Расписание богослужений

3cbebc85cf9374acc558ced8e513bc33Толкование на воскресные Апостол и Евангелие.

Послание апостола Павла к Галатам. глава I, стихи 11-19.

Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.

Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, 14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.

Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил  открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.

Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

Как и любое другое апостольское послание, Послание к Галатам не было написано просто так, к примеру, ради того, чтобы апостол Павел смог рассказать о своих делах или же обсудить какие-то досужие вопросы. Каждое послание написано в качестве реакции на некоторые нестроения внутри той христианской общины, к которой оно обращено. Исследователи полагают, что апостол Павел основал в Галатии общину во время своего второго миссионерского путешествия, но во время пребывания там, он испытывал физическое недомогания и не мог трудиться и проповедовать с полной отдачей. Его болезнь никоим не помешала действию Духа Святого, но нашлись те, кого она смутила. А когда апостол ушел оттуда, там появились псевдохристианские проповедники, они начали говорить нечто такое, что шло в разрез с Павловым благовестием. В лице тех, кто был смущен немощью апостола эти проповедники нашли благодарных слушателей. Ну а через них нестроение начало захватывать и всю общину. Апостол Павел должен был как-то отреагировать. Именно это он и делает в своем Послании к Галатам.

До того, как перейти к размышлениям по сути вопроса, Павел должен был письменно обосновать свой авторитет. Фрагмент этого обоснования мы только что услышали. Основной аргумент апостола состоит в том, что его благовестие имеет сверхъестественное происхождение. В нем нет ничего человеческого. Павел напоминает своим адресатам, что он вовсе не планировал становиться апостолом. Напротив, он был гонителем христиан, но Бог нарушил все его планы, Бог в буквальном смысле вырвал Павла из иудейской среды и сделал Своим апостолом. От Бога же Павел получил и знание о Христе. Он не читал книг о христианстве — их попросту не существовало в ту эпоху, он не встречался ни с кем из двенадцати апостолов, он не шел по пути вопросов и ответов, все, что он знает, он узнал непосредственно от Бога. Именно этим знанием Павел и делиться с христианами основанных им общин. Его свидетельство легко поддается проверке: тогда еще были живы те, кто знал Павла до его обращения, кроме того, были свидетели действия в апостоле и через апостола благодати Духа Святого. От всего этого нельзя было отмахнуться, поэтому апостол и пишет, что его благовестие «не есть человеческое», он «принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа». В других местах своих посланий апостол в качестве дополнительного аргумента приводит тот факт, что его благовестие не входит в противоречие с благовестием двенадцати апостолов, которые также не противоречат, а дополняют друг друга.

 епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Евангелие от Луки, Глава 7, стихи 11-16

После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.

Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.

И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

Христос через Своих учеников, святых апостолов, оставил нам такой завет: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте». Этот призыв Спасителя продолжает жить и исполняться в Православной Церкви, несмотря на прошедшие уже две тысячи лет. И регулярно появляются люди святой жизни, способные евангельские слова из теории сделать реальностью.

Таковым был, например, отец Николай Планас — греческий священник, в течение пятидесяти лет самоотверженно служивший в Афинах. Отец Николай прославился удивительной щедростью и милосердием, благодаря которым от нищеты и позора им были спасены многие вдовицы. А таковых в Афинах в первой половине двадцатого века было много — Греческое государство участвовало поочередно в нескольких войнах, которые оставили без мужей большое количество гречанок. Отец Николай Планас сам жил очень скромно, на себя фактически ничего не тратил. Многие жители Афин знали о подвижническом образе жизни священника и жертвовали ему деньги, понимая — отец Николай себе ничего не оставит, но отдаст средства тому, кто действительно нуждается. Однажды в храм к священнику пришел богатый человек и передал тому запечатанный конверт с деньгами. Отец Николай, не открывая конверта, отдал его бедной вдове, которая стояла у дверей храма. В другой раз священник у одной нищенки, которая продавала конфеты, не взял и пары карамелек, сказав: «не хочу ввести тебя в расходы». Отец Николай Планас был прославлен в лике святых в 1992 году — через 60 лет после своей кончины. Причины канонизации были всем понятны.

И вновь тут стоит отметить милосердие священника, вдохновение для которого он черпал в евангельском повествовании. В частности, в прозвучавшем чтении. Христос приходит вместе с учениками в город Наин и видит похоронную процессию — несчастная вдова потеряла своего единственного сына. Спаситель увидел огромную скорбь, отчаяние женщины и сжалился над ней. Господь Иисус подошел к умершему юноше, прикоснулся к его одру и велел ожить. Смерть тут же отступила от сына вдовы по слову Сына Божьего. Редкие святые могли повторить это чудо Христа. Далеко не всем подвижникам Православной Церкви Господь давал силы возвращать жизнь умершим. Но пример отца Николая Планаса учит нас, что не менее важным является возвращать людям смысл жизни, радость бытия, веру в Бога. Для этого подчас требуется немногое — сказать доброе слово, оказать посильную помощь и, конечно же, произнести искреннюю молитву. От всего сердца обратиться к Богу, чтобы Он посетил отчаявшегося, впавшего в уныние человека, вложил в его сердце надежду. Далеко не всегда такая открытость и стремление помочь будут положительно оцениваться людьми. Не всегда мы будем слышать в ответ: «Спасибо». Но пусть утешением нам будут слова отца Николая Планаса: «Я, детка, терпением преодолел очень много встречавшихся мне искушений». Способностью терпеливо творить добро и дела милосердия пусть наградит всех нас Господь!

 

иерей Антоний Борисов

 

 

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция