Расписание богослужений

150285 originalПослание апостола Павла к Евреям глава I, 10 — II, 3.

И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.

В иудейской среде времен апостола Павла была очень развито учение об ангелах. Считалось, что именно посредством этих служебных духов Бог передал людям Свой закон, при их помощи Он сообщает им откровение о Себе и вообще разнообразно действует в их жизни. А потому у тех, кто пришел в христианство из иудаизма, могло сформироваться неверное представление о личности Спасителя. Чем Он принципиально отличается от служебных духов? Каков статус Его слов по сравнению, скажем, с заповедями Моисея или писаниями пророков? Этой теме и посвящен только что прозвучавший отрывок.

Начинает апостол Павел с того, что рассуждает о свойствах Творца. Одно из них — это вечность. Это одна из самых фундаментальных истин христианской веры. Бог никогда не начал быть и никогда быть не перестанет. Иными словами, никогда не было времени, когда Его не было, и никогда не наступит тот момент, когда Он прекратит Свое существование. Да и мыслить о Боге в категориях времени — это большая ошибка. Ведь именно Он его творец. Он вне его и не подчиняется ему. Сын Божий, Иисус Христос, по Своей божественной силе равен Своему Отцу. А потому все вышесказанное напрямую относится и к Нему. Для того, чтобы подчеркнуть это равенство, апостол Павел использует цитату из Псалма: «седи одесную (то есть, справа от Меня) до тех пор, пока не положу врагов Твоих к подножию ног Твоих?» То есть, Спаситель сидит рядом, справа от Отца. Так сидели особы царской крови, наследники, рядом с действующим владыкой. При помощи этого образа апостол Павел подчеркивает особую близость Христа Творцу. Он не один из служебных духов. Он имеет царское достоинство, в силу которого возвышается над творением Божиим. Да и в самом псалме эта цитата начинается словами «сказал Господь Господу моему». То есть, один Господин говорит другому Господину. Говорит не слуге, не рабу, не самому совершенному своему созданию, а такому же как Он Сам.

Итак, перед нами одна из раннехристианских попыток выразить равенство Сына и Отца. Позже в 4 веке нашей эры на I Вселенском соборе христианские богословы предложили использовать для этого специальный термин «единосущный». Сын той же сущности, что и Отец. Он тот же самый Бог, который сотворил этот мир. А потому не может быть и речи даже о возможности какого-то сравнения между Ним и ангелами. Их разделяет огромная пропасть. Он Творец, они творения.

Эти возвышенные богословские рассуждения имеют прямые практические следствия. Все сказанное Христом лично во время Его жизни, неизмеримо больше и значимее, чем то откровение, которое получено людьми ранее через пророков. Евангельское благовестие уникально по своему происхождению. Это не результат домыслов человека и не следствие его поисков Высшего Смысла. Это следствие поисков человека Богом, Это Его голос, который обращен к каждому из нас. А потому, если мы, пытаясь найти истину с таким усердием прислушаемся к голосу выдающихся духовных лидеров, то с каким внимание нам необходимо прислушаться к Евангелию. Ведь именно здесь содержится вся та полнота того, которая нам необходима для спасения собственной души.

священник Дмитрий Барицкий.

Евангелие от Марка, Глава 2, стихи 1-12

Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Японский кинорежиссер Акира Куросава получил международную известность в 1950 году, когда на экраны вышла его картина «Расёмон» (Rashomon). Фильм удостоился признания не только на родине — Куросава получил за «Расёмона» сразу две престижные международные премии: Венецианского льва и Оскара. Критики отмечали глубокую философскую наполненность кинокартины. Сам же режиссер признавался, что при создании фильма им руководило желание показать людям, что правда всегда одна. Даже в том случае, если нам кажется иначе.

Сюжет «Расёмона» строится вокруг печальной истории. Некий разбойник нападает в лесу на самурая и его супругу. В результате самурай погибает, а женщина подвергается надругательству. Злодея ловят. Происходит суд. И тут выясняется, что одному и тому же преступлению дается сразу четыре описания. Свою историю произошедшего излагает разбойник, иначе рассказывает о случившемся супруга самурая. Дух погибшего воина, вызванный, так сказать, для дачи показаний, произносит третью версию. И, наконец, совершенно иное видение событий мы слышим из уст случайного свидетеля злодеяния — дровосека. В конце концов, оказывается, что каждый из четырех допрошенных лжет. Но эта ложь выглядит чрезвычайно правдиво. Потому что исходит не из головы, а непосредственно из сердца, из глубины личного бытия. Герои Куросавы лгут. Один — из желания облегчить наказание, другая — чтобы себя оправдать, третий — стремясь скрыть трусость, четвертый — утаивая собственное преступление. Но вот поразительная вещь — четыре лжи, соединившись, позволяют правде выйти наружу. Тем самым, Куросава показывает, что людей обмануть можно, а Бога — нельзя.

В сегодняшнем евангельском чтении мы тоже сталкиваемся с ложью, выдающей себя за благочестие, но побеждаемой правдой Божией. Христос приходит в город Капернаум и там совершает одно из самых знаменитых исцелений. К Спасителю приносят парализованного мужчину. Но так как в дом, где проповедует Сын Божий, попасть носильщикам не получается, они разбирают крышу и спускают кровать с больным прямо к ногам Христа. Спаситель возвращает парализованному возможность двигаться, произнося такие слова: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои». Так Господь Иисус показывает, что причиной страшной болезни тела был духовный недуг. Как реагируют на чудо собравшиеся? Простые люди ликуют, прославляя Бога. Но мы видим также хмурые лица иудейских законников. Те, услышав слова Христовы, начали думать про себя примерно так: «Он богохульствует! Кто может прощать грехи? Только один Бог на это способен! Бог, а не этот дерзкий человек без богословского образования». Спаситель услышал мысли книжников и возмутился той глубинной лжи, которая жила в сердцах этих людей. Господь Иисус прекрасно видел, чем на самом деле руководствуются Его критики. Не желанием защитить веру, а стремлением укорить Сына Божьего, уличить Его в неправомыслии и опозорить перед глазами окружающих. Даже видя перед собой явное чудо, законники отказывались его признать. Исцеления для них как будто не существовало. Значение имели только слова Христа, которые казались им богохульными.

Святая Церковь предлагает нам данный евангельский отрывок во второе воскресенье Великого поста, конечно же, не случайно. В прошедшее воскресенье мы праздновали Торжество Православия, то есть торжество правильной веры над неправомыслием. Однако принадлежность к пастве Христовой зависит не только от верности догматам, вселенским соборам и святым отцам. Не достаточно просто умом быть православным. Спаситель призывает нас и к верному действию. Иудейские книжники в точности знали все заповеди и обычаи, но это не сделало их лучше. Хуже того, представления законников о вере привели их ко греху богоубийства. Поэтому будем помнить, что к очень ценному знанию православного вероучения необходимо обязательно добавить исполнение заповедей Христова милосердия. Чтобы жить не по лжи, а по правде Божией, видеть мир глазами Господа Иисуса и проповедовать Его учение не только словом, но и делом.

священник Антоний Борисов.

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция