rz66rПослание к Колоссянам зачало 258 глава 3:12–16

Братия, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

Чтенным в прошедшую неделю учением совлек нас Апостол Божий «ветхаго человека с деянми его»: ныне же проповеданным учением облек нас «в новаго, обновляемаго в разум по образу Создавшаго» (Кол.3:9–10). Как тогда научил он, кто такой есть ветхий человек, показав составляющие его грехи: так ныне проповедал, кто такой есть новый, показав добродетели, из коих он образуется и составляется. А таким образом преблаженный Апостол, описывая добродетели Святых, и облеченных в нового человека представляя в ризы позлащенные одеянными и преиспещреными, тем самым во всякой душе возбуждает желание облечься в таковое небесное одеяние. Похваляя увещевает, увещевая убеждает, убеждая же привлекает к исполнению добродетелей. Показывает, какая добродетель, имея первенство пред другими, возводит на совершенство, какой нужно восседать яко судии и подвигоположнику, какой добродетели исполнение имеющее в себе и премудрость, должно обитать всегда в сердцах наших, и каким образом должно нам учить и вразумлять самих себя. Блажен тот человек, который запечатлеет в уме своем сие Апостольское учение, и поспешит всеми силами своими исполнить то, чему оно поучает. А поелику те учения удобно напечатлеваются в уме нашем, кои совершенно мы понимаем, для сего потщимся изъяснить предлежащие словеса: вы же, слушатели, попекитесь не только запечатлеть оные в уме вашем, но и исполнить то, что в них содержится, да сподобитесь той славы и блаженства, кои уготованы от Бога хранящим оные.

Кол.3:12. Братие, облецытеся якоже избраннии Божии, святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение.

Восхваляя увещевает всеславный Апостол. Но ежели Колоссаи были избранные, Святые и возлюбленные Божии, то почему завещевает им, чтобы были милосерды, благи, смиренномудры, кротки и долготерпеливы? кто не имеет сих добродетелей, тот не есть ни избранный, ни Святой, ни друг Божий. Поелику убо они были таковы, как сам он говорит, то никакой нужды не имели в таковом увещании. Таковы подлинно они были со стороны Божией: потому что Бог избрал их по оному: «Аз избрах вы от мира» (Ин.15:19). Бог освятил их по ходатайству единородного Сына Своего, Который молился, говоря: «Святи их во истину Твою. За них Аз свящу Себе, да и тии будут священи воистинну» (Ин.17:17, 19). Бог соделал их другами Своими по оному: «вы друзи Мои есте» (Ин.15:14). Были они избранные и Святые, и возлюбленные Божии, со стороны Его таковыми соделавшись благодатию Святого Крещения. Однако ж надлежало, чтобы они и со стороны своей посредством Богоугодных дел таковыми соделались. Завещевает убо им Божественный Апостол, а чрез них и всем нам, во Христа верующим, дабы мы как со стороны Божией есмы избранные, святые и возлюбленные, так и по добрым нашим делам явились достойными избрания, святости и любви той, которую оказал нам Бог. Заметь здесь, сколь приличествует предлежащей цели Апостольской переносное речение сие: «облецытеся». Как светлые одежды украшают тело, так и светлость добродетели украшает дух: и как тело когда обнажится одежд, является гнусным и безобразным: так и душа когда лишится добродетелей, бывает гнусною и безобразною. Сию самую переносную речь употребил и Царе-Пророк Давид, говоря о Господе: «Господь воцарися, в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу, и препоясася» (Пс.92:1). Завещав же предреченные добродетели, завещевает потом хранить и другие две добродетели, кои от реченных оных происходят и рождаются. Говорит убо:

Кол.3:13. Приемлюще друг друга и прощающе себе1), аще кто на кого имать поречение: якоже и Христос простил есть вам, тако и вы.

