Братия, как соработники Христовы, мы умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.
Когда мы читаем Историю Священного Писания, то удивляемся, видя толикое множество людей, проповедью Богоглаголивых Апостолов обращенных к вере. Причины же столь обильного духовного плодотворения полагаем мы три: силу Божественной благодати, многие и великие чудеса, и святое житие оных Богопроповедников: есть однако ж причина и четвертая, а именно, простой, Боголепный и неподражаемый образ их учения. Сие видим мы в ныне чтенном послании Богодухновенного Павла. Апостол, преподавая в нем правила веры и добродетели, три способа употребляет к убеждению слушателей: обещает помощь, просит и представляет пример добродетелей. Пример убеждает ум, прошение смягчает сердце, а помощь ободряет душу: и потому всяк слышащий проповедь таковую, с радостию приемлет оную, и с охотой исполняет то, что слышит. Поелику же он в пример предлагает собственные свои дела, то и описывает их с великим искусством и смиренномудрием, говоря о них во множественном числе, дабы относились ко всем вообще Апостолам, и преобразуя речь в увещание, дабы более принести пользы душам верующих. Кто со вниманием выслушает толкование ныне чтенного послания, и с благоговением запечатлеет в сердце своем учение, содержащееся в оном, тот не токмо удивится Божией премудрости сущей в Павле, но и принесет спасительный плод Божественной добродетели.
2Кор.6:1. Братие, споспешествующе молим, не вотще благодать Божию прияти вам.
«Споспешествующе», говорит, «молим». Но чем Апостолы споспешествовали или помогали верующим? Святою своею жизнью, сияя яко светила, и примером своих дел руководствуя их к добродетели: молитвами своими, моля непрестанно Бога о спасении их (Рим.1:10; 1Сол.1:2): пастырскою бдительностью, печась по всяк день о них, увещевая, уча, обличая, запрещая: почему и говорил блаженный Павел: «кто изнемогает, и не изнемогаю? Кто соблазняется, и аз не разжизаюся?» (2Кор.11:29)Споспешествуем или помогаем, говорит, и просим вас, чтобы благодать Божия, то есть дарование веры, которое вы приняли, не была в вас бесплодна и тщетна: «не вотще благодать Божию прияли вам». Из сих Апостольских слов мы познаем во-первых, что Бог на всех ниспосылает благодать Свою, то есть, не токмо на тех, которые силою ее плодотворят добрые дела, но и на тех, которые не приносят никакого плода добродетели, так как и «солнце свое сияет Он на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя» (Мф.5:45): во-вторых, что и самая благодать Божия бывает тщетною, то есть бесполезною в тех, которые не творят добрых дел. Сие самое объясняет Господь в притче о талантах (Мф.25:15). Всем дал он таланты: но не все умножили их, и потому не получили от них пользу. А в-третьих, познаем, каким образом подобает нам учить братию, а именно, не одним токмо увещанием, но благим примером, молением к Богу и братским попечением: не обличениями и поношениями, но прошением и молением. Далее приводит Апостол и причину, для чего он споспешествуя молил их, да не явится благодать Божия в них бездейственною.
2Кор.6:2. Глаголет бо: во время приятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения.
«Глаголет бо». Но кто глаголет? Пророк Исаия. Он, предсказывая о том времени, в которое Сын и Слово Божие воплотившись, имел отверсти дверь к вечному спасению, произнес сии слова: «во время приятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти» (Ис.49:8). Сими словами он объяснил, что время благоприятное, в котороеБог имеет внять молитвам молящихся о спасении своем, есть время пришествия в мир Сына его: а день, в который Он имеет помощи и спасти верующих в Него, начинается со дня страданий, смерти и воскресения Его. С сего времени приемлется прошение всякого верующего, как утверждает сам Спаситель? «да, егоже», говорит,«аще просите от Отца во имя мое, даст вам» (Ин.15:16). Призывание имени Иисусова спасает призывающих оное, как утверждает Пророк Иоиль, говоря Пророчески: «и будет, всяк, иже призовет имя Господне, спасется» (Иоил.2:32). Употребляет убо здесь Павел Пророческие слова Исаии для того, да покажет, что благоприятное время и день спасения, им предсказанные уже, пришли. И потому он сказав, что Бог во время благоприятное послушает, поможет и спасет нас, по уверению Пророка Исаии, объясняет далее, какое то есть время: «се ныне время благоприятно, се ныне, день спасения». Се, говорит он, ныне, потому что Сын Божий уже воплотился, пострадал, умер и воскрес: ныне есть то время, в которое мир может обратиться на путь истины: ныне есть тот день, в который все приходящие ко Христу получают спасение. Сказав сие, упоминает он далее о спасительных деяниях веры, составляя удивительным образом нравственное учение из собственного примера.
2Кор.6:3. Ни едино ни в чемже дающе претыкание, да служение безпорочно будет.
Какое отношение настоящие слова имеют к предыдущим? Они относятся к сим:«споспешествующе молим» (2Кор.6:1). Вот чем, говорит он, мы вам спомоществуем,«ни едино ни в чемже дающе претыкание», то есть, не подая вам ни малого случая к соблазну, да служение наше, то есть, служение Евангельское, которое состоит в проповедании веры во Христа, «безпорочно будет», то есть, не будет опорочено. И поистине, сей Апостол с величайшим вниманием и тщанием избегал всякого случая к соблазну. Он отступал от самых предписаний закона, когда видел, что они могут произвести соблазн. Например: закон предписывал, «да делающии священная от святилища ядят» (Лев.6:16; 1Кор.9:13): но он проповедывал Евангелие без мзды, не взимая ничего от учеников своих, дабы не подать им случая к соблазну. Он говорил даже и то: «аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего» (1Кор.8:13). Посему-то с толиким дерзновением он и говорил о себе, что никогда и ни в чем не подал ни малого повода к соблазну, да не будет опорочено служение его. О сем он писал и в первом послании к Коринфянам.: «Вся», говорит он там, «терпим, да не прекращение кое дамы благовествованию Христову»(1Кор.9:12). Здесь должно заметить, что Апостол начинает нравственное учение сперва беганием от греха, а потом пишет о делах добродетели, следуя в порядке таковом сим словам Давидовым: «уклонися от зла, и сотвори благо» (Пс.33:15). Споспешествовали, говорит, мы вам, не токмо бегающе всякого случая к соблазну:
2Кор.6:4–5. Но во всем представляюще себе якоже Божия слуги, в терпении мнозе, в скорбех, в бедах, в теснотах, В ранах, в темницах, в нестроениих, в трудех, в бдениих, в пощениих.
Не токмо, говорит, не подали никакого случая к соблазну, но во всяком деле представили себя и доказали, что мы служители Божии: доказали же сие тем, что сносили всякое озлобление. «В терпении». Терпение положил он в начале потому, что в гонениях и страданиях, коими Апостолы были тогда поражаемы, оно было необходимо нужно: так что если бы оного не доставало, то есть Евангельская проповедь должна была прекратиться: сказал же не просто, «в терпении», но: «в терпении мнозе», потому что страдания были многи и жестоки. Далее исчисляет, какие злострадания требовали многого терпения: в скорбех, говорит, «в бедах, в теснотах, в ранах, в темницах, в нестроениих, в трудех, во бдениих, в пощениих». Скорби, какие Павел переносит в Азии и в других местах, описаны им самим (2Кор.1:8,2:4; Еф.3:13). Божественный же Лука описал беды и тесноты, какие Павел терпел в Дамаске от Иудеев и во Иерусалиме от Еллинистов (Деян.9:24–25, 16:23): описал раны и заточения его в Филиппах, городе Македонском, от воевод и тамошнего народа: описал нестроения, представив его с места на место беспрестанно преходящего, труды его, изъявив, что он, бывши в Коринфе, питался своим рукоделием, работая с Акилою (Деян.18:3), и бдения сказав, что он «простер слово учения своего до полунощи», и что «три лета нощь и день не преставал уча Ефесеев» (Деян.20:7, 31). Пощениями же здесь Павел называет не определенные и с молитвою бывающие пощения (Деян.27:9, 14:23), но кои бывают во алчбе и жажди, то есть, от недостатка пищи и пития. Исчислив таким образом деятельные свои добродетели (2Кор.11:27), кои он совершил, подвизаясь против гонителей, преходит далее к умозрительным, то есть к тем, кои душа его плодотворила, движима будучи сама собою.
2Кор.6:6. Во очищении, в разуме, в долготерпении, в благости, в Дусе святе, в любви нелицемерне.
Очищением здесь Апостол называет душевную и телесную чистоту от всякого греха: а разумом Божескую премудрость и откровение: ибо он учил «не в препретельных человеческия премудрости словесех, но в явлении Духа и силы»(1Кор.2:4). Имел же он не токмо чистоту и Божескую премудрость по откровению, но еще долготерпение и благость. Долготерпением он сносил лютости гонителей, укоряем будучи, благословлял, гоним, терпел (1Кор.4:12), хулим, утешался: а благостию, всем благодетельствовал, уча Еллинов и варваров, мудрых и неразумных(Рим.1:14): делал же он сие, не духом лестчим движим, как лжеапостолы, которые были«делатели льстивии, преобразующеся во Апостолы Христовы» (2Кор.11:13): но просвещаем будучи наставляем Духом Святым, живущим в нем. А дабы уверить, что душа его имела просвещение пресвятого Духа, то он открывает в ней ту добродетель, которая Духа Святого сводит с небес и в нас вселяет, то есть нелицемерную любовь.«В любви нелицемерне». Где любовь чистая, непритворная, не в одних только словах состоящая, но и на самом деле исполняемая: там пребывает Бог. «Аще кто любит Мя», сказал Господь, «слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). Выслушайте и прочие чудесные добродетели.
