Братья, Когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Поэтому умертвите в себе всё то, что в вас от земной природы: распутство, безнравственность, страсти, дурные желания, жадность (а она ничем не отличается от идолопоклонства). Всё это навлекает на непокорных Божий гнев. Некогда и вы вели себя так же, живя подобным образом. А теперь отбросьте всё это: ярость, гнев, злобу, ругань, непристойные разговоры! Не лгите друг другу, ведь вы уже сбросили с себя ветхого человека со всеми его делами. Вы облеклись в нового человека, который постоянно обновляется, всё больше уподобляясь образу своего Создателя, и продвигается к истинному познанию Бога.
Здесь нет Еллина и Иудея, ни обрезанного, ни необрезанного, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного. Есть только Христос, Он — всё и Он — во всём!
Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Во второе пришествие явится всем Христос как Бог, грядущий во славе, со ангелами. Ныне Он настолько сокровен, что даже имя Его осуждают. Тогда явитесь и вы, и не просто, но во славе. Посему того дня ищите, а не этого: стремитесь к той жизни. Ибо тогда наступит для вас истинная жизнь. Нынешняя же жизнь есть смерть, так как и состоит из тления, из течения вперёд и обратно. Поэтому не ищите здесь почестей и славы; ибо там ваша слава. Жемчужина сокрыта, пока она в раковине, а когда разобьют раковину, блестит на славу. Так и мы, пока находимся в этом тленном теле, должны жить сокровенно, чуждаясь славы. Когда же сие тленное будет разрушено, тогда наступит и наша слава, если мы окажемся достойными её по своим делам.
Итак, умертвите земные члены ваши. Не сказал: отбросьте, но: умертвите, так чтобы они уже не воскресли. Земными членами, вероятно, называет телесные наши члены: если они не содействуют приобретению небесного, то земные, а если совершается чрез них небесное, то они уже не земные, подобно тому, как и мы являемся как бы неземными, если не видим и не слышим ничего дурного. Может быть, под земными членами разумеются совершаемые телесными нашими членами грехи, которые остаются на земле и тут же погибают, тогда как члены тела, хотя и от земли, однако не останутся навсегда на земле и не истлеют, но по воскресении получат нетление. Но почему, сказав выше: вы погребены со Христом и совлеклись тела греховного плоти, теперь опять говорит: умертвите? Потому, что первое умерщвление было даром крещения, отъявшим сущий в нас первородный грех; а теперь предлагаемое умерщвление есть дело и произволения нашего, состоящее в том, чтобы заглаждать грехи, бывающие после крещения, более же в том, чтобы даже не позволять им оживать в нас, подсекая зарождение их посредством умерщвления плотского мудрования. Это подобно тому, как если бы кто-нибудь, обновив загрязнённую медную статую и придав ей снова блеск, просил владельца этой статуи тщательнее очищать её от ржавчины, — не от той, которую он уже счистил, но от той, которая покажется после.
Блуд.
Вот он объясняет, какие это члены. И прежде всего упоминает блуд, потому что эта страсть имеет самую большую силу.
Нечистоту, страсть.
Оставляет в отдельности говорить о том, о чём неприлично сказать; и словами: нечистота и страсть даёт видеть все виды постыдных смешений. Ибо действительно страсть есть неистовство тела, подобно горячке, или ране, или другой болезни.
Злую похоть.
Вот опять он сказал вообще обо всём; ибо всё — похоть злая. Но есть желание и хорошее, которое выражает стремление к Богу и к делам божественным, по которому и Даниил был мужем желаний (Дан. 5:32).
И любостяжание, которое есть идолослужение.
Первенец злой похоти есть любостяжание. Его назвал идолопоклонством, поскольку оно есть служение серебру и золоту. Идолы язычников серебро и золото (Пс. 113:12).
За которые гнев Божий грядёт на сынов противления.
Гнев будущий и в настоящем веке часто наказывает таких. Сынами противления называет их, лишая всякого снисхождения, и показывая, что они пребывают в страстях не по неведению, но по упорству, которому так предались, что будто усыновили себя ему, от него прияв отличительные и характеристические себе черты.
В которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
Это слово не без похвалы, потому что ныне они уже не живут в похотях; но было время, когда жили, ибо были язычниками.
