Во имя отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, возлюбленные о Господе братья и сестры, святая наша матерь Церковь, празднует Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и сегодняшние строчки Евангелия показали нам возможность видения славы Божьей. Скупые строчки Священного Писания говорят нам: «И взял их на гору помолитеся», - т.е. Бог является человеку в молитве, не в суете, не в повседневной обыденности, а в духовном подвиге. Взял их на гору, - т.е. на особое место, там, где тишина и покой, надмирность и пребывание внутри себя. Святые отцы говорят: «Войди внутрь своего сердца и там увидишь лестницу, ведущую на Небо». «Когда идешь молиться, то войди в клеть твою и помолись Отцу твоему, который втайне». Но можно затворить комнату и остаться наружи. Главное - затворить внутренние двери своего сердца, чтобы ничто не мешало молитве, чтобы только о едином думал ты в момент, когда творишь молитву Единому, Всеведущему, Вселюбящему Творцу Богу.
Христос взял на гору не кого-нибудь, а своих особых учеников – и это тоже символично – Петра, Иакова и Иоанна. Апостола Надежды, апостола Веры и апостола Любви - этим добродетелям является Бог. И насколько это было возможно, Бог открыл Свою славу человеку на том языке, на каком им было понятно. Это произошло перед Его распятием и чтобы тогда, когда будут распинать Его, ученики не подумали, что распинают простого человека, потому что Он явил им славу Божию. «Да егда тя узрят распинаема страдания уразумеют вольная». Господь приоткрыл славу Свою, и дважды во время богослужения, во время прославления этого праздника, мы слышим дивные слова, которые вселяют в нас надежду: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый ученикам Твоим славу Твою якоже можаху…» - сколько они могли столько и показал им славу, но не всю. Почему? А потому что бесконечный Бог не может явиться во всей полноте и не может быть познан во всей красоте ограниченным человеческим умом. В кондаке праздника говорится: «На горе преобразился еси и якоже вмещаху ученицы Твои славу Твою Христе Боже видеша». В тропаре говорится «якоже можаху», а в кондаке говорится «якоже вмещаху ученицы Твои славу Твою Христе Боже видеша». Почему я говорю об этих словах, и почему обращаю ваше внимание на них? Да потому что то, что мы сейчас видим своими глазами: славу Церкви, славу богослужения, славу Таинств – это все мизерная часть и подобие той славы, которая должна явиться в нас.
Апостол Павел так и говорит: «Я думаю, что скорби нынешнего времени ничто по сравнению с той славой, которая должна явиться в нас». Он говорит: «Я не знаю, что я буду там, в вечности, я только знаю, что я буду подобно Ему, т.е. Христу, потому что увижу Его, как Он есть». Апостол надеется, что он увидит Христа, как Он есть, и это будет для него ликованием, радостью и жизнью. В Евангелии апостол Иоанн Богослов изрек: «Но если бы писать о том, (т.е о том, что сказал Христос), то, думаю, и самому миру не вместить написанных книг» (Ин. 21:25). Вот какая наша вера, вот какой наш Бог, вот какая наша вечность. Иногда задают вопрос: «А не скучно ли там будет?». Нет! Не скучно! Там будет до бесконечности познание и прославление Бога, умножение знания, умножение радости и умножение любви. Как Бог бесконечен, так и радость, даруемая верным, будет развиваться до бесконечности. Апостол Павел об этом говорит: «Ухо то не слышало, глаз то не видел, и даже на сердце человеку не приходило, что уготовал Бог любящим Его». Во время Божественной Литургии священник читает следующие слова: «Ты даровал нам Царство еси будущее». Два времени совпадают в одном: настоящее и будущее. Каму это даровано? Верным. И когда даровано? Вот сейчас, реально. Не тогда, когда оно придет во всей своей полноте, а нам дана эта радость сейчас: жить в этом Царстве, если мы выйдем за рамки этого времени, если мы выйдем за рамки этой повседневности, мы уже можем жить в вечности.
Но есть условие для того, чтобы непостижимый свет Божий открылся человеку. Чтобы выяснить духовную сущность человека, его внутренний мир, мы часто задаем вопрос: «Веришь ли ты в Бога?» «Да, верю». И это радостно, что человек верит в Бога. «А ходишь ли ты в храм Божий?» «Да, я хожу в Церковь, я хожу в храм Божий». И это другой уже уровень человека. И это тоже прекрасно. Но этого мало. Никто из нас никогда не задает третьего вопроса: «Живешь ли ты Церковью и живешь ли ты Богом?» Потому что просто ходить в Церковь это очень мало, надо жить жизнью Церкви, чтобы там явился тебе Бог. Чтобы полнота радости была постоянно в твоей жизни и чтобы ты жил в Царстве Небесном, чтобы ты жил «у Христа за пазухой», для этого мало просто постоянно ходить в Церковь.
А что такое - жить жизнью Церкви? Это значит принимать все от Церкви: ее чинопоследования, ее Таинства, ее законы, священноначалие, жить в послушании матери Церкви, не своим мудрованием: мало ли что ветер в голову надует. «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте», «придут дни, когда отнимется от них жених, тогда будут поститься в те дни». Необходимо принимать и посты, узаконенные святой Церковью.
«Ядый Тело Мое и пияй Кровь Мою не увидит смерти во век, кто не есть Мое Тело и не пьет Мою Кровь не имеет в себе Жизни». Значит все Таинства, которые дает нам Церковь, должны стать нашими, мы должны жить ими не от случая к случаю, а это должно быть регулярно. И исповедь, и Святое Причащение, и соборование – вот наиболее частые Таинства, которыми мы должны жить постоянно. Утренние и вечерние молитвы, выполнение завета Оптинских старцев, которые говорили, что в день, как минимум, надо читать одну главу Евангелия и две Апостольских посланий, жития святых, которые мы должны знать: читать жития написанные свт. Димитрием Ростовским, читать понемногу, хотя бы на месяц вперед, хотя бы только по воскресеньям; знать житие своего святого. Сегодня утром спросили прихожан: «А знаете ли вы тропарь своему Небесному покровителю, имя которого вы носите?». И из 10 человек 10 ответили, что не знают.
Жить жизнью Церкви это значит жить молитвой, жить Евангелием, чтобы именно это было на первом месте. «Почему ты не читаешь утренних молитв?». «А я не выспался!» - «А для чего тебе выспаться?» - «Чтобы было здоровье.» - «А для чего тебе нужно здоровье?» - «Чтобы работать» - «А для чего тебе нужно работать?» - «Чтобы заработать денег» - «А когда ты заработаешь деньги, дальше что у тебя будет?» И дальше человек начинает рассуждать, что именно у него будет. А к Богу какое это все имеет отношение? Значит, человек подумал о своей физической жизни и беспокоится, как бы чуть-чуть не нарушить своего покоя, чтобы плоть со всех сторон была обихожена, а о том, что душа осталась голодной – об этом не думает, этого сердцу не чувствует. Почему? А потому что нет жизни в Церкви. Прп. Серафим Саровский говорил нам, что наш ум должен, как бы, плавать в волнах Священного Писания. Он сам за неделю прочитывал весь Новый Завет. В первые четыре дня он прочитывал всех Евангелистов, а потом все Апостольские послания и Апокалипсис. Иеромонах Серафим Роуз, подвижник нашего времени, когда совершал то или иное миссионерское путешествие, то ездил с богослужебной Минеей. Они не имел возможности быть в храме, но вычитывал службу данному святому в машине, в поезде и в автобусе.
Мы можем сказать: «Ну ведь это же монахи. Мы же простые люди». Но и для простых людей есть тоже жизнь Церкви, ее Уставы, ее законоположения. Каждый день недели посвящен тому или иному событию. Воскресение – понятно. Понедельник посвящен Небесным Силам и мы можем в этот день читать канон Ангелу-Хранителю. Вторник посвящен святому Иоанну Предтече, воспоминанию его жизненного подвига. Среда и пятница посвящены Кресту Господню. Четверг – святителю Николая и святым апостолам. Суббота – день памяти всех святых и день поминовения. В этот день мы тоже можем быть с Церковью. В Церкви каждый день читается маленькое зачало Священного Писания – Евангелие и Апостольские послания. У каждого дома есть календарь. Прочитай этот маленький отрывок Евангелия, который сегодня читается в Церкви, и ты душой будешь в Церкви.