Речение: «дарствующе», значит прощающе, и подобно оному, «дадите ми неправду сию» (2Кор.12:13), то есть, простите. А сие «себе», положил вместо «друг другу», как и у Евангелистов: «глаголюще к себе» (Мк.10:26), то есть, друг к другу: и «прежде бо беста вражду имуща между собою» (Лк.23:12), то есть, друг с другом. Почему тем «приемлюще друг друга», завещевает иметь снисхождение и терпение, а сим «прощающе себе», прощение друг другу погрешений. «Аще кто», говорит, «на кого имать поречение». Ежели имеешь причину винить ближнего твоего, что погрешил он против тебя, то снеси и прости ему прегрешение его. Заметь же, что один милосердый, благий, смиренномудрый, кроткий и долготерпеливый имеет сии две великий добродетели, то есть, снисхождение и расположение к прощению: а немилосердый, злой, гордый, гневливый и вспыльчивый не сносит и не прощает другим погрешения. Посему-то во первых завещал «утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение» (Кол.3:12), а потом «снисхождение и прощение». А чтобы убедить к исполнению сих двух добродетелей, то представляет пример Иисуса Христа: «якоже и Христос простил есть вам, тако и вы». Как, говорит, Иисус Христос терпеливо понес безумные клеветы и хулы Иудеев, и простил грехи распявших Его, так и вы сносите и прощайте погрешения других. Послушай же, какой добродетели дает Он первенство, поучая, что она есть союз совершенства.

Кол.3:14. Над всеми же сими стяжите любовь, яже есть соуз совершенства.

Сие «над всеми же сими облекитеся в любовь», — вместо того, чтобы сказать, пред всеми другими добродетелями преимущественно и по особенной причине вложите в сердце ваше любовь. Благословно и праведно сказал так, потому что любовь есть первая и великая заповедь. Она есть исполнение закона и основание Евангельского нравственного учения. Почему же говорит, что она есть «соуз совершенства»? Потому что духовное совершенство не иное что есть, как стечение и исполнение всех добродетелей: все то есть добродетели вместе сошедшись составляют совершенство души. Ежели посмотришь на всякую добродетель, то увидишь, что она произрастает или от любви к Богу, или от любви к ближнему. Не можешь найти добродетели, которая бы не имела начала своего от любви. Ибо всякое дело, не имеющее началом и корнем своим любовь, есть ничто, есть лицемерие и ложь, хотя кажется добродетелию (1Кор.13:3). Почему как все ветви от ствола дерева произрастая, стволом связуются: так и все добродетели от любви происходя, оною связуются. По сей убо причине сказал Апостол, что любовь «есть соуз совершенства». А после завещания о любви поучает и о мире, говоря:

Кол.3:15. И мир Божий да водворяется в сердцах ваших, в оньже и звани бысте во едином теле, и благодарни бывайте.

Мир имеют часто и злые люди, согласны бывая в делании злых дел: но таковый мир есть мир мирской и вредный. Мир же Божий есть духовный и спасительный. Посему-то сказал, «мир Божий», чтобы различить оный от мирского и вредного мира. Но где любовь, там есть и мир. Почему убо предписав нам облещись в любовь, завещевает, да водворяется в сердцах наших мир? Потому что часто от безрассудной любви один другого обвиняет, и один на другого жалуется (Смот. Злат. в он. месте). Часто любят друг друга два брата или два друга, но поелику мысли их различны, то не престают один другого обвинять, и один другому сопротивляться, почему не имеют мира, хотя и любят друг друга. Что же значит сие «да водворяется, да владычествует в сердцах ваших»? Владычествователями или судьями, мздовоздаятелями назывались те, кои на Еллинских подвижничествах судили, кто были достойны наград, и достойным оные раздавали, как надлежало. Поставил убо премудрый Павел в сердцах наших судилище, завещав, да седит на оном мздовоздаятельный судия — мир. Каким же образом мир судит и награждает, и кто суть подвизающиеся и награждаемые? Ежели, например, обесчестит тебя кто, тотчас восстают в таком случае два подвижника, то есть, помысл отмщения и помысл терпения. Один борется, говоря, сделай отмщение обесчестившему тебя: а другой противоборствует, говоря, претерпи и прости согрешение. Подвизаются равно они оба, да победивши приимут награду. Почему ежели мир Божий седит в сердце твоем, яко судия и мздовоздаятель, то Он осуждает помысл отмщения, и судит достойным награды помысл терпения и прощения, осуждает помысл омщательный, и награждает терпеливый и прощательный. Почему же не сказал, да победит помысл мира, но сказал да владычествует? потому что не восхотел положить в чине борющихся Божественный и неборимый мир, но дал оному достоинство и честь, поставив его судиею и воздаятелем между двумя помыслами, благим и злым. Для сильнейшего изражения сказал то, да владычествует, дабы слышащие сие поставили мир владыкою над помышлениями сердец их. Убеждает же к сему и другим доказательством, говоря: «в оньже и звани бысте во едином теле». В оный, говорит, мир Божий призвал вас Иисус Христос, поставив всех единым телом. Как будет состоять тело, ежели не в мире будут члены его, но сопротивляются друг другу и борются? Где нет мира, там последует разлучение и разделение. Поелику убо сподобились вы быть единым таинственным телом, имеющим главою Самого Иисуса Христа, то мир имейте, «и благодарни бывайте», то есть, приносите Ему и словами и делами благодарение. Сказав же сие о Божественном мире, преходит к завещанию другой добродетели, к завещанию о Слове Божии.