2Кор.6:7. В словеси истины, в силе Божией, оружии правды, десными и шуими.
Во времена Апостольские были лжеапостолы нездравомысленно проповедующие учение веры, о которых Павел сказал: «несмы бо, якоже мнози, нечисто проповедующие слово Божие» (2Кор.2:17): из них некоторые принуждали веровавших во Христа обрезываться (Гал.6:12): иные посевали между верными разногласие и распри, советуя одному называться учеником Павловым, другому Аполлосовым, одному Кифиным, другому Христовым (1Кор.1:12): а другие учили заповедем и учением человеческим (Кол.2:22). Все же они смешивали истину веры с ложью собственных суеверий: а Павел проповедывал учение «в словеси истины», то есть учение неложное и чистое от всякого человеческого вымысла: «но яко от чистоты, но яко от Бога, пред Богом, во Христе глаголем» (2Кор.2:17). «В силе Божией»: сие означает или чудеса, которые он творил силою Божиею, или то, что он силою Божиею и слово истины проповедывал, и добродетели творил, которые выше исчислил. А оружиями десными именует он обстоятельства радостные, шуими же печальные, как то видеть можно из нижеследующих его слов: но что и радости и печали назвал оружием правды, сие потому, что благочестивый человек, в обоих оных вооружаясь против невидимых врагов своих, совершает правду, то есть всякую добродетель.
2Кор.6:8–10. Славою и безчестием, гаждением1) и благохвалением: яко лестцы, и истинни: Яко незнаеми, и познаваеми, яко умирающе, и се живи есмы: яко наказуеми, а не умерщвляеми: Яко скорбяще, присно же радующеся: яко нищи, а многи богатяще: яко ничтоже имуще, а вся содержаще.
Слава, благохваление, мнение, что мы любители истины, знаемость и уважение, жизнь, радость, богатство и власть, суть оружия десные: а бесчестие, злохуление, мнение, что мы льстецы, незнаемость и неуважение, смерть, наказание, печаль, нищета и нужда, суть оружия шуии. Верные Апостолов прославляли, восхваляли, почитали учителями истины, признавали их посланниками Божиими, изумлялись, видя их живыми среди смертоносных бед и неумирающими от смертных казней, удивлялись, взирая на них, радующихся в скорбях, получали от них богатство благодати Божией, обитающей в них, и отдавали им во власть все имение свое, повергая оное пред ногами их (Деян.4:33; Гал.4:14): а неверные их презирали, хулили, почитали льстецами и незаслуживающими внимания, определяли их на смерть, мучили жесточайшими казнями, оскорбляли безмерно, и думали о них яко о нищих и ничего неимущих. Среди сих-то десных и шуиих оружий обретаясь, Божественный Павел соделался победителем и всюду одержал торжество в них-то явился чудесным, то есть в радостных обстоятельствах не превозносясь, в печальных не унывая, но соделав и десные и шуии оружия оружиями правды, то есть посредством к исполнению всякой добродетели.
архиепископ Никифор (Феотокис)
Сказал Господь притчу сию: человек некий, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Прочитанная сегодня притча о талантах – одно из целого ряда пророческих предупреждений и приточных сказаний Христа о грядущем Суде. Если прочесть 24 и 25 главы Евангелия от Матфея, откуда и взята сегодняшняя притча , то мы видим, что Спаситель предупреждает нас о трех основных опасностях, которые могут привести нас к суду неготовыми. Первая опасность – это беспечность, вторая – малодушие, а третья – жизнь, недостойная человека по нечуткости и бесчеловечности.
Беспечность описана Христом в трех притчах: первая – это беспечность благодушная, веселая, беспечность, которую мы считаем естественной. Христос говорит: Бдите, потому что суд, день Господень, придет внезапно, как он пришел в дни Ноевы. Тогда люди и пили, и ели, и замуж выходили, и ни о чем не думали большем, чем земля, чем каждодневная их радость жизни, а суд Господень нарастал и в какой-то день разразился гневом и потопом. Будет и позже так: две женщины будут работать у жернова – одна возьмется, другая оставится: два человека будут в поле – один возьмется, другой оставится... Эта беспечность – такая нам обычная, привычная, родная, благодушная, веселая, радующаяся на жизнь и забывающая, что жизнь не такая плоская, а что она глубокая, бездонная, что она уходит в вечность.