Мы все умиляемся, когда у нас есть время и возможность посетить то или иное святое место, совершить святое паломничество, и мы, напрягаясь, ходим в монастырях на все службы, встаем на раннюю Божественную Литургию, исповедуемся, Причащаемся. Потом мы обновленные возвращаемся домой с новыми силами, с новыми чувствами. Но это бывает только тогда, когда мы в отпуске, когда у нас есть время. Значит, что получается? Что полной, насыщенной духовной жизнью мы живем только тогда, когда у нас есть на это возможность? А остальные 320 дней в году? Как они проходят? Они проходят побоку. На нашем подворье монастыря Оптина Пустынь каждый день совершается братское богослужение – монастырская полунощница, каноны, - в 6 часов утра. А если посчитать, сколько в это время приходит в храм, то получится 5,8 или 10 человек. Постом немного больше. А остальные что? Остальные готовятся к работе, чтобы выспаться, позавтракать и пойти на работу, заработать денег, принести в семью, потом в следующем месяце то же самое, и так из месяца в месяц. Все, вроде бы, правильно, а Бога то среди этого не найдешь. Почему? Во сколько ты ложишься спать? - В двенадцать, в час, в два. А потом что? - Встали, в 7, в 8, побежали побыстрее на работу. А почему бы все не перестроить так, чтобы жить жизнью Церкви? Лечь в 11 часов вечера, встать в 6 часов утра, утром прочитать все свое домашнее правило, Евангелие, посвятить лучшие силы Богу, а потом начнется твой рабочий день, зарабатывание денег. Но лучшее то время посвящено Богу, и день то начался с Церковью.
И так во всем. Мало просто ходить в Церковь, как мало просто ходить вокруг больницы, записаться на прием к врачу, и так к нему и не попасть. Мало вспахать землю и ничем ее не засеять. Можно и 5 и 10 и 20 лет проходить в Церковь и не стяжать плодов. И так и не встретить Бога – Света Истины, Который открывается добродетели, Который открывается молитве, Который открывается на горе, а на гору надо подниматься. Вот эта гора и есть наша с вами церковная жизнь. Вот на этих путях церковной жизни, вот на этой горе и можно встретить Бога, а ни на каких других путях. И мы заканчиваем всякое богослужение слова: «Христе, Свете истинный, освещаяй и просвещаяй всякого человека, грядущего в мир, да знаменуется на нас Свет Лица Твоего да в Нем узрим Свет Неприступный и исправи живот наш к деланию заповедей Твоих». Вот где является Свет Божественный, чтобы исправились наши стопы к деланию заповедей Его – заповедей жертвенной любви и смирения. И каждому «якоже можаху», «якоже вмещаху» откроется Бог Любви, Правды и Истины. Вот в этот день праздника Преображения Господня, дай Бог, чтобы и наша с вами жизнь преобразилась, чтобы мы задумались: что такое жизнь с Богом, что такое жизнь с Церковью, что такое жизнь с храмом, чтобы мы вместе с псалмопевцем Давидом, который молился и жил этой молитвой, могли сказать: «Едино просих от Господа то взыщу еже житии ми в дому Господнем и зрети ми красоту Господню вся дни живота моего». Аминь.
![]() |
Официальный сайт Свято-Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь |
![]() |
Сайт храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе |
![]() |
Сайт храма свв. блгв. кнн Петра и Февронии при КЦСОН в Ясенево |
![]() |
Сайт Московской Патриархии |
![]() |
Межсоборное Присутствие |
![]() |
Сайт Юго-Западного викариатства |
![]() |
Сайт Параскево-Пятницкого благочиния |