В древности Литургия Великой субботы, как и другие Великопостные Литургии, совершались на закате дня, и поэтому ее начинают с вечерни. Так как вечернее богослужение всегда относится к следующему дню, а следующий день — Пасха, то Литургия Великой субботы совмещает два момента: с одной стороны, она завершает страстные службы, а с другой — начинает пасхальное торжество. Эти противоположные черты — скорби и отрады, слез и светлого ликования — чудесным образом сочетаются в ходе богослужения. Посредине храма еще лежит изображение погребенного Спасителя, а хор уже воспевает Его победу над смертью.
В начале богослужения после пения стихир на «Господи воззвах» и малого входа перед плащаницей читается 15 паремий. В древности в Великую субботу совершалось крещение «оглашенных» — лиц приготовленных к принятию христианства. Продолжительное чтение паремий давало время совершить таинство крещения надо многими оглашенными.
По благословению настоятеля храма архимандрита Мелхиседека для возрождения этой древней традиции в нашем храме в Великую Субботу, 15 апреля 2017 года, было торжественно совершено таинство крещения над младенцами Петром и Еленой.
Утреня Великой Субботы. Чин погребения Плащаницы. Видеопроповедь архимандрита Мелхиседека.
Подробнее: Утреня Великой Субботы. Чин погребения Плащаницы. Видеопроповедь.
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Се Я с вами есть во вся дни до скончания века. Такие слова, возлюбленные о Господе братья и сестры, мы только что слышали в эту святую, великую и преблагословенную субботу. Это вечернее богослужение, эта Великая суббота должна была начинаться сегодня вечером, но мы уже сейчас с утра празднуем с вами этот праздник, потому что вечерня уже относится к Светлому Христову Воскресению. И сегодня мы уже читаем воскресное Евангелие. Сегодня мы уже слышали, как Господь воскрес из мертвых, явился женам – мироносицам и первые его слова: Радуйтеся! А второе Его слово было: Не бойтесь!
Богослужение Великой Субботы есть благоговейное бдение перед гробом Господним. Воспоминая в этот день все события, относящиеся к погребению Христа, Церковь на утрене Великой Субботы совершает чин погребения Спасителя. Посреди храма возвышается Плащаница, изображающая лежащего во гробе Богочеловека, все молящиеся зажигают свечи, и начинается пение «непорочных» — стихир, чередующихся со стихами из 118-го псалма.
В конце Великого славословия священнослужители поднимают Плащаницу, и с погребальным пением и перезвоном молящиеся обходят вслед этой траурной процессии вокруг храма. Вместе с учениками Христовыми мы провожаем Божественного Пастыреначальника, как провожаем в последний путь всех почивших. Это торжественное шествие как бы переносит нас на много веков назад, и мы вместе с Иосифом и Никодимом становимся участниками погребального шествия учеников Христовых с телом их Учителя. Наверное, никто из присутствующих в этот момент в храме не может остаться равнодушным при виде этой погребальной процессии, когда несут положить во гроб Тело Самого Господа.
Подробнее: Утреня Великой Субботы. Чин погребения Плащаницы. Фотоальбом
Покланяемся страстем Твоим, Христе, и Святому Воскресению Твоему. Сегодня мы, возлюбленные о Господе братья и сестры, милостию Божией совершили вместе с Богородицей, вместе со святыми апостолами, вместе с Иосифом Аримофейским, вместе с праведным Никодимом, погребение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Приобщились к тому плачу, к тому страданию, к той скорби, которой страдала Богородица, которая видела как ученики Христовы погребали Жизнодавца во гробе, омывая слезами Его плащаницу, обливая слезами Его тело и умащая благовониями, перед Его всеславным воскресением. Только между нами и ими огромная разница. Пресвятая Богородица и апостолы не знали о воскресении Христовом, ибо они не знали, как говорит Писание, что подобает Ему из мертвых воскреснути. Если представить на секунду, если представить себе на один только миг, что сейчас мы погребли Христа, в Его гробе, в Его кувуклии, в этой скале и пещере, если на секунду только представить что нет никакой жизни, что смерть царствует безраздельно, казалось бы с нами больше не будет Христа, как ученики не знали этого, думали что Его больше с ними не будет, и из-за этого сердце разрывалось страданиями, плачем, рыданием, воплями, потому что не знали о светлом воскресении Его.