Другая беспечность – злая беспечность, которая пользуется тем, что Бог, как будто, не спешит прийти на расправу; но апостол Петр говорит, что Бог медлит, потому чтодолготерпит о нас... В притче Господней в этой 24 главе говорится о слуге, который был послан надзирателем над другими. Ему было поручено следить, чтобы им было хорошо жить в доме их господина, даже когда его нет, когда он сам не может видеть их жизнь и позаботиться о их нуждах. А раб этот подумал: „Не скоро еще придет господин; я буду пить, есть, веселиться, а рабов буду гнать и бить, я – господин", – воображая, будто они в его власти, будто в отсутствие господне его достоинство – господское. А господин вернулся, когда не ждали его, и застиг неверного раба в его неправде, и изгнал. Это – вторая беспечность, греховная, злая, которая нам тоже обычна. Мы тоже не спешим меняться на добро, потому что Господь за горами, суд далек. Мы не спешим творить добро, потому что еще есть время; когда-нибудь, когда мы устанем от зла, то успеем еще к добру вернуться, – а День Господень идет и идет на нас, и в какой-то день, какой-то час встанет суд перед нами и мы – перед судом.
Есть и еще одна беспечность, которую Господь описывает в притче о десяти девах, из которых пять были умные, а пять – безумные. Это беспечность сонливая, беспечность, которая надеется, что все еще успеется: жить, любить, исправиться еще успеется. Не придет же Бог во время ночной стражи, – можно еще подремать, помечтать и опомниться когда-нибудь, когда придут какие-то предвестники суда... А суд приходит в ночи, потому что спящему всякий час – ночь, и застигает врасплох.
Вот беспечность веселая, добродушная, как будто и не злая: беспечность безответственная, злонамеренная, жадная, злая: и беспечность опять-таки страшно нам обычная: завтра все успеется, а сегодня помечтаем... Это первая группа предупреждений Господних.
А дальше – притча о талантах. Господь дает каждому дарование в меру его сил и призывает принести плод такой же богатый, как богаты сами дарования. И часто мы ничего с этими дарованиями не делаем: нам дается ум – но этот ум мы не обогащаем ничем: нам дается чуткое сердце – но это сердце остается только как возможность чуткости, а на деле дремлет в себялюбии, коснеет; дается нам воля, порой сильная, которая остается бесплодно-бесцельной. Много нам дается, что мы храним в том виде, как Бог дал, а плода – никакого. Почему?
Не всегда по беспечности, а порой потому что нами овладело малодушие, трусливость. Нам кажется (и так оно и есть), что чтобы чего-то достичь, надо всем рискнуть: покоем, обеспеченностью, отношениями, жизнью, – всем, или хотя бы чем-нибудь; и мы думаем: нет, верну я Господу то, что Он мне дал, но рискнуть потерять себя и ответить перед Богом – нет... А когда суд приходит, оказывается, что когда-то нам данное нашим никогда не было, а все время оставалось Господним. И часто Господь вернет это Себе и отдаст тому, кто был готов рисковать жизнью, и покоем, и обеспеченностью, и всем телом и душой, чтобы принести плод, чтобы не быть заживо мертвым, но быть живым и животворящим.
И наконец, притча, которую мы читаем перед самым Великим постом, об овцах и козлищах, о последнем суде. О чем этот суд? Не о том, что мы не имели каких-то великих откровений, а о том, что мы не были просто людьми, не могли сердцем человеческим, плотяньм, живым отозваться на нужды, на горе, на боль другого человека, на грозящую ему опасность. Кто не может быть человеком на земле, тот не может быть человеком и на небе; кто в малом не может быть человеком, тот никогда не вырастет в меру Человека Иисуса Христа.
В этом предупреждение Господне о суде: суд не в том, что Господь придет и это страшно будет, а в том, что Он придет, и будет так жалко и так больно, что мы прожили жизнь, так и не став человеком: по трусости, сонливости, себялюбивой злобе или просто забывчивой беспечности. Суд в том, что мы иногда проживем всю жизнь, не заметив, что она глубока, просторна, что жизнь ключом бьет из глубин Божиих и уносит нас в эти глубины.
Вдумаемся в эти разные образы, опомнимся и станем жить не узкой, бедной жизнью, которая вся заключается в нас самих, а той просторной, глубокой, мощной жизнью, которая покоится в Боге, которая из Него получает источник безграничной силы, и которая нас уносит в вечность, где все имеет свое место, где все получает величие, потому что благодатью Святого Духа, любовью Господней человек может себя перерасти и стать богочеловеком по подобию Иисуса Христа. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский