Как осуществляется администрирование Святой Афонской горы? Каждый монастырь раз в три года избирает так называемого антипросопа, то есть человека, который представляет игумена в столице и в этом парламенте. Он проживает, этот монах, посланный от игумена, проживает в столице в течение трех лет. И так все двадцать монастырей имеют своего представителя. Они организовывают так называемый протат. Протат – это орган управления Святой Афонской горы. Каждый вторник и каждую пятницу идет заседание, и они разбирают земельные вопросы, экономические вопросы, юридические вопросы, финансовые вопросы, утверждают постриги, утверждают новых монахов, новые территории. Постройки, планы новых построек, кого принять, кого убрать, как распределить общие средства, которые поступают на Святую Афонскую гору. То есть Афон управляется исключительно самой же афонской братией. Есть, правда, номинальный представитель власти, это губернатор Афона, и то он довольно номинальный. Есть своя полиция, есть почта, в столице есть магазинчики, где можно купить иконы, свечи, ладан, просфоры для богослужения.
Вопрос. Они сами пекут хлеб?
Хлеб да, потому что не наездишься, расстояние между монастырями от 3 до 15 км, а от столицы они все находятся на довольно большом удалении друг от друга.
Что еще интересно? На Афоне есть общехристианские вселенские святыни. Какие? Святая чудотворная Иверская икона Божьей Матери в монастыре, который именуется Иверон. В Хиландарском монастыре та самая икона Троеручицы, которая была написана по благословению Иоанна Дамаскина. Когда он молился перед этой иконой, его рука, рука, отсеченная халифом, приросла, потому что он был оклеветан, рука приросла, и он тогда велел иконописцу дописать перед этой чудотворной иконой, от которой получил исцеление, дописать еще третью руку. Она так и именуется Троеручица. В монастыре Дохиар наша чудотворная икона, можно сказать, наша икона Божьей Матери Скоропослушница. Она находится именно на Афоне. Отрада и утешение, икона находится в монастыре Ватопед. Одних только вселенских чудотворных икон там больше 12, вот самые знаменитые я вам назвал. Бесконечное количество мощей, например, мощи всех евангелистов, мощи всех трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова, Златоуста. Вот такая частица Святителя Николая, мощи великомученика Пантелеймона, мощи Силуана Афонского, мощи сорока мучеников. В общем, бесчисленное количество, и, причем не в каких-то маленьких таких частичках, как сейчас у нас, а целые главы.
Интересно, как заканчивается жизнь монашествующих. Монах, когда преставляется, его в гроб не кладут, а заворачивают в ту постригальную мантию, которую он носил. Хоронят на следующий день без гроба, в земле. И по афонской традиции через три года его достают, поскольку за три года ничего на Афонской горе не остается. И если через три года вдруг обнаружено, что тело до конца не истлело, то это свидетельствует о том, что земля его по каким-то грехам не принимает. У нас в России, может быть, в Болгарии, Сербии другая традиция, у нас признаком святости является как раз нетление. У них святость или богоугождение определяется по цвету костей и по цвету черепа. Когда через три года достают останки, голову складывают на полку и на лбу подписывают имя, когда родился, когда преставился, а большие кости складывают в так называемую костницу. В этой же костнице находится и храм, по бокам стеллажи с костями, довольно умилительное зрелище – заходишь, и на тебя слева пятьсот голов смотрит в Пантелеймоновском монастыре, справа пятьсот черепов смотрит, впереди храм Воскресения Христова, тут косточки лежат за стеклом в огромном количестве, и надпись: «Мы были, как вы, а вы будете, как мы».
Когда начинаешь рассматривать эти черепа подвижников, то видно, что большее количество из них обыкновенного белого или серого цвета, коричневый цвет или темный цвет является признаком богоугождения. Однажды в Ватопедском монастыре был откопан череп, который не просто был темным или коричневым, он мироточил. И никто не знал, какое же имя этого монаха. И этому монаху, как у нас есть память неизвестного солдата, а это была память неизвестного монаха. И ему присвоили имя Евдоким. Докимус переводится в греческом языке послушник, а Евдоким значит ев – приставка, которая обозначает высшую степень. То есть послушник в высшей степени, имя Евдоким. И в Ватопедском монастыре есть престольный праздник, посвященный этому монаху Евдокиму, голова которого не просто была соответствующего цвета, а она была мироточивой. Было видение одному из братьев монастыря, что этот человек своим подвигом послушания чрезвычайно угодил Богу и является примером для всех монашествующих. И этот день называют День послушного монаха. Так что есть международный женский день, а оказывается, на Афоне есть День послушного монаха. Со всех обителей съезжаются братья на всенощное бдение.