Расписание богослужений

b533a07496e99ca43d831bed962aa6e0Толкование на воскресные Апостол и Евангелие

Второе послание к Коринфянам, главы XI, 31 — XII, 9.

Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.

Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.

Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.  И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

В сегодняшнем отрывке, апостол Павел делится со своими слушателями очень личными переживаниями. По скромности и смирению он рассказывает о том, что с ним произошло в третьем лице. Словно смотрит на себя со стороны. Дескать, знает некоего человека, которого Бог «восхитил до третьего неба». Конечно, это не означает, что небо устроено как многоэтажный дом. Перед нами просто образное выражение. Третье небо на языке иудейской традиции того времени, а ведь именно к ней некогда принадлежал апостол, это божественная реальность. Место присутствия Божия. То есть Павел говорит, что он получил особый опыт причастия божественной благодати. Господь дал почувствовать апостолу Свою особую близость. Апостол даже не понимал в теле он был или нет, такой духовный восторг он испытал.

Контрастом рассказу об этом поразительном духовном опыте, выступает упоминание Павла о своих болезнях. Он говорит, что ему дано «жало в плоть, ангел станин». Греческое слово, которое переведено на русский как жало, более точно можно было бы перевести как кол, на который сажали преступников. Именно подобную боль иногда испытывал апостол. Что бы это могло означать? Большинство склонны понимать это как намек на физический недостаток, который оставлял апостолу страдания. По разным версиям это могла быть эпилепсия, жуткие головные боли от хронической лихорадки или даже болезнь глаз, в результате которой они так сильно гноились, что вызывали у окружающих брезгливость. Как бы то ни было, этот недостаток апостола был заметен окружающим и мог вызывать у них отвращение. Поэтому в послании к Галатам он благодарит их за то, что, когда они увидели его искушение плоти, то не начали презирать и гнушаться им.

Что же важного в этом отрывке? Важно то, что в одно и то же время апостол Павел переживал потрясающие духовные состояния, с другой Господь попустил ему страдать так, как не страдают многие люди. Зачем? Апостол сам отвечает на этот вопрос. Чтобы не превозноситься. Так устроена человеческая природа, что даже самые совершенные из нас склонны к превозношению, тщеславию и гордости. Ведь именно так пал самый светлый ангел и в итоге превратился в сатану. А потому святые никогда не бегали от страданий и болезней. Парадоксально, но они воспринимали их как благословение Божие. Немощь, говорили они, словно узда, сдерживает все дурное в нас и не дает нашим страстям взять верх. Не случайно и апостол Петр прямо говорит в своем послании: «страдающий плотью перестает грешить». Действительно, человек в болезни чаще думает о Боге. Ровно, как и наоборот: очень часто забывает о Нем, когда его жизнь протекает относительно благополучно. А потому не будем унывать, когда нас посещают скорби, а в тело впивает жало. Наряду с мгновениями переживания божественной благодати, которая умиротворяет душу, это также проявление заботы Бога о нас. И лучше нам, подобно апостолу Павлу, скромнее относиться к своему высокому духовному опыту, но, в первую очередь приобрести навык хвалится своими немощами. Ведь именно они всегда с нами. А через них, как говорит апостол, в нас зачастую и действует сила Божия.

священник Дмитрий Барицкий

Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 31-36

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Иероним Савонарола стал правителем Флоренции в 1494 году. Предыдущий лидер, Лоренцо Медичи, был обвинен в государственной измене и изгнан из города. Савонарола с воодушевлением принял рычаги власти и начал кардинально менять жизнь свободолюбивой республики. Приближать ежедневное существование граждан к евангельским идеалам. Во всяком случае, так казалось реформатору. Танцы и песни оказались под запретом. Так же, как и праздничная одежда, вкусная еда, народные гуляния. Главное, чего хотел добиться Савонарола, — вернуть уважение флорентийцев к Католической церкви. А вернее, к её служителям. Многие клирики Флоренции жили в роскоши, имели незаконнорождённых детей, обильно говорили о Царстве Небесном, но сами туда явно не стремились.

Такое плачевное состояние церковных нравов привело к тому, что флорентийцы (в особенности, знатные) перестали ходить на исповедь. Вместо этого они заключали так называемый «договор с Богом». Принцип этого договора был чрезвычайно прост. Гражданин Флоренции заранее и в письменном виде давал Богу обещание, что если совершит тот или иной грех, то понесет за него наказание. Обычно — в денежном виде. То есть потратит ту или иную сумму на благотворительность. И таким образом искупит свою вину перед Господом. Договор с Богом воспринимался как очень удобная форма духовной жизни. Допустил человек ошибку? Вот заранее оговорённая компенсация. И не нужны тут никакие посредники в лице клириков с сомнительной репутацией.

В евангельском чтении речь, на первый взгляд, тоже идет о материальном подходе к духовной жизни. Христос призывает Своих слушателей проявлять милосердие и любовь к людям, делясь с ними деньгами, едой, имуществом. И ничего не требовать взамен. За подобное поведение Господь Иисус обещает людям Царство Небесное. Сознательный отказ от части земной выгоды обеспечит духовную награду в Раю. Милосердие, таким образом, гарантирует человеку лучший вариант развития событий за гробом.

Существует ли разница между евангельским видением и договорами, которые пытались заключать с Богом жители Флоренции 15го века? Впрочем, не только они. Сколько наших современников сводят духовную жизнь к материальному — жертвуя деньги на храмы, но по большому счету внутренне не меняясь? Ответ, как всегда в целеполагании. Милостыня всего лишь средство. Она может быть проявлением искренней любви к Богу и человеку, а может стать попыткой просто откупиться и от Господа, и от окружающих. В данном случае человек мыслит примерно так — я отдал вам вполне приличную сумму. Что вам еще нужно? Оставьте меня в покое, дайте жить так, как я хочу. А затем, по первому моему слову, принесите мне заслуженную награду.

Но Христу не всё равно, как мы живем. И Он не возглавляет комитет по раздаче премий. Господь Иисус хочет, чтобы каждый наш день на земле становился шагом в сторону Царства Небесного. Не потому, что Он хочет насильно нас туда загнать, а потому, что это и есть наше предназначение. Отказавшись от него, мы тем самым теряем себя. Милосердие, к которому призывает нас Евангелие, не попытка купить у Бога место в Раю и не средство, чтобы от Господа откупиться. Евангельское милосердие — проявление искренней и свободной любви, нашего живого участия в жизни других людей и попытка стать соработником Бога в делах Его милости!

священник Антоний Борисов.

 

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция