IMAG2370Рано утром в пятницу, 14 июня, автобус с 45 паломниками во главе с архимандритом Мелхиседеком, двинулся в путь от м.Новоясеневская.  Конечной целью был Валдайский Иверский монастырь Новгородской области, но программа поездки включала в себя также осмотр храмов Городни, Твери, Старицы, Торжка. Состав участников паломнической поездки оказался самым разнообразным – с нами поехали и такие заслуженные и почтенные работники, как заведующий хозчастью нашего подворья Михаил Антонович Бебчик, главный трапезарь - Вера Михайловна Максимова, поехали и подростки – Алеша Антонович, Тимофей Вилков, Егор Кокорев, Маша Паламарчук, и представители молодежного объединения Покров – Алевтина, Лия Смирнова, Павел и Ирина Гончаровы, но основную часть паломников составляли те, кто трудятся в мозаичной мастерской Покровского храма.

Под бодрое чтение утренних молитв и трех канонов Еленой Романовой и Татьяной Кузьмичевой – наших профессиональных чтецов – мы довольно благополучно, почти не стояв в пробках, покинули пределы МКАД и ближайшего Подмосковья.

Первый осмотр – храм Рождества Богородицы в Городне. Это самый старый сохранившийся храм в Тверской епархии. Построен он был аж в 14 веке! В честь победы русских в Куликовской битве, которая состоялась, как известно, 8 октября по старому, 1380 года – в день Рождества Богородицы. Вокруг храма – чудная картина русской природы в солнечный летний день – водная гладь, зелень, тишина… так же, как и 600 лет назад.

010_StaritcaПотом нас встречал старинный русский город Тверь с милой  женщиной-экскурсоводом Натальей. Мы посетили четыре тверских храма, включая кафедральный собор, поклонились мощам преподобного Макария Калязинского, священномученика Фаддея Тверского и священноисповедника Сергия Сребрянского и, попрощавшись с Тверью, прочно встали в пробку на кольцевой тверской автомагистрали, узкой и сплошь забитой огромными грузовиками. Но это обстоятельство не умалило нашей решимости добраться до Старицкого монастыря, куда мы и прибыли к вечеру.

Красота Старицкого Свято-Успенского монастыря в сильной степени сгладила впечатления от тяжелой дороги от Твери, а интересный рассказ местного экскурсовода вдохнул в нас свежие силы. Александр Иванович знает об этом месте все, и даже немножко больше: он рассказал нам о трагической истории отношений царя Ивана Грозного и его двоюродного брата удельного князя Владимира Старицкого. Как известно, Иван Грозный умертвил как самого князя Владимира, так и почти всю его семью – жену, мать, старших сыновей, позже погибли и остальные дети. Старицкий монастырь связан с именем первого российского патриарха Иова, который, после того, как отказался признать царем Лжедмитрия I, был сослан сюда, провел здесь остаток дней и был погребен. Когда патриархом в 17 веке стал Никон, он распорядился перенести мощи Иова в Успенский собор Кремля, где они и находятся до сих пор, а в Старице осталась его гробница, которой мы и поклонились, почитая память первого русского патриарха. В последние годы монастырь обновился и расцвел благодаря поддержке и покровительству Виктора Борисовича Христенко, в то время министра промышленности и торговли РФ. Сделав общую фотографию группы на фоне монастырских строений, мы попрощались с Александром Ивановичем и Старицким монастырем, и продолжили свой еще неблизкий путь к Валдаю. Поняв, что к монастырскому ужину нам никак не успеть, остановились на автозаправочной станции, попробовали грибной супчик и рыбку в местном кафе. К месту назначения прибыли в два часа ночи. Безмятежный сон монастыря был нарушен стуком колес чемоданчиков, катящихся по асфальту, а вскоре, так как расселение затянулось еще на час, и веселым смехом московских паломников.

