Расписание богослужений

D2B6g3xU4AIBEIaПослание апостола Павла к Евреям. Глава XI, 24-26, 32 — XII, 2.

Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

В сегодняшнем чтении мы слышим краткий рассказ о некоторых героях Ветхого завета. Их поступки имеют одну общую черту, которая позволяет апостолу объединить их истории. Все они верят и принимают важнейшие решения в своей жизни благодаря вере. Однако если мы обратимся к языку Писания, то с удивлением обнаружим, что в нем нет веры в том смысле, который мы обычно имеем ввиду. Ветхозаветный человек не верил просто во что-то... в какую-то информацию вообще, он верил конкретной личности, верил Богу, то есть полагался на Него, видел в Его любви основу своей жизни.

Опираясь на призыв Божий люди веры, Авраам и его потомки, совершали поступки, которые могут быть совершенно непонятны с точки зрения обычной человеческой логики. Моисей, будучи приемным сыном дочери фараона, предпочел страдать вместе с народом Божиим, вместо того, чтобы получить временное греховное наслаждение. Он знал, что на самом деле жизнь не заканчивается смертью и стремился быть верным Богу уже здесь и сейчас.

Апостол описывает историю Ветхого Завета крупными мазками. Он говорит о праведниках, но некоторых просто перечисляет, что не должно создавать ощущения пренебрежения... Нет, дело совсем в другом. Должно возникнуть ощущение, что людей, которые выбрали Бога достаточно много, так много, что обо всех нет даже возможности рассказать. Жизнь этих людей была очень непростой. Он перечисляет ужасы, которые им пришлось пережить. При этом совершенно очевидно, что страдания, которые выпали на их долю стали следствием их свободного решения. Они могли бы прожить более спокойную жизнь, но ради верности Богу шли на все.

Однако, указав на ветхозаветных праведников, апостол утверждает нечто, что может привести в шок. Он говорит, что все, о ком о только что рассказал, все эти свидетели веры не получили обещанной награды.

Первая мысль, которая приходит после таких слов довольно очевидна. Конечно, они же еще не воскресли. Кажется, так и есть, но апостол указывает на иную причину. Он говорит, что они не получили награду, потому что замысел Божий не исполнился до конца... Ведь он исполнится, только тогда, когда мы проявим такую же веру и присоединимся к их числу. Он так и пишет: «Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства».

Это чтение читается в первое воскресение Великого поста не случайно. Дело в том, что именно в эти дни подготовка оглашенных, то есть тех, кто хотел креститься, становилась особенно напряженной. Они много читали и думали над своей жизнью, много духовно трудились... И вот сегодняшнее чтение должно было стать для них замечательным утешением. Ведь начиная путь веры они слышали, что могут встать перед лицом Божиим не как незваные гости, но как дети, которых Он долго ждал, как те, без кого Его замысел не полон. И ведь говорилось это не только им, это сказано на все времена.

Вспоминаются слова одного русского писателя ХХ века, который говорил: «Без меня народ неполный». Именно так, можно сказать о замысле Божием: без меня он не полон, Бог ждет меня, мое место среди Его детей не может занять никто другой. Он ждет именно меня, а не кого-то безличного. И самое радостное в том, что так может подумать о себе каждый, ведь Бог действительно ждет каждого из нас.

священник Стефан Домусчи.

Евангелие от Иоанна, Глава 1, стихи 43-51

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Журналисты очень любят задавать известным священнослужителям и мирянам один и тот же вопрос: «А как вы пришли к Богу?». Этот вопрос — своего рода общее место, похоже, что задать его считается признаком хорошего тона точно так же, как признаком хорошего тона считается произнесение приветственных и прощальных слов. Вопрошаемые старательно отвечают, зачастую их ответы бывают весьма поучительными и глубокими. Но есть в самом этом диалоге внутренняя неразрешимая проблема: невозможно словами в полной мере описать процесс призвания, ведь если бы это было возможно, то слушатели неизбежно бы уверялись в том же самом, то есть опыт прихода к Богу можно было бы транслировать так, чтобы он становился и опытом слушателей. Но этого, как правило, не происходит. И не только из-за бедности нашего языка, основная причина в другом: никто сам по себе к Богу не приходит, но всех Бог призывает Сам. Бог находит к каждому из нас индивидуальный подход, настолько индивидуальный и тонкий, что внятно объяснить, как тот или иной человек стал убежденным христианином, не получается.

Так произошло и с апостолом Нафанаилом. Мы не знаем и никогда не узнаем, что именно услышал он в словах Христа о том, что Господь видел его под смоковницей «прежде нежели позвал его Филипп». Об этом можно лишь строить предположения той или иной степени достоверности, а подлинный ответ на этот вопрос знает только сам апостол, причем знание это не столько интеллектуальное, сколько сердечное. Из текста Евангелия от Иоанна нам известно, что Нафанаил был сильно впечатлен, но Христос не останавливается на этом впечатлении, Он идет дальше и произносит довольно загадочную фразу: «отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Как и почти на любой другой евангельский отрывок, на эти слова Спасителя существует множество толкований, все они исходят из того, что здесь имеется отсылка к видению праотца Иакова — он увидел лестницу, по которой восходят и нисходят ангелы. Видение Иакова — один из символов отношения Бога и Его творения в эпоху Нового Завета. Бог более не закрыт от человека, Он близко, богообщение доступно каждому человеку. Этот факт — важнее всего прочего. Собственно, именно он и поражает более, чем само по себе Боговоплощение, следствием которого он является. Невероятная и постоянная близость Бога — вот то, что чувствует призванный Богом человек, эту близость можно пережить, но рассказать о ней так, чтобы она стала достоянием слушающих, увы, невозможно. Именно поэтому о ней не стоит говорить, но стоит молиться, чтобы она стала достоянием всех и каждого.

епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция