74cb03a50995О Святой Горе Афон написано немало. Но написать о ней и ее насельниках все, исчерпать, как говориться тему – невозможно. Каждый паломник смотрит на предстоящее перед ним через призму собственного опыта, постигает это в меру своей веры и искренности, сохраняет в сердце и увозит со Святой Горы что-то свое, особое. Воспоминания о пребывании на Афоне различны интонацией, подробностями, глубиной. Но из многих свидетельств, как из кусочков смальты, складывается удивительная мозаика, помогающая нам представить и в какой-то мере пережить то, что переживает паломник в Саду Пресвятой Богородицы.

Представляем вашему вниманию беседу - рассказ о поездки настоятеля нашего Подворья игумена Мелхиседека на Афон.

В разделе Аудио размещена запись этой беседы

 

"Я крайне удивлен и крайне потрясен, что на рассказ об афонском монашестве собралось столько народу, как будто я рассказываю о счастье семейной жизни. Но когда я сегодня увидел столько народу, я понял, что следующая лекция должна быть именно таковой – афонские старцы о счастье и проблемах семейной жизни, воспитании и духовной жизни.

А сегодня мы с вами попробуем хоть как-то кратенько познакомиться с историей Святой Афонской горы, с ее современным положением и поделиться конкретно теми событиями, которые лично произошли со мной там, на Святой Афонской горе в разные годы.

Мы знаем, что после смерти Спасителя каждый из учеников Христа в Откровении был послан проповедовать в той или иной стране. Андрей Первозванный – в одно место, апостолы Лука, Фома, Петр были посланы по разным местам тогдашнего мира, и все это было по жребию. Жребий Пресвятой Владычице нашей Богородице выпал проповедовать и просвещать святую Грузию, святую Иверию. Но получилось так, что, корабль вдруг пристает не к Иверии в районе Сухуми, Батуми или в районе Пицунды, а промыслом Божиим она пристает именно на этом полуострове, полуострове, который впоследствии стал называться горой Афон.

2ce04dbe02edНадо сказать несколько слов о его географическом положении. Сам полуостров Афон именуется по горе Афон и находится на северо-востоке Греции. Если мы представим Грецию в квадрате, то этот полуостров находится вот здесь, в левом от меня, в правом углу от вас. Есть три полуострова, и вот крайний из них с горой Афон на южной стороне как раз и именуется этой монашеской республикой, которая именуется Святым Афоном по горе Афон. И кстати, эта гора Афон имеет высоту очень и очень интересную – 2033 метра с Храма Преображения на самом верху этого замечательного пика.

Матери Божией выпал жребий проповедовать именно там. Корабль пристал у этого полуострова, где жили язычники. И, как говорят легенды, как говорит история этого поселения, Пресвятая Богородица со своими учениками, помощниками и верными христианами, разрушили языческие храмы, водрузили кресты, часовни. Матерь Божия благословила монашескую жизнь на Святой Афонской горе, дав завещание о том, чтобы там непрестанно совершалась молитва, а те труды, которые будут нести братья, покрытые молитвой и Ее благословением, будут не так тяжелы. «А все необходимое для внешней жизни, – говорит Она, – Я покрою с лихвою, если вы будете исполнять свой монашеский долг». И вот монахи Афонской горы так и говорят: «Стоит только воткнуть какую-то палку, как вырастает виноград или помидоры». То есть все, что для внешней жизни, изобилует таким особым благословением Матери Божией.

2f57b16fbba9Сами те монастыри, которые мы с вами будем видеть, они все образованы в период с 8 по 16 век. Полуостров длиной всего 80 км, а ширина его от 7 до 12 км. То есть площадь довольно небольшая, если учесть, что он всего 80 км длиной, а монастыри начинаются где-то в середине, и по кругу располагается на сегодняшний день 20 монастырей, 17 из них греческие, три их них славянские. Славянские монастыри такие: монастырь Святаго Великомученика и Целителя Пантелеймона, догадайтесь, какой он? Русский. Монастырь Хиландар с чудотворной иконой Божьей Матери Троеручицы. Угадайте, какой он? Сербский. И монастырь Зограф с тремя чудотворными иконами в честь Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Угадайте, какой он? Болгарский. Есть еще один скит, по своей площади равен любому монастырю, это румынский скит Продром. Он по своему количеству братьев соответствует монастырю, но по статусу приравнен всего лишь к скиту, это еще один славянский монастырь на Святой Афонской горе.

Все эти монастыри общежительные, то есть единое священноначалие, настоятель монастыря, он же во всех афонских монастырях является и духовником обители. Общее послушание, общие труды, общая трапеза. В келье не благословляется иметь своей кухни, свой пищи и своего имущества. Все, что необходимо, монах несет послушание на Святой Афонской горе на общую пользу братии, поэтому называется общежительным, а монастырь его обеспечивает необходимой для него одеждой, обувью, лечением и общей трапезой. Сейчас таких монастырей, как я сказал, 20 и многочисленное количество скитов.

3e8dad9bf442Монашество на Афоне делится на три образа жизни – это общежительные монастыри, скиты, небольшие монастыри, огражденные забором или зданиями, сооружениями, и внутри имеющие храм, или так называемые кельи. В кельях бывает от двух до десяти человек, и обязательно в этой келье есть храм. И есть на Афонской горе отшельническое житие, где в маленьких кельях, хибарках, маленьких пещерках, приспособленных под жилье, по одному, по два подвизаются многочисленные отшельники, им же нет числа. Когда мы были на Святой Афонской горе в первый раз в 1993 году и спрашивали, сколько сейчас населяет эту святую гору, количество монашествующих, нам тогда было рассказано, что около тысячи человек. Это было двадцать лет назад, в 93 году, а сейчас, наверное, это количество возросло в полтора раза или даже в два, потому что подъем монашеской жизни явен на Святой Афонской горе. Когда мы в 93 году впервые с монашеской делегацией из России посетили эту святую обитель, то в Пантелеймоновском монастыре было всего около 25 человек, а сейчас там около 50.

Наверное, будет интересным узнать все-таки, какой же образ жизни, потому что для нас это самое главное. Для нас, может быть, не так важна история, не так важна архитектура и прочие какие-то чисто внешние подробности. Для нас очень важен пример той монашеской жизни, которая имеет свои традиции более тысячи лет. Монашество на Афоне и монашеская жизнь на Афоне не прерывалась даже во время Первой мировой войны, во время турецкого владычества на Балканах (это середина 19 века) и не прерывалась во время фашистской оккупации. Поэтому для нас ценен этот образ жизни, который, конечно, сокровен, подвиги и образ жизни, конечно, являются тайной, но общие вещи, как можно заметить – устав, распорядок дня, монашеское правило, внешнее поведение, внешний образ жизни можно заметить и сделать для себя какие-то выводы и какой-то увидеть реальный пример.

3d1865635112tКаков устав на Святой Афонской горе? Во всех монастырях он разный. Я начну с самого строгого устава праведного Иосифа Исихаста, подвижника, который подвязался в 50, 60, 70 годах и явился возродителем афонского монашества на Святой Афонской горе. Он подвязался в новом скиту и воспитал афонскую братию, так, что его ученики, его последователи, стали сейчас в своем большинстве настоятелями этих монастырей на Святой Афонской горе. Его еще зовут Иосиф Исихаст, потому что ему был дан дар особой внутренней сердечной Иисусовой молитвы. И настоятели этих монастырей, они же являются и духовниками для этих монастырей, они все в своей основе являются делателями внутреннего делания, являются подвижниками в этом плане. То есть не только что-то внешне только происходит, но самое главное, что им от Бога дано вот это делание внутренней жизни, внутреннего созидания истинного монаха в своей собственной душе. И этому они учат и братию, и тех многочисленных паломников, которые тоже бывают на Святой Афонской горе.

Какой устав одного из этих монастырей самый строгий? Богослужение начинается с вечера, а всякое богослужение предваряется личным молитвенным правилом, которое в разных монастырях разное, но минимум, он все-таки существует. Известно, что на Святой Афонской горе нет промежуточного пострижения в мантию. Существуют такие монашеские степени: послушник, инок и сразу схимник. Мантийного монашества у них нет. Есть испытательный срок, когда послушнику благословляется ношение рясы, ношение скуфейки. Этот испытательный срок может быть от нескольких месяцев до нескольких лет, потом он будет пострижен в иночество или даже сразу пострижен в Великую схиму, которую они воспринимают как пострижение в монашество. У нас это гораздо сложнее, а там можно увидеть 25-30-летних уже схимников, потому что вот такая особенность Святой Афонской горы.

04b8d0286272Каждое богослужение предваряется личным келейным правилом, которое у схимников состоит из 2400 Иисусовых молитв. Он должен совершить их в своей келье лично, перед иконами, не между делом, а именно в келье, и это называется келейное правило. В это келейное правило входит чтение Священного Писания, чтение Псалтыря, чтение Святых отцов, так что это правило в основном длится от 2 до 3 часов в зависимости от того благословения, которое он получит от своего духовного отца. Я специально с Афона привез автоматические четки, по которым совершается монашеское правило. Они не как у нас, на сто, а на 300 шариков, по которым монахи читают 300 Иисусовых молитв. Итак, минимум, который совершается – это 2400 молитв, а у послушника или у инока это 1200 Иисусовых молитв, и благословляются в том или ином монастыре земные поклоны, от 30 земных поклонов до 300. В одном из монастырей, монастыре Филофей, благословляется каждому схимнику 30 земных поклонов, включая свое келейное правило. Это, чтобы вы поняли: от одного только келейного правила можно улететь на небо.

После совершения келейного правила, они все собираются в храм, и тоже в разное время. В среднем, когда мы жили в Пантелеймоновском монастыре, начало богослужения начиналось в 3 часа ночи. Оно начиналось с Полуночницы, потом Шестопсалмие, две кафизму, канон, первый час, третий час, шестой час, и Божественная литургия. Приблизительно богослужение в нашем Пантелеймоновском монастыре идет 4,5 часа. Когда был полиелей, то богослужение растянулось до 5 часов, то есть с 3 до 8. В среднем так оно и есть. Если начинается в 2, то греки служат чуть быстрее, где-то в среднем богослужение 3,5-4 часа.