А теперь вы отложите всё.
Как же это? Только что сказал: некогда обращались, показав тем, что уже не живут так, и вдруг опять говорит: отложите всё! Как им отложить то, чего уже не имеют? На это можно ответить, что сказанное — некогда обращались — служит к уразумению того, что теперь говорится. Ибо этим внушается, что некогда, то есть прежде крещения, властвовал в вас грех, обладал всею вашею жизнью и тиранствовал над вами, и свобода от страстей для вас была невозможна; ныне же, когда чрез крещение грех в вас умерщвлён, для вас стало удобным отлагать страсти, как одежду. И нельзя вам выставлять в предлог, что живёте под властью греха и страстей: ибо вы умерли для них.
Гнев, ярость, злобу.
Злобой называет злопамятство, которое некоторые называли огорчением, когда кто держит в себе злобу на другого, как бы отомстить.
Злоречие.
Это о бранчивых речах говорит апостол.
Сквернословие уст ваших.
Выразительно сказал: уст ваших, ибо уста ваши освящены приобщением тела Господня. Потому крайне неуместно вам осквернять злоречием и сквернословием уста, приемлющие Христа Господа.
Не говорите лжи друг другу.
Вы облеклись во Христа, сказавшего: Я есмь истина (Ин 14:6). Как же теперь облачать вам себя другой формой одежды, формой лжи? Тогда явно будет, что вы скидываете ту форму (как бы форменную одежду), которая характеризует вас чертой истины.
Совлёкшись ветхого человека с делами его.
Почему он, назвав члены, тело и человека, растленной жизнью, опять то же самое называет добродетельным? Чтобы показать, что свобода в человеке важнее сущности, что мы называемся скорее по ней, а не по сущности. Ибо Писание называет лошадьми, собаками и лисицами тех, которые по своей воле уподобились этого рода животным. И в геенну или Царствие Божие вводит нас свобода, а не сущность. Итак, ветхим человеком называет развращённое произволение. Посему и добавил: с делами, разумея свободу и её дела.
Назвал ветхим, желая показать его гнусность, безобразие и слабость. Смотри, как он составил члены ветхого человека: мысль его состоит из лжи, сердце — из ярости, уста — из лжи и злословия, глаза и прикрытые члены — из блуда, печень — из худого пожелания, руки — из любостяжания.
И облёкшись в нового, который обновляется в познании.
Новый человек есть произволение по Богу, не стареет, но всё больше и больше расцветает и разрастается познанием Бога и вещей божественных, всегда и всегда являясь юнеющим и, однако, тем более крепнущим, чем полнейшее стяжает ведение и чем большего сподобляется.
По образу Создавшего его.
То есть Христа. Христос не приходил в старость, но всегда был так прекрасен, что и сказать нельзя, прекраснее сынов человеческих (Пс. 44:3). Ибо не сотворил греха, который старит и растлевает. И мы, созданные Им по образу Его, должны отсекать от себя всякое греховное растление и старение. Создание разумеет апостол и то, которое бывает в крещении, и то, которое бывает от прекрасного образа жизни.
Где нет ни Еллина, ни Иудея.
То есть прозелита и иудея из знатного рода.
Ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё иво всём Христос.
Вот и ещё похвальное отличие нового во Христе человека, что в нём не берётся во внимание ничто внешнее: ни род, ни достоинство, ни предки, но что Христос есть черта отличия его, характер его.
Во всех, по духу истинно добродетельной жизни образовавшихся, всё есть Христос, то есть и род, и достоинство. Или иначе можно сказать, — все вы — один Христос, будучи телом Его.
Блаженный Феофилакт, Архиепископ Болгарский
Рассказал Господь следующую притчу: один человек устроил большой пир и пригласил множество людей. И вот, когда настало время для пира, послал он слугу своего сказать приглашённым: идите,
уже всё готово. И стали все как один отказываться. Первый сказал ему: Я купил поле, и мне необходимо пойти посмотреть его; прошу тебя, передай мои извинения. И другой сказал: Я купил пять пар волов и иду испытать их. Прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и поэтому не смогу прийти. Слуга вернулся и сообщил это господину. Тогда разгневанный хозяин приказал слуге: Пройди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, и увечных, и слепых, и хромых. И сказал слуга: Господин, твоё повеление исполнено, но есть и ещё свободные места. Тогда господин сказал слуге: Пройди вдоль улиц и изгородей и уговори всех прийти сюда. Пусть дом мой будет полон!