037_valdayВалдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь был основан патриархом Никоном в 1653 году. Царь Алексей Михайлович выделил из казны средства на устройство обители, пожаловал грамоту закреплявшую за ней не только озеро с островами, но и иные вотчины. Первые деревянные строения – соборный храм в честь  Иверской иконы Божией Матери и теплый храм во имя святителя Филиппа Московского были построены тем же летом. В том же 1653 году, под непосредственным руководством Никона, началось и каменное строительство, и уже через три года освящен главный каменный Успенский собор.  Патриарх освятил не только сам монастырь, но и озеро, опустив на его дно Евангелие и крест, переименовав озеро из Валдайского в Святое. В 1654 г в монастырь были перенесены мощи св. Иакова Боровичского, на следующий год переселена братия белорусского Оршанского монастыря в количестве более 70 человек со всем имуществом и типографией. В монастыре началось книгопечатание и переплетное дело. В XVIII веке Валдайский монастырь пришел в упадок, и был даже приписан к Александро-Невской Лавре Петербурга, но в начале XX века жизнь в монастыре опять кипела. После революции он был преобразован в трудовую артель, насчитывавшую 70 человек и имевшую свыше 200 гектаров земель под садами, огородами, пахотой и пастбищами. Но в 1927 году Наркомзем ликвидировал и трудовую монашескую артель, а Иверская икона в дорогом окладе была увезена в неизвестном направлении. Впоследствии здесь были и музей, и дом инвалидов, и лесная школа для детей, и база отдыха, но строения монастыря никогда не разрушались, а если и реставрировались, то сохраняли первозданный облик, поэтому и дошли до нас в первоначальном виде. В 1991 г началось восстановление монастыря, находившегося в аварийном состоянии. В 2000-е гг дело пошло успешнее, в том числе благодаря поддержке Президента Российской Федерации В.В. Путина и Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, который и освятил в январе 2008 г Иверский собор в присутствии Президента. Это и еще многое другое об истории монастыря рассказал нам отец Вонифатий, наш экскурсовод, очень доброжелательный, знающий,  к тому же с прекрасным чувством юмора.

В субботу и воскресенье мы были на утренних и вечерних богослужениях, многие причащались на воскресной литургии, о.Мелхиседек служил вместе с братией монастыря. Необычным было то, что весь хор составлял один монах, и кому-то это пение показалось слишком простым, а кому-то, наоборот, понравилось, напомнило пение в сербских и др. церквях.

057_valdayЦентральным событием отдыха на природе стало приготовление плова в субботу, и ухи в воскресенье. Здесь каждый нашел себе дело по душе. Шеф-поваром был батюшка, который не только руководил приготовлением плова, но и рассказывал интересные истории, которые собирали вокруг него отзывчивых слушателей. На полянке можно было и поиграть в волейбол, а потом в футбол, поучаствовать в накрывании «стола» на траве, просто побеседовать друг с другом. Кто-то пошел купаться, но были среди нас и такие, кто помогал нашим гостеприимным хозяевам ударным трудом на грядках подсобного хозяйства. В воскресенье мы прокатились на катере по окрестностям, а некоторым удалось даже поучаствовать в ловле рыбы. В общем, все остались довольны. Рано утром в понедельник, после службы, в последний раз обойдя с молитвой монастырь и полюбовавшись чудной красотой озера, леса, золотых куполов собора и остроконечных башен, мы отправились в обратный путь.

Новоторжский Борисоглебский монастырь почти не изменился за последние лет восемь, с тех пор, как мы посещали его в последний раз – все те же обветшавшие строения, нереставрированные храмы. Правда, появилась новая современная гостиница для паломников, что внушает некоторые надежды. Основал этот монастырь преподобный Ефрем – в память об убиенных князьях Борисе и Глебе, и о своем родном брате, убитом вместе с Борисом. С монастырской колокольни виден весь город Торжок с рекой Тверцой, и все его 27 храмов, из которых только 8 ныне действуют. Старинный русский городок Торжок проводил нас вкусным обедом в кафе «Риф».

Около 9 часов вечера замечательный автобус, с которым мы за четыре дня успели сродниться (отдельное спасибо нашему опытному,  надежному и доброжелательному водителю Петру!) наконец «бросил якорь» у станции метро «Новоясеневская». Отличная поездка, дай Бог, чтобы не в последний раз!