресте Спаситель, – это тот день в году, когда не служится Божественная Литургия: она считается совершенной Христом на Кресте. Вместо Литургии совершаются Царские Часы – чтение в храме перед Крестом псалмов и Евангелия о страстях Господних.
Пятница – день крестной смерти Христа – постный в течение всего года, в саму же Великую Пятницу соблюдается строгий пост: по уставу в этот день вкушать пищу могут только больные и дети и только после захода солнца. Однако в связи с тем, что служба вечерни совершается днем в пятницу, во многих храмах дозволяется вкушать пищу после службы выноса Плащаницы.
Вынос Плащаницы в Великую Пятницу – иконы Христа, лежащего во гробе – совершается, как правило, днем. Примерно в два или три часа дня Плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма – во «гробе» – возвышении, украшенном цветами.
Утреня Великой Субботы с Чином погребения обычно служится в пятницу вечером. Плащанице в этом богослужении отводится роль, которую в других случаях имеет икона праздника.
Утреня начинается, как надгробная служба. Поют погребальные тропари, совершают каждение. После пения 118-ого псалма и прославления Святой Троицы храм освещают, затем провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу. Это первая, пока негромкая, потому что Спаситель еще во гробе, — благая весть о Воскресении Христовом.
Во время богослужения верующие совершают крестный ход — обносят Плащаницу вокруг храма и поют «Святый Боже». Крестный ход сопровождается погребальным звоном колоколов.
Вечером в Великий четверг на Страстной седмице совершается Утреня Великой пятницы, которую часто называют Служба двенадцати Евангелий. Это драматичное богослужение посвящено воспоминанию страданий и крестной смерти Христа — на нем читают 12 евангельских отрывков, которые рассказывают о беседе Спасителя с учениками на Тайной Вечере, предательстве Иуды, суде первосвященников и Пилата, а затем мучениях и распятии Сына Божия.
По традиции в храмах во время чтения страстных Евангелий царит полумрак, а верующие стоят с зажженными свечами. Собравшихся как бы окружает тьма Гефсиманской ночи, а после каждого отрывка из Евангелия звучит траурный удар колокола.
В первые века христианства верующие из Иерусалима и окрестностей в этот день читали Евангелие прямо на месте событий: на Елеонской горе, где молился Христос, в Гефсимании, где Его схватили стражники, и на Голгофе, где Он был распят.
Подробнее: Утреня Великого Пятка. Чтение 12 страстных Евангелий. Фотоальбом
Страстна́я седми́ца – последняя седмица перед Пасхой. Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения (в церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание»). Все дни Страстной седмицы называются великими.
Эта неделя особо чтится Церковью. "Все дни – говорится в Синаксаре – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая суббота. Называется эта седмица великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя...".
Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговения следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных за людские грехи страданий на кресте, и далее – до светлого торжества Христова Воскресения.
Послание апостола Павла к Филиппийцам. Глава IV, стихи 4-9.
Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Привычные нам пожелания здоровья в качестве приветствия имеют свои аналоги далеко не во всех культурах. Так и в той культуре, в которой и для которой создавалось Послание к Филиппийцам не были приняты взаимные пожелания здоровья, но был принят призыв к радости.
25 апреля 2021 года, в Неделю 6-ю Великого поста (ваий), праздник Входа Господня в Иерусалим, в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе прошли торжественные богослужения.
Накануне было совершено Всенощное бдение, которое возглавил иеромонах Роман (Кошелев). После чтения Евангелия были освящены принесенные вайи.
В сам день праздника, раннюю Божественную Литургию возглавил настоятель храма архимандрит Мелхиседек (Артюхин). По окончании Литургии настоятель обратился со словами проповеди к верующим. Затем он поздравил старосту храма Сергея Маркелова с 50-летним юбилеем и подарил ему именные часы.
После, архимандрит Мкелхиседек окропил принесенную прихожанами вербу святой водой.