Сын мой Тимофей, вот верные слова, достойные быть принятыми: Христос Иисус пришёл в мир спасти грешных, из которых первый — я. Но для того я был помилован, чтобы на мне первом показал Иисус Христос всё долготерпение в пример тем, кто поверит в Него и обретёт вечную жизнь. Царю вечности, бессмертному, незримому, единственному премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.
Спасение во Христе — самое полное и совершенное, а потому и учение о нём есть учение самое лучшее, т.е. достойно самого твёрдого усвоения и последования ему. Оно заключается в том, что иисус Христос спасает грешников (по вере их), восприяв на Себя ответственность за их бывшую и первородную греховность. Разительный пример этого спасения явлён на Ап. Павле, который по силе греховности своей перед богом (за преследование христиан) считал себя первейшим, т.е. важнейшим грешником. И однако он призван был Христом и спасён. Так и все грешники, обращающиеся ко Христу, ища в Нём и через Него спасения, найдут оное. Посему совершенно не следует искать спасения вне Христа, ибо Он на то и пришёл, чтобы грешников спасать, как Сам сказал о сем.
Св. И. Златоуст говорит: «поелику казалось невероятным, чтобы человек,несмотря на то, что он всю предшествующую жизнь провёл без пользы и тщетно истратив её на злые дела, мог потом спастись через одну веру, — потому он и говорит: „верно слово". И в доказательство приводит себя самого: „меня, хульника и гонителя, помиловал Бог, и не только помиловал, но и соделал верующим". Он не только не стыдится, называя себя грешником, но ещё особенно радуется о сем, так как через это он лучше всего мог показать великое чудо попечения Божия».
«Ясно, что Апостол указывает (здесь) на различное отношение к человеку закона и благодати. Закон оживляет грех, обличает грешников, гнетёт их чувством наказания, Но Христос возносит грех на крест, умерщвляет его Своею смертию, покрывает грешников Своею правдою и даёт им вечное благословение отца Небесного, вечное блаженство. Вот истина! Она противоположна учению ложных учителей. Эта истина достойна всякого приятия, она достойна того, чтобы принять её с открытым сердцем, с любовию и благодарностию» (И.П.Полянский, стр. 278)
О первенстве помилования своего Апостол говорит в тесном кругу тех лиц, которые более знали его, чем других Апостолов, с которыми он как бы не дерзает сравнивать себя, как с праведниками. А сравнивает он себя с явными грешниками, долженствующими искать помилования своего через Христа, каковыми были между прочим и еретики. Умиляясь же перед щедротами милости Божией, всегда готовой невидимо излиться на всех, ищущих её, Апостол возсылает честь и славу Богу, как вечному Царю и премудрому Промыслителю о спасении всех людей.
Св. И. Златоуст говорит: «Бог, желая уверить людей в том, что Он всё им прощает, помиловал того, кто более всех согрешил. Следовательно, пусть никто не сомневается в спасении, когда я спасён». К сему блаж. Феодорит присовокупляет: «но божественный Павел сказал всё это, водясь скромным о себе образом мыслей, Надлежит знать, что не (нравственную) жизнь свою сознавал он беззаконною, но говорит так, припоминая свои попущения на Церковь, как пишет в послании к Коринфянам: несмсь достоин нарещися Апостол, зане гоних Церковь Божию (1Кор. 15:9)».
«Поелику же Апостол показал, что Владыка Христос есть Податель стольких благ, то, желая научить, что сделано сие по благословению Бога Отца и при содействии Духа Божия, от Единого лица перешёл к общему естеству и вознёс песнопение Троице». «Слава и честь, словами воздаваемая, являет нас только благодарными, а воздаваемая делом делает нас подражателями Ему, что гораздо больше. Бог требует от нас, чтобы мы воздавали Ему честь и словом, и чтобы мы любили Его, внимали Ему и повиновались, и через это сами получили пользу» (блаж. Феофилакт).