Кол.3:16. Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости: учаще и вразумляюще себе самех во Псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви.

Слово Христово суть словеса Святого Евангелия, Богоносных Апостолов и Божественных Пророков. Как же вселяется в нас Слово Божие во всякой премудрости? Слушанием Божественных Писаний, чтением и поучением в оных. Когда мы часто и прилежно в оных поучаемся, тогда и память наполняется, и ум обогащается, сердце отрыгает и уста изливают обильные струи Божественного учения. А поелику некоторые с надмением и своемыслием занимаясь Божественными Писаниями впадают в пагубные ереси, другие же без понятия и без рассудка оные читая, и не различая заповедь от совета, делаются суеверными и сожженными «своею совестию» (1Тим.4:2); посему сказал, «во всякой премудрости», то есть, чтобы мы со всякого рода мудростио, и с духовною, и со схоластическою, с благоговейным расположением читали и рассматривали Божественные Писания, и чтобы от оных научались как сами, так и других бы учили. А поелику есть и песни мирские, то есть, такие, кои возбуждают похоти суеты мирские и вожделения плоти, посему сказал: «песнех духовных». Сие же «во благодати», значит с удовольствием и с духовною готовностью, а не со скукою и неприятностию, или нерадением. Приложил же и сие «в сердцах», дабы научить, что не только устами, но и духом надлежит нам воспевать и славословить всеблагого Бога. Сими убо словами научает Апостол, во-первых, тому, чтобы мы почасту со всяким благоразумием занимались Божественными Писаниями, дабы таким образом богатно вселялось в нас Слово Божие; во-вторых, чтобы от Божественных Писаний наставляли и вразумляли как самих себя, так и других; и в-третьих, чтобы с охотою и благодарностию не только устами, но и сердцем приносили Богу песни и славословия.

Евангелие от Матфея. Глава 1; стихи 1-25.

Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; 3Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфан; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Сегодняшнее евангельское чтение кому-то может показаться самым скучным и неинтересным. Действительно, большую часть повествования занимает перечень имён, так называемая родословная Иисуса Христа по плоти. На самом деле сегодняшнее Евангелие имеет огромное значение. Мы часто смотрим сами на себя как на самодостаточный космос, который появился из пустоты. На самом же деле и наши добрые, светлые стороны, и наши грехи, пороки зачастую оказываются во многом связаны с теми людьми, кто жил перед нами. Таким образом, из поколения в поколение мог формироваться либо род праведных людей, либо род людей нечестивых. Мы знаем, какая страшная вещь наследственный порок пьянства или наркомании. И мы знаем, насколько сильным оказывается благословение праведного рода, отражающееся на большом количестве поколений, когда в роду есть люди, не просто угодившие Богу, но действительно оставившие яркий свет своей святостью. Сегодня, когда мы готовимся к пришествию в мир Господа нашего Иисуса Христа, надо вспомнить об одной, казалось бы, очевидной вещи, о которой мы часто забываем. Каждый из нас хочет, чтобы его дети были счастливыми, не испытывали материальной нужды, были благочестивыми, и вполне понятно, что мы прилагаем различные усилия для того, чтобы это осуществилось. Но на самом деле самый главный подарок и самое главное наследство, которые мы можем оставить нашим детям – это наша собственная праведность. Если мы смогли в течение своей жизни преодолеть какой-то давний грех, давнюю страсть, давнюю склонность нашей природы — той самой природы, которую мы получили по наследству от родителей, от прабабушек и более давних родов, если эта болезненность на нас с вами закончилась, и закончилась так, что наши дети даже не будут догадываться о том, что когда-то их родители страдали от этой страсти и немощи,– это и будет самым главным подарком, который мы оставим нашим последующим поколениям.

прот. Павел Великанов