Расписание богослужений

2439822Второе послание апостола Павла к Коринфянам. Глава IX, 6-11.

При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.

Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.

Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.

Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.

Тема только что прозвучавшего отрывка — щедрость. Апостол Павел говорит о том, что из-за щедрости ещё никто не разорился. Одно из древних христианских выражений так и звучит: «блаженны те, кто даёт, а не принимает». Поэтому Павел сравнивает щедрого человека с сеятелем. Давать другому — это всё равно что сеять. Если сеешь скупо, то и пожнёшь скупо, если сеешь щедро, то получишь обильный урожай.

Что же именно может каждый из нас отдать другому? Конечно же, в некоторых случаях речь идёт о материальных благах. Протянуть голодному кусок хлеба — щедрость; приютить бездомного — щедрость; одеть нагого — щедрость. Однако не только это. Щедростью является и наша способность бескорыстно отдавать ближним своё время, свои силы и свои душевные способности. Ну и, конечно же, самая большая щедрость, на которую способен человек, — передавать окружающим то духовное состояние, которое мы приобрели, благодаря своей жизни во Христе. Делиться с людьми той благодатью, которая живёт в нашем сердце. Если внимательно вчитываться в текст Евангелия и Апостола, то мы увидим, что это является основой христианской жизни. Задача последователей Спасителя не копить духовные богатства для себя, а передавать их другим людям. Делится с ними той радостью, которую мы ощущаем, живя в Церкви. Поэтому апостол Павел и замечает: «горе мне, если я не благовествую». Он прекрасно понимал, что, если не передавать тот бесценный дар новой жизни, который он обрёл в Церкви Христовой, он зароет свой талант. Тот свет, который горит в его душе, погаснет. С дарованной ему благодатью случится то же самое, что происходит с ручьём, когда он встречает на пути непреодолимое препятствие. Какой бы быстрый, чистый, прохладный он ни был, если впереди запруда, ему суждено превратится со временем в затхлое, грязное болотце.

И ещё один важный момент: согласно апостолу Павлу, Бог обогащает нас Своей благодатью именно в ответ на нашу готовность делиться этим состоянием с другими. Если мы делаем шаг навстречу тем, с кем вчера у нас была вражда, признаём свои ошибки перед теми, кого обидели сами, примиряемся с людьми, которые в прошлом обманули или предали нас. Если подобной готовности нет, то и благодать не появится. Не появится даже если мы старательно исполняем все церковные предписания. А зачем ей появляться, если все равно ей суждено превратиться в болотце?

Вероятно, здесь и скрывается ответ на вопрос, который мы нередко себе задаём: почему Бог не приходит в мою жизнь? Почему я не живу в той радости Царства Небесного, которая, по словам Спасителя, — отличительный признак сердечного состояния Его учеников? Может, потому что вижу цель своей христианской жизни лишь в бесконечном самосовершенствовании ради самосовершенствования? Не является ли желание этого скрытой работой нашего больного эгоизма, который старается адаптировать Евангелие под себя? Который хочет, чтобы мы работали над собой лишь для того, чтобы хорошо выглядеть в своих глазах, глазах окружающих, Бога, и чтобы в конечном итоге хорошо было только нам? Возможно, необходимо сместить акценты? Вспомнить слова Спасителя, который, посылая Своих учеников на проповедь говорит им: «Даром получили, даром давайте». Ведь каждый из нас, каким бы никчемным человеком себя ни считал, имеет нечто, чем может с щедростью поделиться с теми, кто его окружает: благодатным даром прощения и принятия, который он получил просто так, ни за что, когда Господь нашёл его заблудшего и привёл домой, в Свою Церковь.

Священник Дмитрий Барицкий

Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 31-36

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

В сегодняшнем чтении мы слышим отрывок из проповеди Иисуса Христа, которая называется проповедью на ровном месте, то есть на некотором открытом пространстве. На первый взгляд призыв, с которого начинает Спаситель довольно прост и исполнить его труда не составляет.

В этике есть принцип, который называет талион. Он означает равное возмездие. Это то, что хорошо известно по ветхозаветному выражению «око за око и зуб за зуб». Тому, кто воспринимает слова Евангелия на слух или даже пробегает глазами при чтении текста, может показаться, что именно этот принцип озвучивает Христос. Ведь и в Его словах мы слышим «как люди с вами, так и вы с ними».

Однако не стоит обольщаться, потому что в данном случае наше сознание вводит нас в заблуждение. Услышав в словах Христа знакомые словосочетания, мы не вслушиваемся и не вдумываемся в них по-настоящему, но сразу отводим им в сознании место, уже существующее для каких-то подобных выражений. «Ну что ж, ещё одна формулировка золотого правила этики или принципа равного возмездия». В нравственном отношении жить так довольно просто — про себя ты уверен, что ты самый миролюбивый, по своей инициативе и мухи не обидишь, в то же время на всё отвечаешь зеркально... Сам я хороший и, если что, ответственность не на мне. Только вот беда, отвечать зеркально у людей практически никогда не получается, и закон, который многими ещё в древности считался справедливым, на деле в обычной жизни может стать законом постоянно умножающегося зла.

Впрочем, стоит признать, что всё это не имеет отношения к призыву, который сегодня мы услышали из уст Христа. Перед нами действительно принцип равного возмездия, но как будто бы сформулированный наоборот. И если обычно мы воспринимаем себя как реагирующих на чужое поведение, нам стоит остановиться и задуматься над тем, что именно сказал Христос. «Как вы хотите, чтобы с вами поступали — так вы поступайте». То есть не мне кто-то задаёт стиль и тон общения, которому я только подчиняюсь. Я задаю этот тон. Это бывает крайне неудобно и невыгодно... Ведь ответственность, которую мы привыкли перекладывать на других, каждый должен возложить на себя.

Но что же, если это подействует, почему бы и нет? — скажет кто-нибудь. Если люди из-за нашего поведения люди будут вести себя так, как мы хотим, попробуем использовать этот метод.

Только этого как раз Христос не говорит. Он не даёт никаких обещаний и гарантий. Более того, в Его собственной жизни мы видим пример того, как доброе отношение к людям, не растопило их сердец, не сделало их добрее. Спаситель всё равно был распят. Но если совет Христа не приносит видимой пользы, для чего же он дан? Христос отвечает на этот вопрос очень просто: вы наречётесь сынами Всевышнего, который любит всех — злых и добрых. И мы оказываемся на развилке: поступать по логике мира — это умножать зло, которому не будет конца. Поступать, как Бог, — значит хотя бы со своей стороны делать больше добра. В рамках жизни отдельного человека такое поведение может и не принести видимых плодов, но в перспективе только оно может изменить мир к лучшему.

Священник Стефан Домусчи

Радио "Вдохновение"

 

Видеотрансляция

";

Ссылка на страницу видео