Из тех же, кто был приглашён, никто и никогда, уверяю вас, не будет пировать у меня, ибо много званных, но мало избранных.
Евангелие о богаче, у которого был хороший урожай, изображало нам человека, который все заботы свои посвятил одному: заботе о своём временном, земном благополучии. Чтобы сохранить свой хороший урожай, он разорил старые житницы, построил новые, большие, и сказал: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя». В чём же дело? Почему такой приговор? Ответ на этот вопрос даётся в Евангельском чтении сегодняшнего Воскресенья. В нём говорится о том, как Господь устроил пир и звал многих, то есть, всех. И этот богач был тоже «званный» на пир Божий, но он был так захвачен своим житейским устроением, что забыл про это своё «звание», про пир, на который был приглашён, и никак не ожидал, что призыв его совершится в эту ночь. Вот почему Бог назвал его безумным.
Сегодняшняя притча кончается словами: «Много званных, но мало избранных». Кто же званные? — Все, Господь всех зовёт, всех, без исключения. А кто же избранные? — Избранные — это те, кто открывает своё сердце для того, чтобы воспринять Благодать Божию. Вот только одно это усилие надо сделать, а сделать его может всякий, и будешь избранным. Избрание предоставляется нам. Мы должны избрать Благодать Божию, а она уже всё совершит.
Итак, званные были все. Но вот один за другим они стали отказываться: один женился, другой купил землю, третий — волов. Семья, хозяйство, наша общественная деятельность, — ведь всё это нужно, всё это благословлено Богом. Но только, если всё это является на «пути», а путь ведёт к Пиру Господню. Все причины, по которым приглашённые отказывались прийти, были законны, и сами по себе ничего грешного в себе не имели. А вот то, что люди превратили эти пути жизненные, временные, по которым нам бы следовало идти на Пир Господень Жизни Вечной, превратили в цель жизни, а про Пир Господень позабыли, — вот в этом безумие и грех.
Ведь притча сегодняшняя это ответ Господа на слова одного фарисея, возлежавшего с Ним: «Блажен кто вкусит хлеб в Царствии Божием»! Фарисей этот имел в виду народ иудейский, как избранный Богом, а не имел в виду наше волевое усилие любить Бога и ближнего.
Вот Христос и ответил: «Нет, недостаточно принадлежать к народу иудейскому или к какому другому народу. А надо исполнять заповеди Божии о любви к Богу и к ближнему, и молиться, чтобы Господь помог нам так прожить. Вот тогда-то Господь и пошлёт нам Свою Благодать, которая и приведёт нас на Пир Господень. С этого Воскресенья Святых Праотцев начнётся новый цикл подготовки к Рождеству Христову. Вот начало новой жизни. От яслей нам воссияет Свет Христов. И в этом свете будет и теплота нашего усыновления Богу. У яслей мы почувствуем себя единой семьёй.
Так ведь и в природе: всю зиму был свет, но тепла не было. А с момента Рождества земля наша склонится к солнцу и начнёт испытывать живительную теплоту, которая к весне произрастит зелень, цветы и плоды. Так и в духовной природе нашей. Что-то дивное каждый год происходит у Яслей Христовых: мы все начинаем себя чувствовать братьями и сёстрами, детьми Одного Отца. И это не на словах, а действительно. Любовь появляется. Хочется порадовать друг друга, помочь и любить.
И на этот год от Яслей Христовых опять пойдут наши новые пути: семейные, монашеские, общественные, хозяйственные, деловые. Но все они будут вести нас к одной цели: к Царству Небесному, к Богообщению, к Пиру Господню.
Не будем же забывать своё достоинство, своё звание, что мы приглашены на Пир Господень и будем проводить нашу временную жизнь, как паломники, грядущие на путях, которые приведут нас к Небесному Иерусалиму, туда, где празднующих глас непрестанный.
И тогда мы окажемся не только званными, но и избранными...
Архиепископ Андрей (Рымаренко)