Расписание богослужений

1589730605Деяние святых Апостолов. Глава XI, стихи 19-26, 29-30.

Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.

Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу. Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.

Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.

У любого взрослого человека есть ответ на вопрос о том, какие существуют мировые религии. Конечно, количество религий в перечне может разниться в зависимости от уровня заинтересованности конкретного человека этим вопросом, но, пожалуй, абсолютно любой назовет в качестве мировых религий иудаизм, христианство, ислам, индуизм и буддизм. Но если говорить о христианстве, то Тот, Кого все знают как Основателя христианства, не создавал никакой религии. Христос Спаситель нигде и никогда не говорил, что Его ученики должны выделиться в отдельную общность со своими храмами, своей священнической иерархией, своим вероучением, своей традицией и так далее. Более того, единственная молитва, которую Он оставил Своим ученикам, была Им произнесена после настойчивых просьб апостолов, сложно предположить, произнес бы Он ее или нет, если бы не требования со стороны.

Но тем не менее христианство существует, оно имеет все классические признаки религии.

Вполне очевидно, что раз Христос Спаситель не ставил перед Собой цели сформировать независимое религиозное движений, то оно появилось в силу иных причин, причем происходило это постепенно, путь появления христианства как одной из мировых религий можно разделить на несколько этапов.

Об одном из этих этапов говорит сегодняшний отрывок книги Деяний святых апостолов.

Первое время после Христова Воскресения апостольская проповедь была сосредоточена исключительно в Израиле, а целевой аудиторией были иудеи. Апостолы обращались к евреям и делали акцент на пророческих и исторических книгах Ветхого Завета, с помощью которых они показывали, что Иисус из Назарета — никто иной, как чаемый иудеями Мессия, а вера в Иисуса как Мессию была, с точки зрения апостолов, естественным развитием религии Ветхого Завета, ведь именно Пришествие Мессии является основным чаянием иудаизма. Но после убийства первомученика Стефана и начала гонений апостолы были вынуждены идти дальше, они «прошли до Финикии и Кипра и Антиохии», проповедуя при этом по-прежнему лишь иудеям. Убийство Стефана и начало гонений, инициаторами которых были официальные представители иудаизма, поставило апостолов вне иудейской общины, они оказались от нее оторваны, те, кому они проповедовали в Антиохии прекрасно это понимали, и потому они не называли апостолов иудеями, но начали называть их христианами.

Так мы получили свое оригинальное имя, так началось отделение христианства от иудаизма.

Епископ Феоктист Игумнов

Евангелие от Иоанна, Глава 4, стихи 5-42

Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему.

Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Как же это удивительно, что Иисус, столько времени бывший со своими учениками, так ни разу и не открылся им, Кто Он такой на самом деле! И — надо же! — случайной женщине, да ещё и иноверцу, Он без всяких намёков и аллегорий говорит: да, это Я — Тот Самый Мессия, Которого ждут народы! Неужели эта женщина была умнее, добрее, благочестивее, чем ученики — которые пожертвовали всем, лишь бы следовать за Иисусом? Что в ней было такого исключительного, что именно ей было напрямую открыто то, к чему мучительно пытались пробиться самые изощрённые умы фарисеев и книжников — высокопрофессиональных верующих?

По правде говоря, мы не знаем. Что там происходило в душе этой самарянки, какой была её предыстория встречи с Иисусом — лишь только несколько штрихов оставил нам евангелист Иоанн Богослов, которых крайне недостаточно, чтобы воссоздать даже условный портрет этой женщины. Да, это большая загадка, почему Бог порой действует совершенно вопреки нашим ожиданиям и нашей логике. Но лично я на днях получил неожиданный ответ, и вот как это было.

В электричке рядом со мной ехал молодой парень, по виду — из небогатых соседних республик нехристианской традиции. Весь в наколках, ну совершенно, казалось бы, далёкий от каких бы то ни было религиозных запросов. Но, как-то незаметно, разговорились. И вдруг он начал читать свои стихи в стиле рэп — а в них красной нитью идёт... глубочайший искренний вопрос к Богу: почему Ты так поступаешь? Потом он рассказал о смысле своих татуировок — оказалось, и в них речь шла именно об отношениях с Богом — сложных, противоречивых, невыстроенных — и при всём этом — совершенно по-детски простых и открытых. Мы поговорили о молитве, о посте, о Церкви — и я ловил себя на мысли, что давно не было такого, чтобы каждое слово впитывалось, словно иссохшая губка.

Расстались очень тепло, по-братски — я поехал дальше, и всю дорогу думал о том, сколько же вокруг нас подобных самарян и самарянок, на которых мы сами по заскорузлости сердец уже поставили штамп: иноверец, духовно повреждён, живёт в смертных грехах — одним словом, враг и Богу, и нам. Но ведь вся эта вражда — исключительно в нашей голове, блокируя нам восприятие другого во всей его инаковости! Но Бог, как точно подметил Клайв Льюис, обязательно раздует в мощный костёр даже самый крошечный уголёк веры — лишь бы он был в душе! И пусть лучше мы снова и снова ошибемся, продолжая верить, что под грудой пепла страстей, грехов и бесчестия всё ещё теплится невидимый огонёк — за эту ошибку Бог уж точно нас не осудит!

Протоиерей Павел Великанов

Радио "Вдохновение"

Видеотрансляция