Епископ Никанор (Каменский)
Оттуда Иисус направился в земли Тира и Сидона. Пришла к Нему одна хананеянка, жительница тех мест, и стала кричать: помилуй меня, Господи, Сын Давида! Дочь моя одержима бесом и тяжко страдает! Но Он ни словом ей не ответил. Ученики, подойдя к Нему, стали Его просить: исполни просьбу её, чтобы она не кричала нам вслед.
Он же сказал в ответ: Я послан только к погибающим овцам рода Израильского. Она же, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи, помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо отнимать хлеб у детей и бросать псам. А она говорит: так, Господи; однако и псы едят крохи, упавшие со стола их хозяев. И тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! Велика вера твоя! Да будет же так, как ты хочешь! И в тот же миг дочь её стала здоровой.
Хананеянка, которая приступила ко Христу, моля Его исцелить её беснующуюся дочь, — язычница: в то время евреи, единственные, кто верил в Единого Бога, не общались с язычниками, сторонились, чуждались их. И вот эта женщина подходит ко Христу: это уже говорит о том, что она в Нём увидела нечто, чего она не видела в других, что она почуяла нечто в Нем: чутьём, сердцем уловила что-то, что внушило ей доверие и сняло с неё страх, что она будет прогнана.
И она обратилась к Нему со словами, которые мы находим также в Евангелии от Марка на устах слепого Вартимея: Иисус, сын Давида!.. Это уже — исповедь веры: конечно, не во Христа как Сына Божия, но во Христа как рожденного от царственной ветви Давида, из которой должен родиться Спаситель мира: Иисус, сын Давида, помилуй мою дочь! Она беснуется...
А Христос идёт Своим путем, молча, не отзываясь на её крик. И ученики обращаются к Нему: Отпусти ее, — она же за нами следует, как бы преследуя нас этим криком надежды и отчаяния... «Отпусти её» не значит «прогони»: это значит: Неужели Ты не пожалеешь? Она же тоже человек — или нет? Или нам чуждаться таковых? Разве человеческое горе в язычниках не так же страшно мучительно, как и в нас? Отпусти её с миром...
И Христос говорит: Я не послан ко всем: Я послан к погибшим овцам израильского дома... Хананеянка же отвечает: Господи! Помоги... Она не отвечает на Его замечание, что Он не к ней послан; она просто верит, что Он её пожалеет; она не спорит; она не утверждает: Как же так, — я тоже человек! — нет, она просто верит... И Христос испытывает её веру ещё раз; Он эту веру, конечно, знал; и хананеянка, верно, знала Его прозрение; но ученикам, вероятно, надо было измерить глубину веры, на которую способен язычник. Он ей говорит: Нехорошо отнять хлеб от детей и отдать псам...
Эти слова кажутся такими жестокими, беспощадными; мне кажется, что их можно понять, если представить себе Спасителя, опустившего Свой взор — внимательный, вдумчивый, сострадательный взор — к поднятым глазам этой женщины; она слышала эти слова — как она слышала и другие жесткие слова — но она слышала их, и одновременно видела лик Божественной Любви, обращённый к ней. И она отвечает как бы с улыбкой: Да нет, Господи! Ведь и собаки питаются от крупиц, которые падают со стола их хозяев... Это можно сказать только из глубины веры и из сознания, что жестокие слова не исходят из черствого сердца.
И Спаситель тут, как в других случаях, на веру отзывается любовью и Своей властью целить, миловать и спасать: О женщина! Велика вера твоя! Да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час. Здесь мы видим ещё и ещё раз, что нет предела, нет границ Божию состраданию, что Он не делит людей на верующих и неверующих, на своих и чужих: для Него чужих нет — все свои; но вместе с этим Он и ожидает и требует от нас не легковерия, а истинной веры, готовности довериться Богу, но и готовности пробиться к Богу криком, мольбой, верой. И этому мы должны научиться от хананеянки. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский