Покланяемся страстем Твоим, Христе, и Святому Воскресению Твоему. Сегодня мы, возлюбленные о Господе братья и сестры, милостию Божией совершили вместе с Богородицей, вместе со святыми апостолами, вместе с Иосифом Аримофейским, вместе с праведным Никодимом, погребение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Приобщились к тому плачу, к тому страданию, к той скорби, которой страдала Богородица, которая видела как ученики Христовы погребали Жизнодавца во гробе, омывая слезами Его плащаницу, обливая слезами Его тело и умащая благовониями, перед Его всеславным воскресением. Только между нами и ими огромная разница. Пресвятая Богородица и апостолы не знали о воскресении Христовом, ибо они не знали, как говорит Писание, что подобает Ему из мертвых воскреснути. Если представить на секунду, если представить себе на один только миг, что сейчас мы погребли Христа, в Его гробе, в Его кувуклии, в этой скале и пещере, если на секунду только представить что нет никакой жизни, что смерть царствует безраздельно, казалось бы с нами больше не будет Христа, как ученики не знали этого, думали что Его больше с ними не будет, и из-за этого сердце разрывалось страданиями, плачем, рыданием, воплями, потому что не знали о светлом воскресении Его.
Вечером в Великий четверг совершается Утреня Великой пятницы, или служба 12-ти Евангелий, как обычно называют это богослужение. Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения. В нём Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя. Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: «Слава долготерпению Твоему, Господи!» После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.
Подробнее: Утреня Великой Пятницы. Страсти Господни. Фотоальбом
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Дорогие и возлюбленные братья и сестры всех вас поздравляю с тем, что и мы в этом году, милостью Божией, в этот Великий, Чистый, как его называют, четверг стали причастниками Святых Христовых Таин, как апостолы на той самой вечере. Ибо Иоанн Златоуст говорит, что сегодняшнее причащение, сегодняшняя трапеза ничем не меньше той, которую разделил Христос со Своими учениками самый первый раз. Та же Кровь, то же Тело, та же врачующая Благодать, о которой мы говорим, когда читаем благодарственные молитвы: пройди во вся мои составы, во утробу, в сердце, попали терние всех моих прегрешений, да будет мне во исцеление приобщение Духа Святого, в напутствие жизни вечной.
Вот какие Дары, вот какая благодать Божественного причащения. Однажды отец Иоанн Кронштадтский после Святого Причащения был в духе и сказал: «иереи Божии, священники Божии. Освящайтесь сами и освящайте народ Божий Божественной Литургией, Божественной Евхаристией, Божественным Причащением Святыми Христовыми Тайнами».
Подробнее: Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими...
Видеопроповедь архимандрита Мелхиседека в Неделю Ваий
В шестое воскресенье Великого поста отмечается великий двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделею Ваий и Цветоносною.
Этот двунадесятый праздник установлен в память дня, когда Господь торжественно вступал в Иерусалим на спине молодого ослёнка, а народ приветствовал и славил его как пророка и Мессию, постилая по дороге одежды и ветви ваий — пальм. В России пальмы не растут, поэтому православные россияне приходят на этот праздник с пучками верб и вербами же украшают храм.
Вход Господень в Иерусалим предваряет искупительную Жертву Спасителя и как одно из наиболее значимых событий евангельского повествования содержится у всех четверых евангелистов